Смекни!
smekni.com

Костюм Нидерландов XVII века. Голландское барокко. Гармония черного и белого (стр. 2 из 4)

Женщины в жанровом искусстве, как и в жизни, занимали большое мес­то. Они были хранительницами до­машнего очага, следили за чистотой и порядком в доме, они, даже отдыхая, занимались рукоделием, которым украшали дом и одежду. Француз де Сен-Эвримон писал в 1665 году маркизу де Реки: « Здешние дамы очень вежливы, и мужчины не обижаются на то, что общество их жен и дочерей предпочи­тают их собственному. Голландки до­статочно приветливы для того, чтобы доставить нам развлечение, но не на­столько оживлены, чтобы быть «опас­ными» для нашего спокойствия... Как бы то ни было, можно сказать, что голландским женщинам свойственна некоторая недоступность и воздержан­ность, и они передаются от матери к дочери по наследству... Все женщины, без исключения, того мнения, что выйдя замуж, они уже не смогут сво­бодно располагать собой. Для них су­ществует только долг...».

Это письмо полностью характери­зует голландских женщин XVII века. Подтверждение мы находим и на мно­гочисленных картинах. Они изображе­ны в уютной обстановке, одетые в теплые, отороченные белым пушис­тым мехом короткие верхние одежды. Кстати, такие же теплые «кацавейки» носили наши русские женщины во времена царствования Петра I, когда «немецкая слобода» в Москве была заселена голландцами.

Изучая голландское искусство, мы невольно изучаем и жизнь народа, ко­торый был способен не только с любо­вью изображать свои будни, но и рас­крывал перед нами критическое отно­шение к недостойному поведению не­которых своих соотечественников. В этой критике, как нам кажется, слы­шались отголоски религиозного раз­двоения кальвинизма - на последова­телей учения Кальвина, основанного на догмате об абсолютном Божьем предопределении, независимом от поступков людей, и Арминия, считав­шего, что несмотря на предопределе­ние, христианин может спастись верой, направляющей его поступки. В сущности, это было продолжение дав­него богословского спора о свободе воли и границах личностного начала в человеке. Поэтому на картинах Стена, Остаде, Бейтевега можно встретить изображения пьяных крестьян в гряз­ных деревенских кабаках, богато оде­тых молодых людей и женшин, осоло­вевших от неумеренного употребления дорогого вина и занимающихся игрой на струнных инструментах. Зритель словно призывается в свидетели этих «плодов» арминианской «свободы», увиденных с позиций ортодоксальных кальвинистов. Кстати, не исключено, что они и были заказчиками этих, по сути, карикатур.

Богатейшее живописное наследие нидерландских художников дает нам обширный материал для изучения костюма XVII века, позволяя просле­дить этапы его развития и степень влияния различных факторов на осо­бенности стиля. Во второй половине XVI века, когда Нидерланды стали частью испанской монархии, он скла­дывался под заметным давлением ис­панской моды, сказывавшейся в одежде вплоть до 1630-х годов. Лишь в костюме 40 — 50-х годов появились черты своеобразия, но, как и в Анг­лии, они сочетались со старыми фор­мами. Кроме того, рассматривая кос­тюм Нидерландов XVII века, необхо­димо учесть и важнейший для него фактор разделения страны на две час­ти, когда в северных провинциях под влиянием кальвинистов и буржуазно­го уклада жизни возобладала склон­ность к простоте и строгости, а в южных, «благодаря» католицизму и феодальному устройству — тяга к пышной декоративности и красоч­ности. Эти две основные тенденции и характеризуют нидерландский кос­тюм первой половины столетия.

Мужской костюм.

В начале XVII века лиф пурпуэна нидерландцы делают менее жестким, чем у французов. Его носят с широкими, суженными книзу штанами. Эта одежда традиционна и не вносит пока ничего нового в облик человека. В консервативных южных Нидерландах сохраняется старый кос­тюм с широкими эполетами в прой­мах, пурпуэном на жесткой подкладке и большой, туго накрахмаленной гор-герой. Иногда ее заменяет во­ротник «голилья».

Подобный костюм, как одежда для торжественных случаев, сохранялся у горожан среднего достатка и в 30-х годах.

20 — 30-е годы — время распростра­нения французской одежды в боль­шинстве стран Европы. Особенности художественных традиций южных Ни­дерландов повлияли на ее восприятие. В отличие от англичан с их склон­ностью к классицизму и изысканнос­ти, здесь увлеклись крупными живо­писными деталями — большими бан­тами на подвязках, широкими лентами с эгийеттами на басках, пышными штанами со сплошным рядом пуговиц по боковому шву и так далее. Следуя, в основном, французской моде, фла­мандцы сумели сделать свой костюм более динамичным и живописным. Однако он бытовал, главным образом, в богатых буржуазных или дворянских семьях и у молодежи. Модный костюм дополнялся широкополой «рубенсов-ской» шляпой и плащом с отложным прямоугольным воротником. Кудря­вые французские парики всеобщего признания здесь не получили.

К концу 40-х годов старый костюм — жесткий пурпуэн с горгерой носят лишь старики и лица, занимающие административные должности — чле­ны магистрата, адвокаты, врачи, а так­же цеховые старшины. В этой стабильности сказывалось уважение к устано­вившимся традициям, сформировав­шимся в период расцвета корпораций и цеховых объединений. Особой стро­гостью отличались профессиональные костюмы медиков и адвокатов. Чер­ные, отделанные небольшими белыми прямоугольными воротниками, спус­кавшимися на грудь, они походили на монашескую одежду. Шляпа с высо­кой конусообразной тульей и прямы­ми полями сохранялась в костюмах представителей этих профессий вплоть до 70-х годов.

