Смекни!
smekni.com

Дух Просвещения и ранние квакеры (стр. 2 из 3)

Поначалу они не имели организации: по дорогам бродили странствующие проповедники, собиравшие народ в храмах, гостиницах, тавернах и на площадях и увлекавшие часть слушателей за собою. В таких религиозных собраниях мог участвовать и проповедовать каждый, в том числе и женщины. Какого-либо оформления членства не существовало - "Друзья" не осознавали себя отделенной от других сектой, а верили, что скоро внутреннее мистическое просветление, снизошедшее на них, испытают все люди, независимо от нации, расы, пола и вероисповедания.

Беззаветная вера и строгое следование ее принципам влияли и на внешний вид, и на обычаи, и на поведение Друзей. Так, исходя из принципа равенства всех перед Богом, они отказывались снимать шляпы и кланяться вельможам и власть имущим и ко всем обращались на "ты", считая обращение на "вы" к одному человеку ненужным лицемерием. Фокс говорил "ты" даже Кромвелю, когда тот был протектором Англии. Твердо следуя наставлениям Нагорной проповеди ("А Я говорю вам: не клянись вовсе... но да будет слово ваше: "да, да", "нет, нет"; а что сверх этого, то от лукавого" - Матф. 5.34-37), они отказывались приносить присягу в судах и прочих органах власти, что навлекало на них суровые гонения.

Особо следует сказать о богослужении квакеров, установленном Фоксом. В своих проповедях (иногда весьма пространных) он призывал людей "ожидать Бога в молчании", и в самом деле, выслушав проповедника, квакеры замолкали, иногда на два-три часа. Мотив "ожидания Бога" и глубокого созерцательного молчания очень важен для раннего квакерства. Группы последователей Фокса, когда сам он отсутствовал, подолгу сидели в полном безмолвии. Но иногда кто-либо из участников собрания, почувствовав в своей душе голос Бога или Христа, вставал и говорил, выступая в тот момент как бы наставником или проповедником.

Практика созерцательного молитвенного молчания не является новой в христианстве и тоже восходит к обычаям первых христианских общин; она занимала существенное место в западном и в восточном монашестве. В Англии же середины XVII в. такая практика выглядела несколько странной на фоне чрезвычайно распространенной во всех религиозных движениях и церквах многословной проповеди.

Ранняя история квакеров трагична. Жестоко преследуемые властями - и республиканскими, и протекторскими, и, позже, монархическими, - ненавидимые и гонимые современниками, погибающие в переполненных зловонных тюрьмах, квакеры первого поколения редко доживали до зрелого или преклонного возраста. Кр. Хилл приводит примечательный мартиролог погибших в застенках Друзей: Джеймс Парнелл - в возрасте 19 лет, Эдвард Барроу - 28, Сэмюэль Фишер - 33, Ричард Хабберторн и Джон Одланд - 34, Джеймс Нейлер и Джон Лилберн - 42 9. Только за пять лет протектората около двух тысяч Друзей были заточены в тюрьмы, 21 человек там и встретил свою кончину 10.

Однако вопреки жестоким наказаниям, а отчасти, может быть, и вследствие их, раннее квакерское движение являет нам примеры удивительной стойкости, сплоченности, верности убеждениям. В противостоянии безжалостному и враждебному миру рождались высокое сознание чистоты своей миссии, единство и самоотверженная взаимопомощь, вырабатывались этика и программа действий - на сегодня и на будущее. С 70-х гг. XVII в. квакеры начинают строить специальные дома для своих молитвенных собраний и встречаются в молчании уже не под открытым небом, а в скромных помещениях, без всяких религиозных символов, крестов и украшений, сидя на простых деревянных скамьях - женщины на одной стороне, мужчины на другой.

Особую роль в судьбе Фокса сыграла Маргарет Фелл (1614-1702). жена уважаемого в округе судьи Томаса Фелла, мать большого семейства и хозяйка поместья Суортмур Холл в графстве Ланкашир, на севере Англии. Привлеченная проповедью Фокса, она в 50-х гг. стала принимать у себя его самого и его последователей, устраивать в своем доме собрания Друзей и вскоре прослыла "кормилицей квакеров". Она предоставляла им в своем доме кров, отдых и пишу, помогала деньгами и советами, ездила в Лондон ходатайствовать перед властями и даже королем за обвиняемых в "мятежах" и "богохульстве" Друзей и сама несколько раз претерпела жестокое тюремное заключение. Она навещала и поддерживала различные квакерские собрания. После смерти мужа Маргарет Фелл полностью посвятила себя квакерскому движению. В 1669 г. она стала женой Фокса и до самой своей смерти продолжала активную деятельность в Обществе Друзей.

