Смекни!
smekni.com

Человек и искусство (стр. 5 из 6)

РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО

Термин "Романский стиль", возникший в XIX в. при­меняется к западноевропейскому искусству X-XII вв. (в ряде стран — XIII в.). .

Широкое распространение в романском искусстве получила монументальная скульптура (особен­но рельеф), которая часто расписывалась красками. Ро­манская пластика подчиняется архитектуре, используется в основном во внешнем оформлении соборов. Рельефные изображения на сюжеты "Священного писания" разме­щались на западном фасаде, в тимпанах, на столбах и ко­лоннах, они подчинялись форме элементов постройки: на колоннах пропорции изображения вытянутые, удлинен­ные, в фризах приобретали приземистые формы.

Центральный образ романской скульптуры — Христос. Разрабатываются темы добра и зла, воплощенные в образ­ах рая и ада; возвышенному противопоставляется низмен­ное, трагическому — комически-гротескное. Например, в тимпане собора Святого Лазаря в Отене (1130-1140 гг.) в сцене "Страшного суда" грозному и величественному образу Иисуса Христа противопоставлен почти комедийный сюжет: ангел и дьявол, изображенный одновременно страшным и смешным, взвешивают добрые и злые дела умерших.

Постепенно в храмовую скульптуру проникают образы крестьян, простых горожан, комедиантов с их повседнев­ными делами и заботами, появляются герои фольклора, порожденные народной фантазией: химеры, демоны в получеловеческом полузверином обличье. Романские скульпторы, разрабатывая проблему безобразного, тяготе­ли к фантастическим, чудовищным образам.

ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

Готика — следующая ступень в развитии средневеково­го искусства. Современники называли новый стиль, поя­вившийся в XII в. во Франции "французской манерой". В эпоху Возрождения появилось название "готика".

Готическое искусство поражает разнообразием форм, единством и целостностью во всех своих проявлениях.

Как и вся средневековая художественная культура искус­ство готики глубоко религиозно, но оно тяготеет к жизни, природе, человеку. Мастеров нового стиля интересует конкретный человек с его чувствами, красота природы.

Высокая одухотворенность образов готики, свойствен­ная им удивительная гармония подготовили приход ис­кусства Возрождения.

В синтезе скульптуры и архитектуры этого времени на­блюдается усиление роли скульптуры, поднимается ее само­стоятельное значение. Продолжается начатое романскими мастерами выделение образа человека в общем декоратив­ном убранстве. Статуи, обычно имевшие теснейшую связь со стеной, опорой часто помещаются в нишах на отдельных постаментах. Более динамичный характер фигурам придают легкие повороты торсов, живые позы и жесты.

Расцвет готической скульптуры приходится на XII -XIII вв. Высшие достижения скульптуры готики связаны с соборами в Шартре, Амьене, Реймсе (во Франции).

ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Эпоха Возрождения — одна из самых впечатляющих страниц в истории мирового искусства. Она охватывает около трех столетий (XIV - XVI вв.). В сравнении с эпоха­ми Древнего мира (около 5000 тысяч лет), средневековья (около 1000 лет), Возрождение представляется очень крат­ким периодом времени. Однако по количеству гениаль­ных произведений искусства, новизне и смелости поисков мастеров той эпохи художественное наследие Возрожде­ния не уступает предшествовавшим этапам развития ми­рового искусства.

Родиной Возрождения стала Италия. Уже в XIV веке в сочинениях великого итальянского поэта-гуманиста Франческо Петрарки (1304-1374) появилось понятие Ринашименто – Возрождение (по-французски "Ренессанс").

В это время были заложены основы современной на­уки, высокого уровня достигает литература, получившая с изобретением книгопечатания немцем Иоганом Гутен­бергом прежде невиданные возможности распростране­ния. В это время делают свои открытия Христофор Ко­лумб, Коперник, пишут свои бессмертные произведения великие итальянцы Данте, Петрарка, французы Франсуа Рабле, автор романа "Гаргантюа и Пантагрюэль", Мишель Монтень, создатель знаменитых "Опытов". Трагедии Шекспира, "Дон Кихот" Сервантеса поражающие глуби­ной проникновения в психологию человека, знанием его страстей и устремлений, были написаны в эпоху Возро­ждения.

Мировоззренческой основой ренессанской культуры становится философское направление гуманизма (от ла­тинского "гуманус" — человек). Человек вновь становится "мерой всех вещей". Девизом искусства эпохи Возрожде­ния можно было бы взять слова, вложенные итальянским гуманистом XV в. графом Пико делла Мирандола в его па­негирике, в уста Бога-творца, обращавшегося к человеку: "Я ставлю тебя в центр мира..."

В отличие от романской и готической культуры сре­дневековая культура Возрождения носила светский ха­рактер, хотя основной круг сюжетов оставался связян с мифологической и библейской тематикой. Эпоха Ре­нессанса противопоставила церковным догматам миро­восприятие гуманистов, утверждавших ценность челове­ческой личности.

