Смекни!
smekni.com

Жанр портрета (стр. 2 из 4)

Вся жизнь и творчество Крамско­го — ответ на этот вопрос. Художник большого творческого темперамента, глубокий и оригинальный мысли­тель, он всегда боролся за передо­вое реалистическое искусство, за его идейность и демократическую содер­жательность. В 1863 г. именно он былинициатором «бунта 14-ти», когда лучшие ученики Академии художеств отказались писать программные вы­пускные работы на надуманные, ли­шенные социального содержания мифологические темы и организовали своеобразную коммуну — Артель ху­дожников.

С 1870 г. Крамской — учредитель и идейный вождь Товари­щества передвижных художествен­ных выставок, страстный пропаган­дист реализма в искусстве. Не только в таких монументальных полотнах, как «Христос в пустыне», отразились неустанные поиски худож­ником идеала гражданственности и демократичности.

Может быть, в еще большей мере воплощены они во мно­гих портретах современников, напи­санных Крамским в 60—70-е гг. Интеллигент-разночинец, идущий не­легким путем жизненных испытаний, внимательно и требовательно всмат­ривающийся в окружающий мир,--таким предстает художник в «Авто­портрете» (1867, ГТГ). Это не просто портрет, а портрет-обобщение, в ко­тором через индивидуальное, при­сущее, казалось бы, только модели, передано нечто всеобщее, закономер­ное, характерное для всех лучших людей эпохи. Тот же удивительный сплав психологически неповторимого и типичного для своего времени в портретах Л. Н. Толстого (1873) и Н. А. Некрасова (1877; оба — ГТГ). Особое место в портретном творче­стве Крамского занимают образы крестьян.

Не темных, задавленных нуждой людей изображает он, а знаю­щего себе цену, готового постоять за себя «Полесовщика» (1874, ГТГ) или обаятельного в своем мудром лукав­стве Мину Моисеева (1882, ГРМ; этюд к картине «Крестьянин с уздеч­кой», 1883, Государственный „музей русского искусства, Киев).

Высшие достижения в создании портретов-типов при­надлежат И. Е. Репину: он находит у своих моделей неповторимо-конкретные, только им присущие позы, жесты, выражения лиц и пе­редает с их помощью и духовные особенно­сти личности, и ее социальную характеристику.

Одним из факторов, изменивших в конце XIX века облик портретных произведений, был пленэр. В обращении к пленэру многие русские художники увидели возможность "двинуться" к солнцу, воздуху, воз­можность для разрешения световых, цветовых и пространственных задач. Пленэрная живопись, восходящая еще к творчеству А.А. Ивано­ва, в русском искусстве второй половины XIX века связана прежде всего с именами В.Д. Поленова и И.Е. Репина. Блестящее претворение принципы пленэра нашли в картинах Репина "Крестный ход в Курской губернии" (1883) и "Не ждали" (1884).

Элементы пленэра содержатся также в некоторых других работах художника того времени, в частно­сти, в портретах М.П. Мусоргского (1881) и В.В. Стасова (1883). В искусстве Репина пленэр стал важным фактором и последнего, завершающего этапа творчества. Репин предпочитает теперь писать молодых людей, в особенности девушек, среди природы, освещенных солнцем. В этих портретах, выполненных светлыми чистыми краска­ми, утверждаются красота и всепобеждающая сила молодости ("Бело­рус", 1892; "Осенний букет", 1892; "Под солнцем", 1900). Новые веяния в искусстве коснулись художественного мировосприя­тия и некоторых других столпов передвижничества. Они дают себя знать в портретных этюдах Ярошенко, сделанных на ярком солнце, в его портрете Н.Н. Ге (1890), менее типизированном, чем другие, содержащем эмоциональный подход к модели, которую художник органично связывает с естественной для нее творческой средой, в портрете Н.И. Петрункевич (1893) работы Ге, хотя и темном по колори­ту, но как выбором модели и ситуации, так и своим общим на­строением, безусловно, перекликающимся с набирающим силу моло­дым искусством.

Он выступает как портретист, мастер бытовой и исторической кар­тины. Портрет был не только веду­щим жанром, но и подосновой твор­чества Репина вообще. При работе над большими полотнами он систе­матически обращался к портретным этюдам для выяснения облика и ха­рактеристики персонажей. Таковы «Протодьякон» (1877) и «Горбун» (1881, ГРМ), портреты, связанные с картиной «Крестный ход в Курской губернии» (1880--1883, ГТГ). Как и в «Бурлаках на Волге», но в более мас­штабной форме, здесь проявилось ве­ликое умение Репина чувствовать и пе­редавать стихийную жизнь массы, толпы людей, не теряя при этом инди­видуального, портретного своеобра­зия каждого лица.

Характеристики привилегированной части толпы — помещицы, купца, священника отме­чены духом социально-критической иронии. В образной трактовке простых людей, нищих, странников Репин остается гуманистом и реалистом, ви­дящим и нравственное превосходст­во народа, и его заблуждения. Фаль­шивому благочестию сытой публики противопоставлена глубоко искрен­няя, но слепая надежда обездолен­ных прорваться к своей правде в мире угнетения и несправедливости. Вслед за В. Г. Перовым и И. Н. Крамским Репин продолжает созда­ние галереи образов выдающихся представителей русской обществен­ной мысли, науки и культуры.