После кончины Фокса его друзья и близкие единомышленники начали издавать его труды. Именно эти издания послужили толчком к открытию X. Росса, о котором шла речь в начале статьи. Дело в том, что Фокс сам не мог или почти не мог писать - у него была, как пишет Росс, "какая-то форма дислексии"11, может быть, то, что называется "писчим спазмом". Главные свои произведения - "Дневник", "Послания" и "Основные доктрины" - Дж. Фокс диктовал помощникам, и они записывали их либо стенографически, либо обычной скорописью, а потом эти записи расшифровывались, тщательно собирались и сохранялись членами местных собраний, но более всею - Маргарет Фелл-Фокс. После смерти Фокса его жена и ближайшие друзья - ученик и секретарь Томас Эллвуд, Уильям Пенн и др. - стали готовить его наследие к печати. Многочисленные речи и трактаты Фокса (он продиктовал более пяти тысяч текстов) переписывались, тщательно редактировались, приглаживались и приспосабливались к тому новому, "разумному" просветительскому веянию, которое проявилось в соответствии с духом времени в конце XVII в. и оказало такое большое влияние на состояние квакерских умонастроений в последующие столетия 12. Кое-что просто вымарывалось. Таким образом, идеи Фокса дошли до читателей последующих веков в несколько искаженном и неполном виде.

Первый шаг в попытке вернуть читателю "подлинного Фокса", то есть показать библейскую и христианскую основу его учения, опираясь не только на "Дневник", но и на "Послания", был сделан еще Дж. Пиквансом, выпустившим справочное издание, систематизирующее основные понятия и доктрины основателя квакерского движения. В предисловии автор подчеркивает, что "проза Фокса является по существу сплавом библейских идей, выраженных языком тех переводов Библии, которые были ему знакомы"13.

Немалую роль в выявлении подлинного духа выступлений Фокса сыграли также исследования американского квакера Льюиса Бенсона, который отдал много лет жизни тому, чтобы попытаться определить истинные идеи Фокса и главные элементы в его учении 14.

Открытие, совершенное Россом, состоит в том, что он выявил, собрал, проанализировал и опубликовал те тексты Фокса, которых не коснулась или почти не коснулась рука редакторов, то есть тексты, записанные сразу после .его выступлений и не опубликованные в первых квакерских изданиях, а также его послания, сохранившиеся в отдельных квакерских группах в нетронутом виде.

Внимательно, по буквам восстанавливая и прочитывая старинные тексты, тщательно сверяя их с опубликованными трудами Фокса. Росс пришел к выводу, что "среди Друзей развивались оценки и точки зрения, которые отличались от воззрений Фокса". Об этом свидетельствует введение У. Пенна к первому изданию "Дневника", а также более прямолинейные выражения М. Фокс, которая, например, называла Евангелие "маленьким глупеньким учением"15.

Как полагает Росс, Друзья в конце XVII в., издавая произведения Фокса, были озабочены тем, чтобы "утвердить благопристойность, респектабельность и разумность квакерского движения". Они "хотели трезвости и серьезности" и потому вычеркивали из текстов, принадлежавших Фоксу, все, что носило на себе печать его слишком яркой, своеобычной индивидуальности, "а особенно содержавшие плоды воображения или юмора". Именно это желание скрыть, пригладить особенности характера Фокса, проявившееся в публикациях его трудов, по мнению Росса, привело к тому, что "мы остаемся в неведении, почему он оказывал такое вдохновляющее воздействие на людей"16.

Не ставя под сомнение немалое обаяние харизматической личности Фокса, на которое указывает Росс, попробуем обратить внимание и на содержательную сторону его учения. Что именно вымарывали "достойные Друзья" из подлинных записей речей Фокса? Чего не дозволяла печатать тогдашняя "квакерская цензура"?

В опубликованных до книги Росса текстах Фокса мы не найдем ничего, что на современном языке можно было бы обозначить понятием "евангелизм" - то есть ничего, что фундаментально опирается на Евангельские тексты и делает их основой доктрины. Так, пространные рассуждения о Церкви как "супруге Христовой" отсутствуют и в "Дневнике", и в "Доктринах", и в "Посланиях". Мы не найдем в них также таких "христоцентричных" утверждений, принадлежавших подлинному Фоксу, как утверждение, что Христос - сын Божий, что Христос жив сейчас и может говорить с каждым (кроме известного откровения, описанного в "Дневнике", имя Христос заменяется словосочетанием "Дух Христов"). Убеждение Фокса в том, что внутренний свет в каждом человеке - это сам Христос, смазывается усеченным безличным понятием "внутреннего света" вообще, "святой дух" заменен понятием "дух" (spirit). В текстах, приводимых Россом, встречаются такие существенные для этико-мистического учения Фокса понятия, как грех и дьявол; в опубликованных "достойными Друзьями" трудах эти понятия отсутствуют. Отсутствуют и такие утверждения, как "крест Христов - это сила Божия"; Христос - это исполнение Божиего откровения человеку, данного в Ветхом Завете 17.