Смекни!
smekni.com

Древняя Япония (стр. 1 из 2)

ВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Реферат

По дисциплине: «История отечественной и зарубежной культуры»

Тема:”Культура древней Японии”.

Луганск 2000

Первые упоминания о Японии Европа услышала ещё в эпоху Средневековья, познав её вместе со смелыми путешественниками как страну неслыханной вежливости и сказочного богатства. Эти представления доминировали и тогда, когда в XVII-XVIII веках сначала португальскими, а потом голландскими купцами и миссионерами были обнародаваны многочисленные факты из жизни и истории этой далёкой для европейцев страны. Сегодня каждый может узнать из соответствующих источников, что Япония (на Японском языке Нихон) – это островное государство, которое занимает часть островов Японского архипелага приблизительно на 3400 км вдоль восточной части Азиатского материка, омытого водами Тихого океана. Япония первой встречает солнце из-за морского горизонта и поэтому носит гордое имя «Страна восходящего солнца». Национальный флаг великолепно отображает это в изображении красного овала солнца на фоне белого полотна.

Неугасающий интерес к Японии в наше время получил новый импульс в понимании её роли как единой в восточном регионе высокоразвитой капиталистической станы, которая заставляет считаться с собой и её неординарным культурным комплексом. Предметом анализа становится данный феномен и в самой Японии, которая видит в нём гарантии дальнейшего успешного развития. Японская культурологическая мысль, которая не имеет стойких исследовательских традиций и внутреннего единства и существует как поле столкновения реакционно-националистических и прогрессивно-демократических концепций, подошла, наконец, к пониманию необходимости дать объективный ответ на вопрос об уникальности японской культуры, тем самым определить постоянно действующие в ней вспомогательные стимулы.

Традиционно это предусматривает поворот к древнейшему опыту освоения человеком мира и нахождения ним своего культурно-образовательного потенциала. Но в Японии только после II Мировой Войны мифы про «эру богов», которые веками поддерживали авторитет власти и государственности, стали уступать место разговору про первичность общества, про японскую культуру. Эпоха палеолита в аспекте своих традиционных характеристик и на японской почве выявила единство общечеловеческих корней, неолит и энеолит сделали шаги в направлении спецификации японской культуры как культуры определённого народа. С этого времени на протяжении своего исторического существования она наряду с ярко выраженным традиционализмом постоянно демонстрирует умение ассимилировать элементы других культур, органично включая их в свой культурный комплекс.

Патриархальный строй (удзи), важное приобретение родоплеменных отношений, стало главной основой социальной структуризации японского общества. Его роль оставалась доминирующей и тогда, когда общинная собственность на землю и орудии труда, демократический характер первых форм власти, были вытеснены имущественными различиями, возникновением большого землевладения и рабовладельства. Ярко иллюстрирует эти перемены появление среди родоплеменных объединений главенствующего племенного союза Ямато (IIIIV ст.), который широко использовал труд рабов. Необходимо добавить, что исторические условия развития Японии не давали возможности рабовладельцу выйти за пределы одного общественного строя и определить все стороны жизни. Соответственно его роль не была центральной в иерархическом укладе общества, где ниже родовой знати и аристократии находились вольные общинники (селяне), полувольные профессиональные группы (бемин) мелких производителей и выделение своим привилегированным положением профессиональные общины-роды служители культов, администраторов, военных и других, которые свою силу и влияние использовали в борьбе за власть при дворе.

Проникновение в Японию буддизма, китайской общественно-политической мысли, письменности существенно повлияли на её дальнейшее культурное и общественное развитие. Процесс расклада родового устройства был значительно ускорен введением прогрессивных форм орошения и обработки земли, эффективных способов ремесленного производства, возникновением чайной культуры и шелководства. Обострение классовой борьбы требовало крепкой власти, способность сдерживать протест низов, то есть единой централизованной державы. В результате политической борьбы знатных родов верховный правитель племени Ямато был провозглашён императором, активно распространялась легенда про его божественное происхождение. Вся страна, приобретшая в это время название «Страна Солнца, что восходит», была раздроблена на отдельные административные единицы, власть в которых, как и важнейшие должности и ранги при дворе отдавались бывшим вождям и старейшинам, для того чтобы устранить формирование оппозиции. Феодальным кодексом Тайхорьё в 701 году были оформлены разделительная и налоговая система, структура государственного аппарата права феодальной аристократии относительно крестьянства и таким образов создано раннефеодальную централизованную державу, что определило жизненный уклад японцев более чем на 500 лет. Развитие материальных основ феодальной системы вызвало длительное существование феодальной раздробленности и численности междоусобных войн, коней которым было положено в 1598 году в битве при Секигахара дома Токугава, который приобрёл первенство в процессе объединения страны. Власть перешла в руки военных. Возглавляемых Сёгеном, владельцев наибольшего из княжеств. Правительство (сёгунат) находился в Эдо. Остальная часть территории принадлежала феодальным князям (даймё). В тоже время император, который был признан как номинальный суверен, жил со своим двором в Киото на правах затворника.

В период Токугава, что длился более 250 лет, сложилась жестокая социальная иерархия, что поделило общество на 4 класса: дворяне, крестьяне, ремесленники и купцы. С 1640 года начинает проводится политика жесточайшей изоляции страны от внешнего мира с целью сохранения созданной общественной целостности, Защиты от какого либо влияния Запада. К западу так или иначе подталкивали Японию реальные процессы развития государства: укрепление товарного производства дало сильный толчок дифференциации крестьянства, богатые представители которого основали класс буржуазии.