Одной из основ искусства Возрождения становится по-новому понятое наследие античности.

Идеалы гуманизма нашли свое отражение и в архи­тектуре: сооружения приобретают ясный гармониче­ский облик, их пропорции и масштабы соотносятся с человеком.

Истинным основоположни­ком в изобразительном искусстве Высокого Возрожде­ния был гениальный флорентиец Леонардо да Винчи (1452-1519)

Рукописи Леонардо свидетельствуют, что он был не только великим живописцем и скульптором, но и архите­ктором, механиком, инженером, ботаником, анатомом.

Будучи разносторонне одаренным человеком Леонар­до да Винчи интересовался всем, что его окружало, запи­сывая свои впечатления в блокнот, который всегда носил при себе. "Отдаваясь неугасаемой жажде знаний, я меч­таю постичь происхождение многочисленных созданий природы",— говорил он о себе. Всю свою жизнь худож­ник рассматривает мир со всем многообразием его форм, как творение природы, имеющее свой "собственный ра­зум", призывая живописцев быть посредниками между природой и искусством.

ИСКУССТВО XVII ВЕКА

Вслед за примерно трехсотлетним периодом эпохи Возрождения наступает XVII век, ставший одним из наи­более значительных этапов в развитии мировой художест­венной культуры. Караваджо, Бернини, Веласкес, Рибера, Сурбаран, Рембрандт, Рубенс, Хальс, Рёйсдаль, Мольер, Декарт, Спиноза — таков далеко не полный перечень ве­ликих имен, которые дал человечеству XVII век.

Для изобразительного искусства этого времени в це­лом характерно расширение тематики, углубление во внутренний мир человека, обогащение старых жанров и появление новых.

XVII в. не был мирным для Европы, но после траги­ческих событий конца XVI в. наступает сравнительное затишье, происходит определенная стабилизация эко­номической, политической и культурной жизни. В ми­ровоззрении людей происходит переход от безграничной веры в человека, в его силу, энергию, разум через разоча­рование и отчаяние, явственно заметное в искусстве конца XVI в., к новому пониманию мира и человека, как час­тицы бесконечно разнообразного мироздания. Человек рассматривается в сложном соотношении с действительно­стью, как часть природы и общества, оставаясь центральной фигурой, привлекающей внимание художника, писателя, философа.

В искусстве XVII в. выделяют три основных стилевых направления: барокко, классицизм, реализм.

Часто рациональное начало свойственное классицизму, и изменчивые динамические формы барокко переплетают­ся в творчестве мастеров того времени, а черты реализма существуют как бы внутри двух основных стилей.

Движение, ставшее для искусства барокко воплощением самой стихии жизни, Бернини воспроизво­дит в своих произведениях с большой смелостью. В дви­жении показан "Давид" (1623, Рим, галерея Боргезе), изображенный в момент смертельной схватки, готовый метнуть камень в своего врага. Лицо героя полно гнева, взгляд яростен, губы сжаты. "Давид" Бернини резко отли­чается от ренессансных воплощений этого образа. Тело юного героя воссоздано с небывалой точностью, чувства, отраженные на его лице, приближаются к реальным. Развитие реалистической традиции в скульптуре Бернини показывает характер человека в конкретных проявлени­ях: его персонажи разговаривают, действуют, страдают. В произведениях великого скульптора чувствуется, свойственная стилю барокко, обращенность к зрителю, стре­мление вовлечь стороннего наблюдателя в действие, заставить его сопереживать.

ИСКУССТВО XVIII ВЕКА

XVIII век в Западной Европе стал последним этапом длительного перехода от феодализма к капитализму. На протяжении этого века продолжалась грандиозная ломка всех существовавших ранее общественных и государст­венных устоев. В XVIII столетии появляется переодиче­ская печать, создаются политические партии, ведется борьба за освобождение человека от оков феодально-ре­лигиозного мироощущения.

Искусство, сфера которого значительно расширилась, становится общенациональным, обращается не только к узкому кругу ценителей, но и к широкой демократиче­ской среде.

XVIII век — это эпоха Просвещения, век разума и иронии, век философов, поэтов, социологов и экономи­стов. Это время, когда жили и творили Бах, Моцарт, Ген­дель, Гайдн, Мольер, Свифт, Хогарт, Шарден. Острая наблюдательность, утонченная манера воспроизведения действительности отличают художественную культуру XVIII столетия.

Искусству XVIII в. по сравнению со смежными эпохами свойственно большее стилевое единство. Нет того разно­образия стилевых направлений, какое наблюдалось в предшествующее столетие, когда рядом с классицизмом Пуссена существовало творчество последователей Рубенса, а барочные картины итальянских художников ужива­лись рядом с голландскими жанровыми произведения­ми. Несвойственна XVIII веку и быстрая смена стилей, характерная для XIX столетия, ставшего свидетелем эво­люции стилей от классицизма до постимпрессионизма. В искусстве XVIII века амплитуда колебаний значительно уже: на смену зрелым формам стиля барокко приходит классицизм.