Смекни!
smekni.com

Человек и искусство (стр. 2 из 6)

Самая грандиозная из них — пирамида Хеопса — по­строена под руководством архитектора Химеуна. Ее высо­та около 150 м, и сложена она из 2 млн. 300 тыс. блоков.

Непременными атрибутами египетских храмов и усыпальниц были статуи фараонов, знати, при­дворных писцов, выполненные в соответствии со строгими канонами (правилами), чего требовало культовое назна­чение статуй. Люди изображались в спокойных, как бы застывших в веках позах (это либо стоящая, либо фрон­тально сидящая фигура). Примерами могут служить ста­туя писца Каи (середина 3 тыс. до н. э., Париж, Лувр), выполненная из известняка; парный скульптурный порт­рет принца Рахотена и его супруги Нофрет (начало 3 тыс. до н. э., Каир, Египетский музей).

Помимо скульптурных изваяний, украшением усы­пальниц были рельефы и росписи на сюжеты, связанные с заупокойным культом, выполненные на стенах.

Подобное объединение различных видов искусства (архитектуры, скульптуры и живописи) специалисты называют синте­зом искусств.

СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО

Многочисленные войны Древнего царст­ва привели к ослаблению государственной и экономиче­ской мощи страны. Прекращается строительство дорогостоящих пирамид. Ведется поиск новых типов храмов и усыпальниц.

Первым памятником нового типа стал храм-усыпаль­ница Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахари (XXI в. до н. э.) положивший начало крупным храмовым ансамблям более позднего времени.

Повышается внимание к индивидуальным чертам портретируемого, что проявилось в портретах фа­раонов Сенусерта III (XIX в. до н.э., Нью-Йорк, Метро­политен-музей), Аменемхета III (XIX в. до н. э., Москва, ГМИИ).

Росписи гробниц и храмов приобретают большую самостоятельность. В гробнице Хнумхотепа в Бени-Хасане были созданы одни из самых замечательных росписей в искусстве Среднего царства, изображающие сцены охоты.

НОВОЕ ЦАРСТВО

Наибольшее распространение в период Нового царства получил тип храма прямоугольный в пла­не, имевший трехчастное деление: открытый двор (пере­стиль), колонный зал (гипостиль), святилище.

Таковы храмовые комплексы, посвященные богу Амону, в Карнаке и Луксоре.

Наивысшей точкой в своем развитии реалистическое изобразительное искусство Древнего Египта достигает в период Амарны (к. XIV в. до н. э.). Фараон Аменхотеп IV (Эхнатон) провел социаль­ную и религиозную реформы, перенес столицу из Фив в Амарну. Были разрушены старые традиции. Перемены в жизни страны определили значительные преобразования в искусстве.

Произведения амарнского периода отличаются чело­вечностью, лиричны и проникновенны.

Лучшее, что было создано в этот период — скульптур­ные портреты Эхнатона и его жены Нефертити.

ПОЗДНЕЕ ВРЕМЯ

На дальнейшем развитии египетской культуры сказа­лись многочисленные войны, приведшие к распаду госу­дарства.

Прекращается возведение пышных усыпальниц, среди памятников этой эпохи наиболее интересны скульптур­ные портреты.

Завоевания Александра Македонского в 332 г. до н. э. положили начало новому периоду в искусстве Древнего Египта, в художественной культуре которого переплелись традиции прошлого и античности.

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Греческие племена населяли Балканский полуостров, острова Эгейского моря, западное побережье Малой Азии. Начало формирования великой греческой культу­ры, занявшей особое место в истории культуры человече­ства, относится к первой половине I тыс. до н. э.

Перейдя от первобытнообщинного строя к классовому обществу в середине I тыс. до н. э. греки образовали ряд небольших городов-государств, так называемых "поли­сов". Удивительно то, что не могущественные деспотии Древнего Востока, существовавшие тысячелетия, а срав­нительно бедные и небольшие города-полисы Древней Греции оставили нам наследие, в последствии назван­ное "классическим", то есть "образцовым".

"Много в природе есть дивных сил, но сильней чело­века нет," — утверждал Софокл в своей трагедии "Анти­гона". Гимном человеку, его нравственной и физической красоте стало искусство древних греков. Человек — мера всех вещей для граждан Эллады. Произведения грече­ского искусства поражают своим реализмом, гармониче­ским совершенством, утверждением высокого нравствен­ного начала, красоты, силы, достоинства человека. Эсте­тические идеалы Древней Греции и по сей день понятны нам. Одно из центральных понятий эстетики античного искусства Древней Греции — калокагатия — (от kalos — прекрасный и agathoc — хороший, добрый) — понятия оз­начавшие внутреннее и внешнее совершенство. Слияние этического и эстетического идеалов есть характерная особенность представлений греческого народа о красоте.

Смотром духовной и физической доблести были общегре­ческие Олимпийские игры.

