Смекни!
smekni.com

Искусство и духовное развитие личности (стр. 1 из 3)

Ю.У. Фохт-Бабушкин

Начиная с середины 70-х годов, коллектив научных работников Государственного института искусствознания (ГИИ) периодически проводил широкие социологические исследования функционирования искусства в нашей стране. Центральной задачей этих работ было выявление роли искусства в духовном развитии личности. Для ее решения требовалось прежде всего выстроить структуру личности. И тут мы во многом опирались на идеи М.С. Кагана, высказанные им в его небольшой, но чрезвычайно емкой монографии «Человеческая деятельность» (М., 1974). Уникальное достоинство сформулированной здесь концепции личности не только в теоретической основательности, но и — что редко бывает у теоретиков — в операциональности соображений автора, то есть в возможности перевода формулируемых постулатов на язык эмпирического исследования. Отсутствие такой операциональности у многих теоретических изысканий является одной из весомых причин существующего в большинстве областей гуманитарного знания разрыва между теоретическими и эмпирическими исследованиями. Такой разрыв плох и для теоретических работ, нередко страдающих умозрительно-отвлеченными размышлениями, губителен он и для эмпирических исследований, часто превращающихся в эдакую копилку неосмысленных фактов.

В публикациях, посвященных нашим исследованиям [1], подробно рассказывалось, как с опорой на идеи ряда ученых — и прежде всего М.С. Кагана — была выстроена личностная структура общества из четырех духовных потенциалов (познавательного, созидательного, ценностно-ориентационного, коммуникативного) и четырех социальных ролей (производственной, общественной, семейной и досуговой). По сформированности духовных потенциалов и ориентации людей на выполнение своих социальных ролей все обследованные респонденты были разделены на четыре типа:

Несформировавшиеся — это люди, у которых пока недостаточно сформированы все четыре духовных потенциала, и одновременно представители этой группы плохо выполняют свои социальные роли.

Эклектично развитые. К этому типу были отнесены те, у кого сформированы лишь отдельные духовные потенциалы и кто стремится успешно выполнять только отдельные социальные роли.

Односторонне развитые. В эту группу вошли две категории респондентов:

с развитыми тремя или четырьмя духовными потенциалами, но плохо выполняющие свои социальные роли;

стремящиеся успешно выполнять свои социальные роли, однако сформирован у этой части респондентов лишь один или два духовных потенциала либо вовсе ни один не сформирован.

Разносторонне развитые. Представители этой группы отличаются тремя или четырьмя сформированными духовными потенциалами и успешным выполнением социальных ролей.

Выделенные четыре социально-психологических типа представляют собой известную иерархию по развитости духовного мира и социальной практики людей: в первом типе ни один элемент духовного мира и социальной практики достаточно не сформирован, во втором — сформированы лишь отдельные, в третьем — получил развитие один из двух блоков, духовный или социально-практический, в четвертом — в основном развиты все элементы.

Наши опросы охватывали население страны с десятилетнего возраста. Очевидно, однако, что социальные роли детей и взрослых сильно отличаются, и выбранные в данном случае аспекты мало подходят для изучения жизненной практики подрастающего поколения. Поэтому мы фиксировали духовно-ролевую структуру общества начиная с молодежи 18 лет, уже вышедшей во взрослую жизнь.

Многократно повторенные нами за последние двадцать лет исследования, охватывавшие наиболее характерные регионы и населенные пункты страны, дали представление о происходящих переменах в личностной структуре российского общества. Последний цикл исследований с середины до конца 1990-х годов включал 48 городов и сел Московского, Краснодарского, Красноярского, Орловского, Пермского, Челябинского и Ярославского регионов. Ниже приведен выявленный в этих исследованиях процент людей определенного типа в различных населенных пунктах:

Личностная структура в различных населенных пунктах во многом похожа. Основная масса жителей — эклектично развитые. В целом лучше структура в Москве: здесь меньше по сравнению с другими городами и селами несформировавшихся людей и больше односторонних и разносторонних, то есть представителей двух более развитых типов. Другие города уступают в этом отношении Москве, но превосходят села.

