Смекни!
smekni.com

Передвижничество (стр. 2 из 9)

Каталог шестой выставки картин Товарищества передвижных художественных выставок. 16 марта 1878 г. //там же.

Каталог седьмой выставки картин Товарищества передвижных художественных выставок. 9 марта 1879 г. //там же.

К более позднему периоду относятся еще два документа:

Заявление экспонатов Товарищества передвижных художественных выставок март 1890 г.// там же.

Условия для приема экспонатов на выставку Товарищества передвижных художественных выставок.

Ко II группе источников можно определить всю имеющуюся по данной теме переписку официальную и личную.

Письмо группы московских художников в С.-Петербургскую Артель художников от 23 ноября 1869 г. Товарищество передвижных художественных выставок. Письма, документы. /Под ред. Гольдштейн С.Н., М. "Искусство", 1987.

Учредители Товарищества передвижных художественных выставок – А.Е. Тимашеву. Сентябрь 1870 г. (прошение)// там же.

А.Е. Тимашев – Н.В. Левашеву. ноябрь 1870 г.// там же.

А.И. Куинджи – правлению Товарищества передвижных художественных выставок январь 1880 г.//Там же.

М.К. Клодт – правлению Товарищества передвижных художественных выставок 3 января 1880 г.//Там же.

Личная переписка, относящаяся ко второй группе источников, включает письма:

Г.Г. Мясоедов – И.Н. Крамскому от 21 сентября 1870 г.//Там же.

Г.Г. Мясоедов – И.Н. Крамскому от 28 сентября 1870 г.//Там же.

И.Е. Репин – К.А. Савицкому от 28 сентября 1878 г.//Там же.

А.П. Боголюбов – И.Н. Крамскому апрель 1879 г.//Там же.

В целом же использованные в ходе исследования источники помогли воссоздать реальный фон, в котором протекала жизнь передвижников, позволили ощутить сложившуюся в их среде нравственную и творческую атмосферу.

Методология работы.

Методологической основой работы являются принципы историзма и научной объективности, предполагающие рассмотрение любого исторического явления, в том числе и историю создания и деятельности Товарищества передвижных художественных выставок в развитии, в контексте конкретной исторической эпохи.

Обширный и разноплановый корпус документов позволил придать особую значимость вопросу эффективности исследовательских методов.

Развернувшиеся в истории дискуссии по теоретическим проблемам создают новые возможности для осмысления общих подходов применения базовых рациональных исследовательских принципов: историзма и объективности, ибо только научное комплексное исследование в хронологической последовательности позволило более объективно проникнуть в суть проблемы.

Актуальна в наше время и проблема источников, совершенствование методики их исследования. При анализе источниковой базы автором был использован ряд методов исторического исследования:

проблемно-хронологический метод позволил расчленить данную проблему на ряд более узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности и выделил основные направления деятельности передвижников на разных этапах существования Товарищества.

метод конкретного анализа предполагает исследование исторических явлений с учетом условий их возникновения и взаимовлияния, как единство многообразных их составляющих элементов. Он означает отыскание конкретных причин, породивших определенные события в развитии науки, расширение проблематики, появление новых, ранее не освещавшихся тем, условия формирования новых идей, выводов, обобщений и т.д.

Метод позволил создать необходимую систему источников и выявить конкретные причины и условия создания и деятельности Товарищества передвижных художественных выставок.

метод сопоставительного анализа, при помощи которого были сделаны определенные выводы на основе изученных документов официального и личностного происхождения.

Цель работы.

Целью данной работы является попытка комплексного исследования истории создания и деятельности Товарищества передвижных художественных выставок, как совершенно нового художественного явления второй половины XIX века.

В связи с целью обозначены и следующие задачи:

Раскрыть историю создания и становления Товарищества передвижных художественных выставок.

Освещение условий и принципов становления Товарищества передвижных художественных выставок.

Анализ деятельности передвижников по организации выставок.

Раскрыть значение передвижничества и причины его раскола.

Научная и практическая значимость.

Научная новизна данной работы – в попытке комплексного исследования истории передвижничества.

Практическая значимость в возможности использовать материалы проведенного исследования в школьном курсе преподавания истории, организации экскурсий, внеклассных занятий, кружковой работе, при проведении школьных олимпиад по истории и культуре.

Структура квалификационной работы

Данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Во введении рассматривается актуальность темы, дается историографический обзор, источниковая база, показывается методология работы, определяются цели и задачи, научная и практическая значимость проведенного исследования.