В 1854 году в результате демонстрации силы американского флота возле берегов Японии страна открылась для внешних взаимоотношений, что, безусловно, ускорило процесс вызревания в ней капиталистических взаимоотношений. Это вызвало протест участий служивого дворянства, зажиточных крестьян и купечества, которые начали реформистское движение под лозунгом реставрации императорской власти, узурпированной домом Токугава. Он завершился в 1867 году свержением сёгуната и началом так называемой «революции Мэйдзи» («Мэйдзи» - просвещённое правление), что ликвидировало феодальную систему и создало единое национальное государство, и возвращённый на престол император в решении государственных вопросов

руководствовался решениями новосозданного кастово-аристократического правительства.

Обеспечение национального единства требовало повышение престижа императора, пропаганда исключительности японского государственного устройства толкало на путь шовинизма и милитаризма. Конституцией 1889 года власть императора была признана абсолютной, кабинет министров подчинялся ему полностью, несущественные демократические права декларировались только формально. Серия победоносных войн, что поставило страну в чрезвычайное положение в дальневосточном регионе, увенчалось её успехом в Первой мировой войне – под власть Японии попала не только Монжурия, Внутренняя Монголия, но и Китай, вынуждены выполнять большинство её кабальных условий. Капитуляция, подписанная Японией как участницей Второй Мировой войны 2 сентября 19454 года, положило конец японскому милитаризму, что соответственно определяло дальнейшую политику страны, которая провозгласила отказ от войны в решении международных проблем и запрет создания каких-либо вооружённых сил.

Сегодня Япония – конституционная монархия, где император, «символ государственности и единства народа», не имеет фактической власти. Роль наивысшего органа государственной и законодательной власти исполняет парламент.

Двери в самобытный мир японской культура открывает эпоха Дзёмон «VIII – I тысячелетие до новой эры», свидетель первых серьёзных шагов человека утверждение себя в природе, в обобщенных и упорядоченных ранних представлениях о мире. Это время прорыва из жестокого существования в творчество, результатом которого стали солнечные часы – символ вечности – и керамика Дзёмон (огромные парадные посудины и бытовая посуда), пластика и символичная орнаментация, которая свидетельствует о возникновении соответствующего космогоничного кода. Обожествление творческого акта породило миф о творцах японской земли – супруги Идзанаги и Идзанами, о происхождении от богини солнца Аматирасу, наиболее уважаемого божества, рода императоров, положили начало эры мифотворчества, астральным культам. С тех пор Япония вынуждена была идти путём определённым богами (Синта – путь богов), то есть поклоняться силам природы и предков, воспринимая мир через чувства удовлетворения от общения с миром.

Синтаист стал чисто японской религией, которая даже после проникновения в страну других религиозных направлений оставалась значимой, всегда ассимилируясь с ними в виде влиятельного ментального знаменателя. Соответственно в ней японцы с давних времён видели своё предназначение в гармонизации мира. Уже в одном из ранее законодательных документов «Конституции из 17 статей» Сётоку Тайси (574 – 622 годы), который правил в Японии более 30 лет, мы читаем: «Уважайте гармонию и возьмите за правило – не действовать наперекор». Гармония заняла особое место в системе японской культуры как главный организационный признак человеческой жизнедеятельности. Как определяют японисты, чувство органичного слияния с природой подкреплялось не только одухотворяющим его синтоизмом, позднее прикладывал до этого свои усилия и буддизм, который утверждал, что «всё в природе – твои отец и мать», и даосизм, уверенный, что Дао пронизует всё – от былинки до Вселенной. Убеждённый в живой связи всего со всем японец знал, что нарушение этой связи угрожает вселенскому организму, и соответственно корректировал свои мысли, чувства и поступки, тем более, что родоплеменное устройство, которое подпитывало синтоизм, ориентировало на восприятие окружающего мира через коллективные переживания, где царствовало всеобщее согласие о мироустройстве благодаря активности богов и вождей. Этот стереотип начинает, изменятся, когда иммиграция с азиатского континента (Кореи и Китая), обогащает Японию культурой металлов и поливного земледелия, вызывая коренные изменения в её развитии: концентрацию больших масс людей в поселениях, появление излишнего продукта, имущественное расслоение и, наконец, зарождение системы эксплуатации с соответствующими властными структурами. Тенденция концентрации власти, что появилась с приходом эры железа (приблизительно 3 столетие), привела к созданию первой японской державы – Ямато, которое своеобразно соединило в себе рабовладельческий строй с элементами феодализма, заимствованными в Кореи и Китае. Ей соответствовала весьма однородная культура одним из ярких явлений которой было возведение тысяч курганов (кофун), символов солнечного культа, трансформированного в условиях нового социально-политического устройства в культ государственного вождя, наследника богини солнца Аматерассу. Уникальным культурным приобретением того времени стала культура дотаку – бронзовых звонов, которые были священным ритуальным предметом, связанным с культом предков. Признаки мастерства видны на найденных в курганах погребальных аксессуаров: медных зеркал, золотых шлемов, мечах с позолоченными рукоятками, золотых и серебренных украшений, высококачественных гончарных изделий больших размеров сложной конфигурации, исполненных под влиянием континентального гончарного искусства.