Наиболее продвинутые в личностном плане представители разных социально-демографических групп населения (рабочие, крестьяне, интеллигенция, предприниматели), проживающие в регионах и населенных пунктах различного свойства, очень близки между собой по многим показателям духовного и социального развития. Во всяком случае, они больше похожи друг на друга, чем на представителей своего же социального слоя, но людей менее личностно сформированных. А различия между территориями, социальными слоями порождаются в основном качествами духовных середняков. Иными словами, подлинное равенство людей возникает на высотах духовности, именно здесь происходит сближение пластов общества, а достаточно посредственная в духовном плане часть населения и служит источником или базой социальной разобщенности. В силу этого воспитание разносторонней личности остается важнейшей стратегической задачей нашего общества в социальной сфере.

Преодоление существующих ныне острых противоречий в духовной жизни страны, возникших на переломе ее истории, требует мобилизации всех внутренних сил общества, максимального использования самых разных факторов личностного развития народа. И одним из сильнейших факторов этого ряда несомненно является искусство, так как отношение к нему людей теснейшим образом связано с их духовным и социальным развитием. Это показали многие исследования, в том числе и наши — проведенные как ранее, так и теперь.

Связь между ростом духовности и отношением к искусству оказалась крепкой и многообразной.

Характерно уже, какое место занимает искусство в досуге рассматривавшихся нами четырех типов личности — городских и сельских жителей России 1990-х годов (% респондентов каждого личностного типа, относящих искусство к числу наиболее импонирующих им видов досуга):

Несформировавшиеся — 4

Эклектично развитые — — 56

Односторонне развитые — 74

Разносторонне развитые — 85

Связь очевидная и крепкая: чем более духовно развиты люди, тем заметно чаще встречается среди них склонность относить искусство к числу наиболее привлекательных видов досуга.

То же самое характерно и для всех других аспектов отношения к искусству. Чем значительнее духовный потенциал людей, тем больше среди них посещающих учреждения культуры и читающих художественную литературу, тем интенсивнее они это делают. Причем с личностным развитием связана не только интенсивность потребления искусства, но и, так сказать, размах. Количество городских и сельских жителей России определенного личностного типа, регулярно потребляющих произведения не более двух и более двух видов искусства, выглядит так (в % от каждого типа):

И здесь та же определенная зависимость: при более высоком уровне развития людей в их поле зрения чаще оказываются многие виды искусства.

Точно так же с личностным развитием связаны и два других вида художественной деятельности — приобретение знаний об искусстве и занятия художественным творчеством. Вот как распределяется процент сельских и городских жителей того или иного типа, время от времени читающих книги или статьи об искусстве, занимающихся каким-либо художественным творчеством (учитывались следующие виды художественного творчества: театральная самодеятельность, кинолюбительство, рисование, лепка, изготовление поделок из дерева и металла, чеканка, литературное и музыкальное сочинительство, музицирование, пение, хореография):

Среди людей духовно более развитых чаще встречаются и склонные к чтению об искусстве и любители заняться художественным творчеством.

Как и степень вовлеченности людей в мир искусства, качественный результат их художественной деятельности тоже подчиняется этой закономерности. Развитость художественного вкуса четко коррелирует с личностным развитием (% жителей сел и горожан определенного типа с развитым художественным вкусом):

Несформировавшиеся — 1,5

Эклектично развитые — 10

Односторонне развитые — 18

Разносторонне развитые —31

В общем, чем выше уровень развития людей, тем, как правило, сильнее связан интерес к искусству с ростом их художественной культуры, то есть тем плодотворнее общение с искусством, тем оно активнее воздействует на формирование духовного мира личности, тем больше удается человеку почерпнуть для себя от общения с ним.

Все начинается с детства. Детские и юношеские годы закладывают основы художественной и общей культуры человека, в значительной мере определяют его взрослое будущее.

Еще в нашем исследовании 1981 года, самом масштабном из проведенных в прошлом, когда обследовались города и села двенадцати областей России, была выявлена теснейшая связь между отношением взрослых людей к искусству в их детские годы и уровнем духовного развития в зрелом возрасте. Ниже приведен процент взрослых горожан (от 18 лет) определенного личностного типа среди тех, кто в детские годы посещал театры, художественные музеи, музыкальные концерты, и среди тех, кто их не посещал:

Личностная структура активно приобщавшихся в детские годы к искусству несравнимо лучше, чем у людей остававшихся тогда в стороне от него: среди первых заметно больше «односторонних» и «разносторонних», а «несформировавшихся» и «эклектичных» гораздо меньше.