Смекни!
smekni.com

Искусство Византии (стр. 15 из 16)

Не меньшее воздействие на культуру Византии оказало и своеобразие государственного строя империи. Сохранение в Византии централизованной империи и сильной императорской власти оказало большое влияние на идеологию и культуру Византии. В отличие от раздробленной средневековой Европы Византийская империя сохранила государственные политические доктрины Рима и культ императора, что нашло отражение в различных сферах культурной жизни общества. Это составляет, на наш взгляд, еще одно важное типологическое отличие византийской культуры по сравнению с западноевропейской.

В Византии при все возрастающем влиянии христианства все же никогда не затухало и светское художественное творчество. Необычайный расцвет Константинополя - этого крупнейшего центра средневекового мира, превосходившего вплоть до XIII в. богатством и блеском своей цивилизации современные ему Лондон, Париж, Венецию и Флоренцию, способствовал сохранению светской городской культуры. Культ империи и императора давал импульс как развитию придворной столичной культуры, так и сближению светской и церковной идеологии. В Византии всегда жила полнокровной жизнью светская культура и образованность, связанная, с одной стороны, с византийской аристократией и городской интеллигенцией, а с другой - черпавшая могучие импульсы из народной культуры.

Византийская цивилизация оказала глубокое и устойчивое воздействие на развитие культур многих стран средневековой Европы. Ареал распространения влияния византийской культуры был весьма обширен: Сицилия, Южная Италия, Далмация, государства Балканского полуострова, Древняя Русь, народы Закавказья, Северного Кавказа и Крыма - все они в той или иной степени со прикасались с византийской образованностью. Наиболее интенсивно Византийское культурное влияние, естественно сказывалось в странах, где утвердилось православие, связанное прочными нитями с Константинопольской церковью.

Византийское влияние сказывалось в области религии и философии, общественной мысли и космологии, письменности и образования, политических идей и права, оно проникало во все сферы искусства - в литературу и зодчество, живопись и музыку. Через Византию античное и эллинистическое культурное наследие, духовные ценности, созданные не только в самой Греции, но и в Египте и Сирии, Палестине и Италии, передавались другим народам. Влияние византийской культуры в средние века во многом являлось продолжением распространения тысячелетних культурных традиций греко-римского и восточно-эллинистического мира в страны Юго-Восточной и Восточной Европы. Восприятие элементов византийской цивилизации в Болгарии и Сербии, Грузии и Армении, в Древней Руси способствовало дальнейшему прогрессивному развитию их культур. Со стороны правящих классов перечисленных стран это было обращением к самым высоким образцам, наиболее изысканным духовным ценностям, созданным средневековой Европой. Как правило, степень эффективности проникновения византийского влияния зависела не только от активности Византийского государства и православной церкви, но и от уровня развития дохристианской народной культуры. Чем выше был уровень самобытной местной культуры, чем более прочно сохранились в ней локальные традиции и элементы народного творчества, тем ограниченнее было воздействие византийской цивилизации. Еще важнее то, что перенесенные на чужеземную почву иноязычных местных культур духовные ценности, созданные Византией, как правило, подвергались здесь глубокой трансформации, начинали как бы новую жизнь, приобретали совсем иные черты под воздействием национальных творческих начал. Итак, культуре Византии по праву принадлежит видное место в развитии Европы. Культурное влияние Византии, как известно, пережило саму империю. Поэто му византийская цивилизация вызывает живой интерес у людей современной эпохи.

В период интенсивного развития феодализма происходит серьезная перестройка социально-экономической структуры и внутренней организации византийского города. Общая феодализация общественного строя империи оказывает все большее влияние на города, которые приобретают черты, характерные для городов средневекового типа. Византийский город X в., по данным «Книги Эпарха» - устава константинопольских ремесленных и торговых корпораций, был во многом уже новым, средневековым городом, хотя и сохранял еще некоторые античные традиции. Основной фигурой в городском ре месленном производстве уже становится свободный ремесленник, владелец небольшой мастерской — эргастирия. В ней работал и сам хозяин — мастер и два-три по мощника: наемный работник—мистий. ученик, раб. В особо престижных и доходных ремеслах, например в изготовлении дорогих шелковых тканей, имелись торгов цы-посредники по закупке шелка-сырца и сбыту драго ценных товаров. Большинство ремесленников Константи нополя и, быть может, других крупных городов были объединены по профессиям в торгово-ремесленные корпо рации. Эти корпорации пользовались монополией в своей отрасли производства и рядом привилегий. Наряду с эргастпрпями свободных ремесленников в Константинополе и других местах имелись многочисленные государствен ные мастерские по производству предметов роскоши, оружия, монетный двор, императорские гинекеи, где вы рабатывались драгоценные пурпурные шелковые ткани. В государственных мастерских работали преимуществен но рабы и лица, осужденные за какие-либо преступле ния. Торгово-ремесленные корпорации были обеспечены защитой и покровительством государства, но одновремен но подчинялись строгому контролю эпарха города.

