Смекни!
smekni.com

Возникновение и распространение христианства (стр. 6 из 6)

Былые гонения христианства римским государством в начале VI в. сменились активной поддержкой этой новой религии. Император Константин (ок. 285-337) своим эдиктом от 324 г. положил начало превращению христианства в государственную религию Римской империи. Через год, в 325г., под его председательством собрался в г. Никее первый вселенский собор христианских церквей (См. Гл. "Никейский собор), сыгравший важную роль в утверждении христианского вероучения.

Обращение рабов и неимущих в христианство приводило к столкновению с государственными властями, порождало многочисленные преследования и гонения. Все это вместе взятое позволяет говорить о том, что социальная ориентация раннего христианства, выполняющего нередко роль политической оппозиции, рассматривалась как определенная угроза государственной структуре. Поэтому власти принимали меры по защите строя и его идеологии. По мере распространения христианства и роста оппозиционных настроений религиозная нетерпимость в отношении христиан принимала все большие масштабы.

5. Христианская община Изменение социального состава общин определило и эволюцию их

социальной направленности. Наблюдается все больший отход от прежних демократических тенденций, все настойчивее становится стремление к союзу с императорской властью.

Императорская власть, в свою очередь, ощущала острую необходимость дополнить мировую империю мировой религией. Попытки превратить в таковую одну из национальных религий, в частности римскую, успеха не имели. Нужна была новая религия, понятная всем народам империи.

. По мере роста христианского космополитизма и формирования основных догматических представлений усилился процесс отхода от иудаизма и разрыва с ним. К концу I - началу II в., в особенности после поражения еврейских восстаний против Рима и обособления Иудейства, этот разрыв, очевидно, оформился окончательно.

.Положение христиан было трудно, потому что римские правители во времена империи очень подозрительно относились ко всяким союзам и обществам, даже самым невинным. Они боялись, что может завестись заговор и измена.

2.5. Отношение государства к Церкви.

Если выше мы рассмотрели отношение церкви к государству, то сейчас рассмотрим, каково же было, наоборот, отношение общества и государства к Церкви в первый век ее существования. Очевидно, что к середине 1 века власти научились различать христиан от иудеев. Это различие указывает как на увеличение общины, так и на то, что власти стали подозрительно относиться к секте христиан. По мнению некоторых ученых преследовались христиане (на первом этапе) не за идеи, а за якобы совершенные ими поджоги Рима. С этой точки зрения можно сделать вывод, что власти не осознавали еще в полной мере всей опасности христиан для империи. По мнению других, христианство рассматривалось властями как

-7-

оппозиционное государственной власти, императору движение. Так или иначе гонения на христиан имели место на протяжении довольного большого отрезка времени. Космополитизм раннего христианства, эгалитаризм, неприятие божественного императора, обращение к униженным и угнетенным(соц. сущность, см. главу “Демократия духа”), по мысли правящей верхушки представляли определенную идеологическую опасность, что и повлекло за собой политику запретов и гонений. Античный ум, оставаясь самим собой не мог иначе реагировать на это новое учение, явно шедшее наперекор всему тому, чем жила античность (например, вместо службы государству и обществу- мечту о Небесном Царстве).

Более того в коммунистической “организации” общины они видели источник анархизма, к которому чувствовали неприязнь и ненависть. Они слишком презирали эту пролетарскую религию. Поэтому позже, уже в 4 веке, когда христианство стало господствующей религией, последовательные язычники оставались при том же презрительном отношении к христианству.

Определенный интерес представляют в этом плане “Письма Плиния Младшего” императору Трояну. Автор писем, расследуя деятельность христиан, отмечает, что ”не обнаружил ничего, кроме безмерного уродливого суеверия ”.*

.Учение Христово распространялось сначала на востоке, среди евреев и греков, в странах греческой речи. Евангелия были написаны на греческом языке. В первые полтораста лет в Риме и западной части империи было мало последователей христианства. Греки принимали христианство скорее, потому что они были мягче нравами и образованнее. Христианское учение не делало различия между людьми по их происхождению. Апостол говорит, что нет ни эллина, ни иудея, ни свободного, ни раба, а все - одно во Христе

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Библия.