Во главе I "История возникновения Товарищества, его устав и организация", анализируется история создания передвижничества, утверждение устава, принципы деятельности Товарищества.

Во II главе "Деятельность передвижников" исследуется конкретная деятельность передвижников нового поколения и причины раскола товарищества.

В заключении даны выводы и обобщения по данной теме.

Глава I. История возникновения Товарищества передвижных художественных выставок, его устав и организация

"Товарищество передвижных художественных выставок – это значительное явление в русском искусстве, возникшее во второй половине XIX века и объединившее передовых художников, выразителей прогрессивных взглядов и эстетических идей своего времени".

Появление Товарищества передвижных художественных выставок, как совершенно новой формы организации художественных выставок обусловлено рядом причин, о которых следует рассказать более подробно.

"Подъем общественного сознания в конце 1850-х – начале 1860-х годов привел к реформам и отмене крепостного права, что дало импульс для освобождения человеческого духа, раскрепощения личности".

В период смены общественно-экономической формации, резкого обострения социальных противоречий, не ликвидированных отменой крепостного права в 60-е года XIX века возникает "необходимость осмысления новых социальных условий современности".

В XIX веке петербургская Академия художеств оставалась центром творческой жизни страны.

Это было достаточно консервативное учреждение "…с царившими здесь педагогической системой преподавания, устаревшими нормами эстетики, потерявшими связь с передовой русской художественной культурой, развивавшихся в русле просветительских идей".

К этому моменту в России начинает формироваться новая школа реалистического искусства. Многие художники затрагивают в своих работах более выразительно и широко жизнь простого человека.

Именно в это время складывается национальная школа реалистической живописи со своими особенностями во многом обусловленными противоречиями общественного развития и напряженными духовными исканиями русской интеллигенции.

Характерной национальной особенностью русского критического реализма является ее ярко выраженная социальная окрашенность.

Зарождение подобных противоречий между новой волной в искусстве, навеянного изменениями в политической и духовной сфере и старым установившимся миром уходящего классицизма, стало этим толчком, который вывел живопись на новую спираль развития.

Рассматривая данную проблему, следует подробнее остановится на жизни дореформенной Академии, микроклимате царившем в стенах этого учреждения, созданного в 1757 году по подобию английской и французской Академий художеств. Как упоминалось выше "…законодателем в искусстве продолжала оставаться Академия художеств, требующая, как и прежде подражания классицистическим образцам, не допускающая свободы творчества.

Стремление художников сбросить с себя путы отчужденных от современной жизни представлений о художественном творчестве привело к бунту "четырнадцати протестантов", когда часть выпускников порвала с Академией художеств. Это был первый открытый протест против догматизма в искусстве.

Что же представляла собою эта смелая акция, предпринятая молодыми художниками? На этот вопрос можно ответить, вспомнив предысторию данного инцидента.

Разумеется, отказ писать картину на далекий от насущных проблем современности мифологический сюжет, наглядно выражал стремление вступавшего "…тогда в художественную жизнь страны нового поколения мастеров приблизить национальное искусство к современности".

Вот что об этом пишет И.Н. Крамской – в письме своему другу фотографу и художнику любителю М.Б. Тулинову: "Дорогой мой Михаил Борисович! Внимай! 9-го ноября случилось следующее обстоятельство: 14 из учеников подали просьбу о выдаче им дипломов на звание классных художников. С первого взгляда тут нет ничего удивительного. Люди свободные, вольноприходящие ученики могут когда хотят оставить занятия. Но в том-то и дело, что эти 14 не простые ученики, а люди умеющие писать на 1-ю золотую медаль. Дело вот как было: за месяц до сего времени мы подали просьбы о дозволении нам свободного выбора сюжетов, но в нашей просьбе нам отказали. Перед тем как решились подать вторую просьбу мы ходили к каждому профессору отдельно, урезонивали, просили и слышали, что просьба наша имеет основание… Одним словом каждый отдельно взятый оказывался хорошим человеком, а сойдясь вместе, опять отказывали и решили дать один сюжет историкам, и один сюжет жанристам, которые искони выбирали свои сюжеты".

Второй немаловажной частью предыстории создания Товарищества передвижных художественных выставок является существование петербургской Артели свободных художников. В 1863 году ее возглавил И.Н. Крамской. Это была первая Артель. Вслед за ней в 1864 году появилась вторая Артель "максимовская".