Смекни!
smekni.com

Культура майя (стр. 7 из 7)

Высокого совершенства майя достигли в мелкой пластике — терракотовых статуэтках, изображавших божества и людей, в изделиях из нефрита. Эти изображения непосредственной правдивостью, смелой индивидуализацией образов, мягкостью и жизненностью моделировки часто превосходят памятники крупной пластики. Центры их изготовления не совпадают с центрами монументальной скульптуры. На острове Хайна (штат Кампече в Мексике), известном лучшими образцами терракот, монументальная скульптура почти отсутствует.

Чичен-Ица. Чичен-Ица.

Астрономическая башня Караколь. Фигура из Храма Воинов.

Чичен-Ица — священная столица майя. Среди ее развалин Храм Ягуара, названный из-за трона в виде ягуара, найденного в святилище, Храм Воинов, Большой Стадион, Храм Орлов, Храм Стенных Панелей, Храм Кукулькана, Священный Колодец. Раскопки города завершились в 1936 г. В одном из храмов найдена надпись с датой, соответствующая примерно 879 г. н. э. Город Чичен-Ица пережил свой расцвет примерно в то же время, что и Копан, Тикаль, Паленке, Яшчи-лан, Ушмаль. Руины древнего города представляли собой некоторый парадокс — больше половины здания города коренным образом отличается от здания майя. На колоннах и стенах одного из храмов были высечены десятки необычных мотивов — фигуры воинов в доспехах из стеганой хлопчатобумажной ткани, с копьями и щитами. Одежда и характер не соответствуют традиционным изображениям воинов майя. Найден ряд новых типов построек. Одна из них — совершенно круглое здание, известное под названием Караколь (улитка). Исследователи предполагают, что тут могла находиться обсерватория. Другие постройки города имели длинные ряды колонн. А большой открытый участок, окруженный колоннами, служил, видимо, рынком. Столь же необычны колонны по бокам дверных проемов и лестниц, украшенные скульптурами змеев, а также длинные ряды настенных рельефов с изображениями грифов, держащих в когтях человеческое сердце, ягуаров, приготовившихся к прыжку.

Чичен-Ица. Храм Воинов.

Статуя Чакмоола.

Недалеко от главной площади города находилось несколько каменных мужских фигур, лежащих на спине, с поднятыми над головой коленями, так называемых Чакмоолов — божеств, связанных с культом воды. На животе у них высечены чашевидные углубления для жертвенной крови. Археологами сделан вывод, что все эти «новшества» — неизгладимый след вторжения тольтекских племен, которые захватили город примерно в X в. В священной книге майя «Чи-лам-Балам» также даны подробные описания чужеземцев и столицы, которую они основали в Чичен-Ице. Сообщается, что «ицы» пришли сначала из далекого Толлана и что создателями этого города были тольтеки. Действительно, археологами было обнаружено много общего между культурой Чичен-Ица и городом Тулой в долине Мехико, который и является древним Толланом. В Туле были найдены фигуры воинов, которые украшали и Чичен-Ицу. А на стенах пирамид Тулы — фрески, до мельчайших деталей совпадающие с юкатанскими. Они изображали ягуаров, стервятников, пожирающих человеческие сердца. Были в Туле точные копии колонн Чи-чен-Ицы, у основания одной из пирамид — статуя полулежащего на спине Чакмоола. Оба города разделяло 800 миль труднопроходимых джунглей.

Любопытным памятником культуры майя был Священный Колодец, или Колодец Жертв, в Чичен-Ице. Он был 20 м глубиной до воды, пласт воды достигал 10 м, ширина колодца — 60 м. У индейцев существовала легенда, что тут приносились в жертву самые красивые девушки. Жертвоприношения делались, когда возникала крайняя надобность в дожде. Считалось, что девушки могут выпросить у богов счастливый год, так как в колодце жил Бог Дождя. Из самых далеких уголков страны ежегодно к колодцу шли паломники, чтобы бросить свои дары богу Чаку — покровителю земледельцев. Главный храм в Чичен-Ице посвящен Богу Ветра Кукулькану, одному из главных в пантеоне майя. Он изображался в виде пернатого змея. Храм обращен фасадом к колодцу и соединен с ним особой «Дорогой Жертв», выложенной каменными плитами. Испанские историки XVI в. сообщают, что сам город к моменту их прихода был уже мертв, но жертвоприношения людей продолжали осуществляться.

Чичен-Ица. Храм Кукулькана.

Поздней Э.Томпсон произвел раскопки этого места. Было найдено большое количество украшений, скульптурных фигурок из драгоценных и полудрагоценных материалов — нефрита, золота, останки людей, оленей, ягуаров, глиняные чаши, топоры.

