Смекни!
smekni.com

Культура майя (стр. 6 из 7)

Древние майя умели рассчитывать наступление солнечных затмений, знали периоды обращения Луны, Венеры, Марса, Сатурна, Меркурия и Юпитера. Астрономические наблюдения производились с вершин пирамид храмов невооруженным глазом. Кроме того, имелись специальные архитектурные комплексы, предназначенные для определения переломных точек времен года. Подобные сооружения были обнаружены во многих городах классического периода. Использовался также ансамбль из стел, например, № 10 и 12 в Копане, указывающий на место захода Солнца 12 апреля — время начала посева у индейцев. В круглой башне Караколь в городе Чичен-Ице небольшие прямоугольные окна направлены на важные астрономические пункты — точку захода Солнца в день весеннего равноденствия, точку захода Луны в эту ночь.

Религия майя

Судя по текстам рукописей, жрецы майя разработали сложное мистическое учение о богах, главным образом в связи с календарем, летосчислением и астрологией. Согласно их учению, у них было 13 богов, которые правили людьми на земле, и 9 богов подземного царства. Чаки — боги четырех сторон света, Красный Чак — бог Востока, Желтый Чак — Юга, Черный Чак — Запада, Белый Чак — Севера. В их пантеоне был бог Кукурузы, который изображался всегда юным, бог Смерти — в виде скелета (назывался Ах Пуч, «разрушитель»), бог Ицамна — главный бог Неба, Иш Чель — богиня Плодородия, Иш Саль Box — богиня Луны и Ткачества, бог Войны — «огненный лик», бог Полярной Звезды — Шаман эк, покровитель путешествий и купцов. В честь богини Луны («белая женщина») был назван один из вулканов. В жертву богам, кроме людей, приносились цветы, ветки кустарников, плоды, ткани, изделия мастеров из драгоценных камней, перья священной птицы Кетсаль. Богиня с косами изображалась с триединым торсом. Предполагают, что это отражало этапы в жизни женщины: юность, зрелость и старость.

Боги в рукописях и произведениях искусства изображались в человеческом образе (кроме бога Войны, который имеет тело змеи и человеческую голову). Ягуарами называли богов сторон света — Чаков. Кроме того, титул «Ягуар» носили правители, военачальники и жрецы. Трон правителя назывался «Циновка Ягуара». Частые изображения ягуара в разных произведениях искусства говорят о том, что это животное было тотемом — амулетом удачи в племени.

Поскольку в неделе было 13 дней, столько же было богов земного царства, и каждый бог являлся покровителем того или иного дня. У майя были знаменитые пророки — Чиланы, которые умели рассчитывать время прихода засухи, извержений вулканов и других стихийных бедствий. В их книгах имеются мифы о начале и конце мира. Описываются четыре эры, каждая из которых обязательно заканчивается потопом. Сходные представления имеются не только в книгах «Пророчества Ягуара» и в «Книге народов», но и у соседних индейцев — ацтеков. Роковыми майя считали каждый 20-й и 256-й год.

В «Книге народов» описан интересный ритуал испытания вождей. Принцу-наследнику по имени Кокаиб пришлось совершить пеший переход не менее чем в полторы тысячи километров, чтобы выполнить поручение — доставить «знаки отличия» — когти ягуаров и орлов, шкуры диких животных и т.п. Таким испытаниям подвергался будущий правитель или жрец.

Особенностью архитектуры культуры майя является привязанность к нефриту. Наиболее ценными считались образцы с ярко-зеленой окраской. Пожалуй, ни один народ древней Америки не оставил такого количества изделий из нефрита и не достиг такой высокой ступени в его обработке. Из него изготавливались статуэтки (среди них голова бога Солнца, которая весит 4,3 кг); маски, как цельные, так и мозаичные, из мелких кусочков нефрита; украшения — бусы, ожерелья, кольца, серьги. Нефрит служил также в качестве монет.

В классический период широкое распространение получают различного рода нефритовые таблички с краткими иероглифическими текстами и рельефными изображениями человеческих фигур, вероятно богов, героев-правителей. Высота одной из них — 20 см. На лицевой стороне бледно-зеленого нефрита изображен торжествующий победитель, попирающий ногами распростертого противника. На обратной стороне вырезаны даты — приблизительно 320 г. н. э. Может быть, такая табличка служила знаком власти. Значительные собрания подобных изделий имеются во многих музеях. Наиболее богатая коллекция находится в Национальном музее в Мексике.

Скульптура

Высокого уровня развития достигла скульптура. Первоначальным ее материалом было дерево, поздней в монументальных памятниках замененное известняком и песчаником. Маски, музыкальные инструменты, орудия труда изготавливались из разных пород дерева, в то время как статуи богов делались исключительно из кедра, причем только когда разрешал жрец, и перед началом работы постились. В середине 16 в. было уничтожено более Ь тыс. деревянных идолов, которым поклонялись майя. Сохранившиеся единичные деревянные изделия свидетельствуют о необычайно высоком художественном и техническом уровне мастеров. Деревянные скульптуры передавались по наследству и считались самыми главными. В некоторые из них закладывались останки покойных предков. Некоторые деревянные скульптуры обклеивались тонким золотом или инкрустировались самоцветными камнями.