В лучших своих портретах — В. В. Ста­сова, Л. Н. Толстого, М. П. Мусорг­ского Репин достигает жизненной полноты и многогранности характеристики благодаря удивительной ком позиционной изобретательности и активности изобразительных средств, чуждых пристрастия к какой-либо одной манере: она всегда сообразу­ется с «манерой»— повадкой, осан­кой, темпераментом — портретируе­мого лица.

Одна из главных тем жанровых по­лотен Репина — типичные моменты жизни русского революционера-на­родника («Арест пропагандиста», 1880—1892; «Отказ от исповеди», 1879—1885 и «Не ждали», 1884— 1888, все в ГТГ). В отраженной ху­дожником в картине «Не ждали» гам­ме психологических реакций на собы­тие — изумления, недоверия, радос­ти — безусловно доминирует немой диалог взглядов матери и возвратив­шегося из ссылки сына. Герой карти­ны, не отрекаясь от прошлого, ждет не сострадания и прошения, а понимания и оправдания необходимости той жертвы во имя долга перед народом, который когда-то заставил его поки­нуть родной дом. Признание семьей гражданского подвига отца, брата, сына выдвигается Репиным как проб­лема, имеющая широкое общечело­веческое значение. Склонность к психологическому драматизму в обрисовке ситуаций сказывается и в исторической живо­писи Репина. Художник стремится показать исторических героев в мгновения предельной душевной на­пряженности. Эта тенденция дости­гает кульминации в картине «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ).

Содержа­ние картины помимо конкретного исторического правдоподобия ситуа­ции и характеров, говорит о «вечной» коллизии наказания деспота мукой раскаяния за невинно пролитую кровь. В картине «Запорожцы пишут пись­мо турецкому султану» (1878— 1891, ГРМ)—иная мысль, связанная с поис­ками жизнеутверждающего идеала, героических характеров. Последний высокий взлет репин­ского таланта относится к началу XX в., когда художник работает над грандиозным групповым портретом-картиной «Торжественное заседание Государственного Совета» (1901— 1903, ГРМ), выполнив серию этю­дов, отличающихся замечательной остротой характеристики и живопис­ной свободой. Подлинный гражданский пафос, демократизм, выражающийся не толь­ко в глубоком понимании и изобра­жении народной жизни, но в ясности и доступности самого изобразитель­ного языка, высочайшее реалисти­ческое мастерство, правда характе­ров, интерес к животрепещущим во­просам современности — залог не­преходящей ценности искусства Ре­пина.

Опыт Репина в области пленэрного портрета был продолжен и обогащен живописцами младшего поколения - его учеником В.А. Серовым и К.А. Коровиным, произведения которых - "Девочка с персиками" (1887), "Девушка, освещенная солнцем" (1888), "Хористка" (1883), портрет Т.С. Любатович (1886?) - явились для современников подлинным откровением. В этих работах показан не только характер портретируемых и присущие им индивидуальные особенности, фигуры девушек тесно связаны с внешней средой, все пронизано светом и воздухом.

Столь непосредственного восприятия мира, подобной убе­дительности ситуации, свежести, звучности и чистоты цвета не знала еще русская портретная живопись. И что в данном случае особенно важно - свет в работах молодых русских художников не только не растворял в себе фигуру человека, как сплошь и рядом бывало в произведениях западного импрессионизма, а, напротив, способствовал выявлению жизненной правды, созданию одухотворенных поэти­ческих образов.

Пленэр во многом обогатил русскую живопись, но при этом он таил в себе определенную опасность, в особенности для живописи портрет­ной. Он вносил в нее момент мимолетности, сиюминутности, что при чрезмерном увлечении световыми и цветовыми эффектами грозило потерей в портрете человека. Тем не менее на протяжении 1890-х годов и даже двух первых десятилетий XX века ряд русских худож­ников умело использовали при портретировании как пленэр, так и некоторые приемы импрессионистической техники.

Однако важно подчеркнуть, что поступательное движение живописи пошло в другом направлении, в сторону усиления черт декоративности и мону­ментальности. Произведения Серова и Коровина 1880-х годов стали важным звеном в развитии портретного жанра. Во многом расширяя его понятие, они явили собой подлинно новый тип портрета. Общепринятой формой портрета во второй половине XIX века было поясное, реже погрудное или поколенное изображение. Художники сосредоточивали почти все внимание на изучении лица человека.

Представленный на нейтральном фоне, он как бы изолировался от окружающего мира, замыкался в самом себе. В "Девушках" Серова и портрете Любатович Коровина пространство взято значительно щедрее, шире. Интерьер или пейзаж, являются не просто фоном, а органичной естественной средой. Здесь проявилась также одна из основных тенденций в развитии русского портретного искусства данного периода - тяготение к обобщенно-син­тетическому картинному претворению образов. Ведь это не просто портреты, а портреты-картины. Таковыми делает их как наличие антуража, так и содержательность, значительность самих портретных характеристик, их синтетический строй. Не случайно серовские "Девочка с персиками" и "Девушка, освещенная солнцем" стали символом вневременных ценностей - молодости, красоты жизни, бли­зости человека и природы.