Смекни!
smekni.com

Костюм Нидерландов XVII века. Голландское барокко. Гармония черного и белого (стр. 4 из 4)

Сословное и имущественное разли­чие в женском голландском костюме сказывалось не только в качестве тка­ней, но и в фасоне — у жен буржуа лиф платья имел рукава, крестьянки, слу­жанки, рыбачки, жены мелких ремес­ленников чаще всего носили корсаж без рукавов.

Национальной частью женского костюма была верхняя домашняя одежда, прикрывавшая бедра, мягкой формы, не стеснявшая движения. Она существовала в нескольких вари­антах. Так же как и зна­менитое покрывало с крошечной ша­почкой на лбу — «гойке» — эта одежда приобрела национальные черты, своеобразную форму, отделку. В зажиточных кругах ее делали из бархата или атласа светлых нежных цветов, зимой отделывали белым ме­хом, иногда и горностаем. У женщин средних и бедных слоев такие жакеты шили из шерстяных тканей. Они име­ли несколько покроев — с короткой или длинной баской, узкими (по всей длине) или широкими вверху (уло­женными в мелкие складочки по пройме) и суженными книзу рукава­ми, с манжетами или без.

В конце 50-х годов верхняя юбка парадных платьев не имеет разреза спереди, она падает спокойными складками, рукава становятся более узкими, хотя их верхняя часть остается почти без изменений. Это создает но­вые пропорции костюма. Небольшая наколка, плотно облегавшая голову и пучок, все еще остается в моде, но прическа меняется. Все боль­ше встречается слегка завитых волос, а затем и локонов, как на портретах Терборха.

Этот женский костюм становится классическим в Голландии. Но во вто­рой половине XVII века богатые жены буржуа все чаще и чаще появляются в одежде, прямо подражавшей фран­цузской. Постепенно все националь­ное забывается. Голландцам, разбога­тевшим на грабеже колоний, кажутся теперь смешными идеалы простоты, бережливости и трудолюбия. Новое поколение стремится к роскоши. Ста­новится модным все французское. Быстрый расцвет голландской куль­туры сменяется деградацией, а наци­ональная самобытность — подража­нием. Хранителем традиций остается народ.

Увлечение французской модой со­здавало большой разрыв между кос­тюмами различных слоев. Он еще больше увеличился в XVIII веке, ког­да на основе слияния старой городс­кой и крестьянской одежды в конце столетия формируется народный кос­тюм со всеми его местными особен­ностями и отдельными старинными деталями.

Список используемой литературы

  1. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Т.2.: В 4 т. – 3 изд. с изм. и доп. – М: Академия моды; СПб.: Чарт Пилот, 2001. – 432 с.; ил., цв. ил.
  2. Пармон Ф.М. Композиция костюма. Одежда, обувь аксессуары. Учебник для ВУЗов (3-е издание переработанное и дополненное). – М., «Триада Плюс», 2002. – 312 с., 258 ил.
  3. Современная энциклопедия АВАНТА+. Мода и стиль. М: Аванта Плюс, 2002 – 476 с.