Фламандцы издавна славились сво­ими тканями, особенно шерстяными, и в XVII веке сукно, главным образом темных тонов, было наиоболее рас­пространенным материалом для одеж­ды. В торжественных случаях предпо­читали бархат, реже — атлас. Белое тонкое прозрачное льняное полотно и знаменитые кружева были гордостью Фландрии.

Традиции, сложившиеся еще в пе­риод зарождения буржуазных отноше­ний, выработали устойчивый уклад жизни различных слоев населения с небольшой разницей в костюмах крестьян и горожан. У фламандских простолюдинов еще долго сохраняют­ся длинные суконные или холщовые чулки, служившие одновременно частью разъемных шосс, штаны типа трико с брагеттом, короткие куртки с баской, поверх которых надевались более широкие, до колен. Продолжи­тельное время у крестьян сохранялись два головных убора — барет и войлоч­ная шляпа с плоской или остроконеч­ной тульей.

В начале 40-х годов костюм богатых людей теряет своеобразие, свойствен­ное ему в 20 — 30-е годы. Во Фланд­рии, где родился, жил и творил знаме­нитый Рубенс, католиков было боль­ше, чем в Голландии, и чем сильнее становилась Франция, которая была рядом, тем больше сказывалось ее вли­яние на жизненный уклад этой части Нидерландов. Фламандцы увлекаются одеждой, повторяющей наряды фран­цузского короля-подростка, создан­ные в период, когда кардинал Мазари-ни запрещал Людовику XIV носить одежду из дорогих тканей с вышивкой золотом и драгоценными камнями. Однако фантазия фламандцев весьма сильно отличалась от фантазии и вкуса придворных и самого Людовика. Они создали костюмы, лишь грубо подра­жающие стилю «барокко» — все части были увеличены, и это полностью изменило пропорции, лишив их той легкости и пленительной неопреде­ленности в постоянном движении ткани, как в оригинале. Это видно и в брасьере, и в поясе, слегка закрывав­шем верхнюю часть шосс, и в других деталях. Надо сказать, что до конца столетия мужской костюм Фландрии не отличался ни особой оригиналь­ностью, ни национальным своеобра­зием. Иначе формировался костюм голландцев.

После перемирия 1609 года жизнь в северных провинциях начинает бурно развиваться. И хотя основные богатст­ва страны создавались внешней тор­говлей, рост мануфактур, особенно производящих ткани — плюша, барха­та, шелка, льняного полотна — сказал­ся на экономике страны, и, естествен­но, костюме.

В течение 20 — 30-х годов в Голлан­дии все еще сохраняются старые виды одежды, хотя в это же время здесь появляются и фламано-француз-ские варианты. Только в 40-х годах мужской костюм оконча­тельно получает мягкую форму, и в нем появляются черты своеобразия. Характерной его особенностью была простота. Это сказывалось в упрощенном покрое, который не придавал фи­гуре изысканных линий французских и английских нарядов. Преобладали ткани темных тонов, предпочтение отдавалось черному цвету, отделка была скромной. Пурпуэн не имел фалд, высокая линия талии шла гори­зонтально, прямая баска закрывала бедра. Простые, гладкие без разрезов рукава суживались к запястью. Неширокие штаны закрывали колени. Обувь носили двух видов: туф­ли с бантами из мягких петель на подъеме и сапоги с узкими мягкими голенищами и небольшими раструба­ми. Верхние чулки (ба-де-ботт) были отделаны только узкой кружевной полоской. Маленький белый отлож­ной воротник с завязками из шнура или отложной воротник из прозрач­ной белой ткани, законченной круже­вом, и такие же манжеты являлись единственным украшением этого строгого костюма. Плащ из темной ткани и черная шляпа с полями закан­чивали его. Натуральные во­лосы до плеч и усы сменили короткую стрижку и бороду. Исключение со­ставляли военные. Их костюмы соеди­няли самые модные и самые старые детали, как это видно на групповых портретах Франса Хальса. На протяжении всего XVII века новые веяния в Голландии прежде всего про­являлись в этом костюме, например, широкие штаны и рэйнграв* в 50-х годах первыми начали носить именно военные. Надо сказать, что француз­ский военный костюм, которому подражали во многих европейских го­сударствах, в Голландии тоже был по­пулярен, однако претерпел некоторые существенные изменения — с него сняли многочисленные детали, что сделало его более удобным.

В течение 1653 — 54-х годов в голландском мужском костюме появ­ляются новые формы, возникшие под влиянием одежд французских при­дворных времен юности Людовика XIV, причем, как и во Фландрии, за­частую происходит их искажение, на­рушаются пропорции, произвольно используются детали. В этом новом костюме, распространившемся в 1660-х годах, сохраняются и старые формы, говорящие о почтении гол­ландских буржуа к традициям. В сущ­ности, все элементы получили типич­но национальное толкование — про­стые формы имели несколько тяжело­весные пропорции, отделки было по-прежнему мало, в то время как во французском костюме она доминиро­вала. Сохранялась и темная цветовая гамма, особенно много носили черно­го. Уже в конце 50-х и начале 60-х годов в моду вошли рэйнграв. В большинстве случаев они были очень скромны, в отличие от кокетли­вых «юбочек» французских дворян. Главное, что голландский и француз­ский костюмы имели различное сти­листическое решение. В то время как первый сохранял конструктивность и простоту форм, выразительность вто­рого основывалась на живописности.