Всеобъемлющая государственная регламентация го родского ремесла и торговли, столь характерная именно для средневековой Византии, имела свои позитивные и негативные стороны. Покровительство торгово-ремеслен-ным корпорациям со стороны государства стимулировало временный расцвет городского ремесла. Государственная поддержка обеспечивала торговую монополию и защиту ремесленных корпораций от конкуренции внецехового ре месла, обилие заказов императорского двора, армии, константинопольской знати, безопасность на дорогах и в городах империи. Вместе с тем она связывала инициати ву ремесленников в отношении введения технических новшеств. Формы и методы государственной регламента ции и внутренняя организация корпораций зафиксирова ны в «Книге Эпарха».

В X—XI вв. продолжалось поступательпое развитие экономики византийских городов. Изобретение греческо го огня — зажигательной смеси, дающей негасимое во дой пламя, и косого паруса обеспечивало морские успе хи империи, а расцвет строительной техники, достиже ния точных и естественных наук, особенно математики, астрономии и медицины, помогали Византии обогнать в своем развитии многие государства Востока и Запада. Византийское мореходство и торговля, несмотря на кон куренцию арабов и норманнов, все еще продолжали играть главенствующую роль в бассейне Средиземно морья, а византийская золотая монета (номисма или со-лид) высоко котировалась на всех рынках от Евфрата до Гибралтара. Организация византийской морской тор говли, морские законы и техника мореплавания визан тийцев служили объектом заимствования и подражания в странах Юго-Восточной и Западной Европы.

Огромную роль в общественной жизни Византии и в эту эпоху продолжал играть Константинополь. Этот го род всегда являл собой картину поразительных социаль ных контрастов. Город изнеженной праздности и неуто мимого труда, средоточие неограниченной власти и арена социальных битв, резиденция императоров, вель мож, бюрократии и пристанище пестрой городской тол пы, центр православия и очаг античной культуры, Кон стантинополь вплоть до XII в. не терял и своего эко номического могущества, оставался центром производства предметов роскоши, средоточием транзитной торговли между Азией и Европой, поистине «золотым мостом», по выражению Маркса, между Востоком и Западом. Такое гипертрофированное развитие столицы имело позитивные и негативные последствия для экономики империи. С одной стороны, оно стимулировало развитие ремесла и торговли в столице и ее пригородах, с другой — по давляло внутренний экономический рост провинциальных городских центров византийской державы. Между Кон стантинополем и провинциальными городами никогда не утихало острое экономическое соперничество.

Новый подъем византийских городов, начавшийся в X в., достиг апогея в XI—Х1Т вв., причем охватил не только столицу — Константинополь, но и некоторые про винциальные городские центры4. Во многих городах Византии в это-, время наблюдается качественное улучше ние техники ремесленного производства в таких отрас лях, как кораблестроение, металлообработка, изготовле ние тканей, изделий из кожи, керамика. Важным следст вием экономического подъема провинциальных городов явилось упрочение внутреннего рынка в отдельных ре гионах империи. Центрами обмена становятся оживлен ные, изобилующие разнообразными товарами ярмарки, такие, как красочно описанная в анонимном диалоге XII в. «Тимарион» ярмарка в Фессалонике, ярмарки в Трапезунде и в других городах. Растет не только город ское, но и поместное ремесло, происходит постепенное втягивание деревни в рыночные связи. На ярмарку в Фессалонику съезжались купцы пз Беотпи и Пелопон неса. Италии и Финикии. Египта и Испании.

Во внешней торговле Византии в эту эпоху проис ходят существенные изменения. Несмотря на возросшую конкуренцию итальянских купцов и ремесленников, тор говая активность Византии еще не спадает, хотя меня ются характер и направление внешней торговли империи. В связи с расцветом провинциальных городов инозем ные купцы стекаются не только в Константинополь, как было раньше, но п в крупные порты империи, такие, как Фессалонпка. Смирна, Трапезунд. Оживляется тор говля с Причерноморьем, Крымом (Херсонесом). Возвы шение провинциальных центров в эту эпоху находит яркое воплощение в подъеме каменного зодчества. В европейской части империи Фессалоника, Афины, Коринф, в азиатской — Никея, Смирна, Эфес, Трапезунд интенсивно застраиваются храмами, дворцами знати, до мами богатых' горожан. Этп города становятся важными центрами образования, культуры и искусства. Рост про винциальных городов повлек за собой усиление полити ческой активности городского населения, появление го родских советов, собраний граждан, вооруженных дружин городов. Но эти пока еще робкие ростки городской са мостоятельности подавлялись центральной властью и местными феодалами.