Назначение монументальной скульптуры было главным образом культовым: стелы и рельефы, украшавшие стены зданий и притолоки входов, возвеличивали правителей городов-государств и утверждали их божественное происхождение. Стелы обычно имели вид четырехгранных столбов с изображениями правителя на левой стороне и иероглифическими надписями на других. Плоские рельефы до 4 в. н. э. выполнены под сильным влиянием техники деревянной скульптуры: пропорции фигур неточны, а позы статичны и безжизненны. Примерно с середины 4 в. в рельефах совершенствовались пропорции фигур, все реалистичнее передавалось тело, тогда же появились более объемные рельефы с фигурами анфас, постепенно превратившиеся в почти круглую скульптуру.

В VII-начале VIII в. (второй период) фигуры на плоских рельефах получили естественные анатомические пропорции, более жизненной стала передача движений. Усложнилась композиция: помимо фигуры правителя или Бога, появляются второстепенные персонажи. В рельефе, тяготеющем к круглой скульптуре, скованность фигуры была творчески переосмыслена: правитель изображался в торжественной и величественной позе. К концу периода в скульптуре различных городов появились стилистические различия, приведшие поздней к возникновению местных « школ ».

Третий период (2-я половина VIII—IX в.) явился вершиной в развитии скульптуры майя. В это время формировались школы Пьедрас-Не-грас, Яшчилана, Паленке, Копана и Киригуа. Появились многофигурные композиции, часто плоский рельеф свободно комбинировался с го--рельефом.

Скульптурная школа Пьедрас-Неграс замечательна живой естественностью передачи фигур и их движений, мягкостью очертаний, умелым комбинированием низкого и высокого рельефа, гармоничностью и уравновешенностью композиции. Встречаются памятники и иных стилей, что свидетельствует о различных художественных направлениях. До 687 г. красный цвет был единственным в окраске скульптур. Позже в Пьедрас-Неграс появляются многоцветные окраски стел.

Близка к ней скульптура школы Паленке, отмеченная тонкостью моделировки, тщательной проработкой деталей. Игра низкого и высокого рельефа, характерная для скульпторов Пьедрас-Неграс, не привлекала мастеров Паленке — их рельефы менее выпуклы. Большое внимание уделяется деталям костюмов божеств: сандалии, пышные головные уборы из перьев, расшитые драгоценными камнями одежды, браслеты изображаются скульптором с величайшей тщательностью, доходящей порой до педантизма. Рельефы школы Паленке оказали большое художественное влияние на памятники искусства соседних с ним городов.

Стела из Копана.

Школы Копана и Киригуа стремились к созданию объемной скульптуры, хотя полностью не достигли этого. Для копанских памятников характерны грузные стелы с горельефным (почти 3/4 полного объема) изображением правителя в торжественной статичной позе. Внимание скульптора устремляется на изображение лица, часто — на передачу деталей костюма, тело же непропорционально коротко и тяжеловесно. Чрезмерное внимание к деталям, излишняя насыщенность стел замысловатыми декоративными элементами затрудняют восприятие копанской скульптуры. Именно из-за этих характерных черт некоторые зарубежные исследователи сравнивают копанскую крупную пластику с памятниками «цветущей» готики; в действительности отдельные произведения копанской школы могут быть сопоставлены с лучшими произведениями скульптуры Древнего Востока. Такова, например, статуя Бога Кукурузы.

Стелы Киригуа отличаются от стел других школ совершенно иным соотношением ширины и высоты. Так, одна из стел имеет высоту Ими весит 65 т. Отличается и форма стелы. Если в Ко-пане она приближается почти к круглому столбу, то здесь четырехгранная форма чувствуется совершенно определенно. Отдельные стелы по своим очертаниям напоминают памятники Копана. На стелах Киригуа имеется целый ряд прекрасных портретов. Фигура правителя почти неразличима из-за огромного количества украшений. Их отделка, однако, не достигает той степени совершенства, которую можно наблюдать на копанских памятниках.

Очень своеобразны присущие только Копану и Кири-гуа причудливые скульптуры, помещенные обычно перед стелами на открытом воздухе. Они изображают каких-то мифологических чудовищ. У одного такого чудовища из Киригуа в раскрытой пасти находится сидящая человеческая Фигура. Скульптурная школа Яшчилана была во многом противоположна иаленкской школе. Деталям здесь не уделялось особого внимания. Тематика рельефов разнообразна: сцены триумфа, поединка, явлений божеств и т.д. Многие рельефы Яшчилана кажутся «переводами» с дерева на камень.