В одной из древних хроник XII в. сообщается, что мужчина по имени Хунак Кеель, приносимый в жертву этому колодцу, спасся, после чего был избран правителем города.

В XIX в. Чичен-Ица продолжал оставаться местом религиозного паломничества индейцев.

Рисунки из древней рукописи майя «Чилам-Балам» не уступают по художественным достоинствам фресковой живописи храмов. Они дают богатый материал для изучения культуры древних майя. Некоторые разделы рукописей восходят к очень ранним временам и отражают традиции, исчезнувшие уже в классический период. В целом рукописи являются своего рода энциклопедией, охватывающей все стороны жизни индейцев.

С помощью этих рукописей жрецы ориентировались в ритуалах многочисленных праздников. Рукопись иллюстрируется графическими рисунками, которые дают пояснения к тексту. Четыре цвета фона рисунков, видимо, имеют отношение к четырем богам сторон света. Среди сюжетов рисунков — бог с поднятыми руками (Ицамна) держит в руках раму с тканью и большую иглу с ниткой. Бог сидящий держит в руке ветку с улиткой, фон голубой. Бог с головой собаки, сидя, держит стебель с улиткой, фон красный. Бог с головой грифа сидит, подняв руку ладонью вверх, и т.п.

Бумагу для книг делали из луба фикуса, писали с помощью волосяной кисточки различными красками. Умерших жрецов хоронили с их рукописями. Сами рукописи представляли собой длинные полосы бумаги, сложенные складками. После завоевания территорий майя испанцами древнее письмо было полностью утрачено.

К концу IX в. на большей части территории низменных лесных районов майя жизнь в городах прекращается. Зодчие перестали строить новые храмы и дворцы, скульпторы не воздвигали стел и алтарей с календарными датами. Закончился «золотой век» классического периода цивилизации майя. Города окутало безмолвие, лианы и корни деревьев проникали в дверные проемы, разрушая каменные стены пирамид и храмов. На протяжении 100 лет наиболее густонаселенные и развитые в культурном отношении города майя оказались поглощенными джунглями. Последняя датированная стела (город Тикаль) имеет дату 869 г. н. э. Причиной гибели на этот раз стало вторжение тольтеков, а позже и других племен, и цепочка войн привела к упадку цивилизации майя. Конечно, не только массовое вторжение неприятельских племен привело к гибели культуры. Не исключено, что известную роль в этом могли сыграть хозяйственно-экономические кризисы, вызванные засухами, тропическими ливнями, вспышками болезней. Тем не менее, причина гибели майя остается загадкой для ученых до сих пор.

Майя сегодня

Индейцы, принадлежащие к лингвинистической группе майя, живут в настоящее время на территории трех современных государств Центральной Америки. Эта языковая семья разделяется на три главные ветви: майя, киче, хуастекс-кая.

Современные майя в сельской местности сохраняют традиционную культуру. Они занимаются земледелием, соляным промыслом, рыболовством, работают на плантациях кофе. Женщины нанимаются прислугой в городах. Развито пчеловодство, птицеводство, животноводство — майя разводят коров, свиней, лошадей, коз, ослов, в горах — овец. Сохраняются ремесла: гончарство, вышивка, плетение, плотничество, резьба по дереву, в горах — узорное ткачество на вертикальных ткацких ручных станках, производство украшений, музыкальных инструментов, изделий из перьев, черепицы, лодок. Преобладает прямоугольное жилище из жердей, тростника, соломы с высокой крышей, крытой пальмовыми листьями, часто беленное изнутри и снаружи. Пол земляной, покрыт циновками. В доме имеются большой глиняный сосуд для воды, каменная зернотерка, низкие табуреты, домашний алтарь, в углу очаг из трех камней с глиняной сковородой.

Традиционная одежда надевается по праздникам: мужчины и женщины носят узорные пояса, женщины — запашные юбки, плащи. Дохристианские культы и верования тесно переплелись с католицизмом: культ гор, пещер, колодцев, креста, аграрная и поминальная обрядность, шаманство, колдовство, знахарство. В ритуалах пользуются древним календарем майя. Сохранились мифология, песни, легенды, сказки, танцы. Язык майя существовал до запрещения его церковью в XVI в. Современные майя пользуются письменностью на основе латинского алфавита

Литература:

1. Альберто Рус. Народ Майа. М.: «Мысль», 1986.

2. История искусств:Учеб.пособие для учащ.худож.школ и училищ/Авт.-сост. А.Воротников, О.Горшковоз, О.Ёркина.-Мн.:Литература, 1997.

3. Кузьмин В. Тайна жрецов майа. М: «Молодая гвардия», 1975.

4. Яковец Ю.А. История цивилизаций. М: «Владос», 1997.