Человек — занимает центральное место в древнегрече­ском изобразительном искусстве. Образы юных дев, на­деленных неземной красотой, подобных богиням, строй­ных, мускулистых атлетов, борцов, при всей своей иде­альности жизненны и естественны. Никто не мог достиг­нуть такого совершенства в изображении человека, как греки.

Искусство Древней Греции тесно связано с религией и мифологией, -Богов-покровителей и богинь греческие ма­стера изображали в человеческом облике, отображая в своем произведении самые прекрасные и возвышенные черты, какие только могли представить себе.

Философские взгляды, литература и искусство Древ­ней Греции оказали огромное влияние на всю последую­щую историю культуры человечества.

История греческого искусства делится на следующие периоды:

1. Гомеровский (11-8 вв. до н. э.)

2. Архаика (7-6 вв. до н. э.)

3. Классика (5-4 вв. до н. э.)

4. Эллинизм (4-1 вв. до н. э.)

ГОМЕРОВСКАЯ ГРЕЦИЯ

XI - IX вв. до н. э. в истории Греции ученые нередко на­зывают темными веками. Основные источники информа­ции о жизни греков-дорийцев, сменивших на Балканском полуострове греков-ахейцев — это материалы археологи­ческих раскопок и эпические поэмы "Илиада" и "Одисея" Гомера, жившего по всей вероятности, уже в VIII в. до н. э. и поэтому многие события той эпохи, быт, реалии жиз­ни, отраженные в поэмах могут быть искажены, пропуще­ны через призму мироощущения человека более, позднего времени. По имени поэта Гомера, ставшего единственным летописцем этого времени и жившего в конце древнейше­го периода в истории Греции и называется первый этап исторического развития Эллады (так древние греки назы­вали свою страну).

Именно в этот период складываются основы греческой мифологии и народной эпической поэзии. Поэтическая фантазия древнего народа населила мир сказочными су­ществами: в реках жили речные нимфы, в лесах путник мог встретить дриад, в горах — ореад, морские пучины на­водняли — нереиды и океаниды. Козлоногие сатиры и кентавры (полулюди-полукони) в представлении древних греков были их соседями на этой земле. А миром, в кото­ром то соперничая и враждуя, то мирно сосуществуя, жи­ли люди и сказочные герои, правили мудрые бессмертные боги, жившие тоже по соседству — на вершине горы Олимп. Человек был подобен богу, а боги представлялись прекраснейшими и мудрейшими из людей. Такое очело­вечивание богов делало их близкими и доступными чело­веку, помогало верить в свои собственные силы.

АРХАИКА

В период архаики появились все важнейшие тенден­ции, характерные для зрелого искусства Древней Греции. В это время складывается рабовладельческое общество, в недрах которого появляются первые ростки демократии.

Развиваются наука, литература, философское мышле­ние, театр. Наступает время первого расцвета греческого искусства. Складывается греческий архитектурный ордер (система пропорционального соотношения между несо­мыми и несущими частями постройки) ставший одним из важнейших элементов архитектурных сооружений по­следующих столетий.

Практически все достижения архитек­туры того времени как конструктивные, так и декоратив­ные связаны со строительством храмов. Храм, посвященный богу-покровителю города, стро­ился на деньги города-полиса, и, таким образом, принад­лежал всему обществу. Номинально оставаясь жилищем бога, он служил -земным, общественным целям: был хранилищем городской казны, художественных ценно­стей, считавшихся достоянием всего города-полиса. Храм возводился на самом высоком месте, обычно на акрополе, доминируя над городскими постройками, в центре город­ской площади, служившей местом общественных собра­ний, празднеств, религиозных шествий.

Восхищаясь сегодня мраморной белизной величест­венных руин древнегреческих святынь, мы забываем, что античные мастера покрывали храмы многоцветными росписями. Шедевры греческого зодчества гордились своим полихромным (многоцветным) убранством, бли­стая на солнце множеством красок: синей, красной, зеле­ной, золотой. Время уничтожило многоцветный наряд древних храмов, но даже время не властно над совершен­ством форм античных сооружений.

Эпоха архаики — время рождения грече­ской монументальной скульптуры. Статуи высекали из различных пород камня, дерева, делали из обожженной глины — терракоты. Наивысшее достижение архаической скульптуры — разработка образа человека в статуях богов и богинь, героев, воинов-куросов, девушек-кор.

Через все архаическое искусство проходит образ куроса ("курое" — в переводе с греческого "юноша"). Высекая из мрамора обнаженную фигуру (по мнению древних гре­ков совершенство человека можно было раскрыть через целомудренное изображение здоровой наготы, прослав­ляющей природное начало) скульптор стремился под­черкнуть характерные признаки атлетически развитого тела — широкие плечи, узкую талию, крепкие ноги с чет­ко выраженными выступами коленных чашечек, напоми­нающие могучие столбы. Статуя, которую мастер создавал по заказу жителей города-полиса, должна была выразить представление общества о красоте мужественного и энер­гичного человека, способного в трудный для города час за­щитить свою родину от врага, стихии, быть может от гне­ва богов.