2. Виппер Р.Ю. Очерки по истории Римской империи (окончание). Рим и раннее христианство. Избранные сочинения в 2т. Т.2. – Ростов-на-Дону: Феникс. 1995. – 478с.

3. Гегель Г.В.Ф. Жизнь Иисуса // Гегель Г.В.Ф. Философия религии: в 2т. Т.1. – М.: Мысль, 1976. С.35-101.

4. Донини А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана): пер. с итал. – М.: Политиздат, 1979. - 341с.

5. Зелинский Ф.Ф. Соперники христианства. - М.: Школа-Пресс, 1996. – 461с.

6. Каутский К. Происхождение христианства: пер. с нем. – М.: Политиздат, 1990. – 463с.

7. Косидовский З. Сказания евангелистов. М.: Политиздат, 1977. – 262с.

8. Крывелев И.А. История религий. Очерки в двух томах. Т.1. М.: Мысль,1975 – 415с.

9. Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. – Л.: Лениздат, 1988. – 334с.

10.Лебедев А.П. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом. – М.: 1994. – 398с.

11. Неоспоримые свидетельства: (Исторические свидетельства, факты, документы христианства) /Сост. Д.Макдауэлл. – М.: СП ”Соваминко“. 1992. - 147с.

12. Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира. (История первых веков христианства) – С-Петербург: Терра, 1991. – 348с.

13. Ранович А.Б, Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. – М.: Политиздат, 1990. – 477с.

14. Ренан Э. Жизнь Иисуса. М.: Прометей, 1990. – 328с.

15. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. – М.: Политиздат. 1989. – 335с.

16. Свенцицкая И.С. Тайные писания первых христиан. – М.: Политиздат, 1981. – 288с.

17. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М.: Политиздат, 1964. -559с.

18. Хроника человечества / Сост. Бодо Харенберг. – М.: “Большая энциклопедия”, 1996. - 1198с.

19. Штраус Д.Ф. Жизнь Иисуса: Пер. с нем. – М.: Республика, 1992. – 147с.

20. Энгельс Ф. О первоначальном христианстве. – М.: Полтитиздат. 1990. – 47с.

21.

1. Евангелие

2. Ф. Энгельс. О первоначальном христианстве. М.: изд. полит. лит., 1990.

3. История религии. М.: центр “Руник”, 1991.

4. К. Каутский. Происхождение христианства. М.: изд. полит. лит., 1990.

5. А. Б. Ранович. Первоисточники по истории раннего христианства. Политиздат. 1990.

6. В. В. Клочков. Религия, государство, право. М.: Мысль. 1978.

7. В. Н. Савельев. Свобода совести: история и теория. М.: Высшая школа. 1991.

8. Б. Рассел. Почему я не христианин. М, Политиздат 1978.

9. И. Д. Амусин. Рукописи мертвого моря. М.: изд. АН СССР, 1960

10. Научный атеизм. Учебн. пособ. под ред. М. П. Мчедлова М.: Политиздат, 1988.

11. И. С. Свенцицкая. Раннее христианство: страницы истории.

12. История политических учений под ред. Нерсесянца. М.: Инфра×М-Кодекс., 1995.

13. Плиний Младший. Письма М. 1989.

14. Н.Н. Азаркин История политических учений. М.: Юрист, 1994.


[1] Цит. по: Косидовский З. Сказания евангелистов. – М.,1977. С.10.

[2] Там же, С.12.

[3] Там же, С.13.

[4] Цит. по: Каутский К. Происхождение христианства. – М., 1990. С.35-36.

[5] Там же, С.36.

[6] Цит. по: Каутский К. Происхождение христианства. С.46.

[7] История политических учений. Под ред. Нерсесянца, С. 20

[8] Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. – М., 1989. С.50.

[9] Там же, С.76

[10] Там же.

[11] Амусин И.Д. Рукописи мертвого моря. – М., 1960. С.162

[12] Там же, С.225

[13] Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство// О первоначальном христианстве. –М., 1990. С.4

[14] Там же, С.9

[15] Там же.

[16] Рассел Б. Почему я не христианин. М., 1987. С 168

[17] Каутский К. Происхождение христианства. С.312