Смекни!
smekni.com

Жанр портрета (стр. 4 из 4)

"Осенний букет" вместе с картиной "Охотник" (изображена Н.И. Репина), также исполненной в Здравнёве, экспонировался на XXI выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1893 году. Работа была высоко оценена в печати. Многие художники относи­ли ее к лучшим произведениям, представлен­ным на выставке и "производившим фурор".

Портрет Наталии Ивановны Петрункевич, в замужестве Конисской. 1893

Ге как человека философского склада ума бо­лее всего увлекали исторические и религиозно-нравственные темы. Его известная картина "Петр I допрашивает царевича Алексея" (1871) справедливо считается одним из значительных произведений русской исторической живописи второй половины XIX века. Художник мечтал о нравственном преобразовании общества и в ряде картин на евангельские темы ("Тайная вечеря", 1863; "Голгофа", 1893; "Распятие", 1894, и другие) стремился воплотить свою веру в высокие общечеловеческие идеалы добра, любви, справедливости. Над портретами Ге начал работать еще во время обучения в Академии художеств. За долгие годы творчества он написал многих своих современников. В основном это были передовые деятели культуры: М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.И. Костомаров, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, М.М. Антокольский, Л.И. Тол­стой и другие. Ге принадлежит также один из лучших портретов А.И. Герцена. Работы, исполненные в 1850 - 1880-х годах, отличаются глубоким проникновением в духовный мир модели. Человек в них обычно показан в со­стоянии напряженного раздумья. В боль­шинстве это - погрудные портреты, их коло­ристическая гамма темная, сдержанная. Портрет Наталии Ивановны Петрункевич на­писан художником в конце его жизни. Ге увлекает теперь не столько постижение своеобразия модели, сколько передача опреде­ленного настроения. Девушка изображена поч­ти в полный рост у раскрытого окна. Она по­гружена в чтение. Ее лицо, данное в профиль, наклон головы, поза выражают состояние за­думчивости. Как никогда ранее, Ге уделил большое внимание фону. Прекрасно передан­ный пейзаж за окном, скользящие по листве последние предзакатные лучи солнца, сгущаю­щиеся сумерки вносят в произведение ощуще­ние быстротечности времени, некоторой на­стороженности и тревожности. По одухотворенности образа и его лирической трактовке, а также по стремлению к пленэрности решения эта картина родственна неко­торым работам, созданным в 1880-х годах мо­лодыми художниками В.А. Серовым и К.А. Коровиным. Портрет был написан в Черниговской губер­нии на хуторе, принадлежавшем Ге. За окном комнаты открывается вид на ведущую к дому художника аллею из гигантских тополей и берез.

Позировала Ге дочь помещиков Петрункевичей, живших по соседству. Недавно стало известно, что Н.И. Петрункевич в годы гражданской войны была расстреляна петлюровцами. Произведение экспонировалось на XXI вы­ставке Товарищества передвижных художест­венных выставок в 1893 году. И.Е. Репин, по­сетив выставку, сообщал Л.Н. Толстому: "То как живописец сделал большой успех против последних работ своих. Мне очень понрави­лась его девица, стоящая у отворенного окна с фоном сада, освещенного заходящим солн­цем'". Высоко оценил это произведение также В.А. Серов. В 1910 году он писал И.С. Остроухову: "...отчего бы не навести справки относи­тельно портрета Ге - г-жи Петрункевич? Мо­жет быть в Галерею его бы и продали - вещь отличная и я ее отлично помню". По реко­мендации Серова портрет был приобретен для Третьяковской галереи.