Смекни!
smekni.com

Переплетение культур в Передней Азии (стр. 3 из 5)

расшатало время.

В XXIV в. до н.э. семитический город Аккад, которым правил прос-

лавленный своими победами царь Саргон Древний, подчинил себе значи-

тельную часть Двуречья.

В зодчестве влияние Аккада сказалось в окончательном утверждении

арки и свода, в ваянии - в тонкой проработке деталей, в меньшей услов-

ности изображения, в подлинной и часто весьма выразительной портрет-

ности. Замечательна в этом отношении голова из меди, быть может порт-

рет самого Саргона.

Победная стела Нарам-Сина (преемника Саргона, продолжившего его

дело) - совершеннейшее произведение аккадского искусства. Эпическая

поэма запечатанная в камне.

Между тем в Шумере жрец Гудеа, полновластный правитель города Ла-

гаша, развивает в XXII в. до н.э. бурную строительную деятельность.

Почти ничего не сохранилось от воздвигнутых при нем архитектурных па-

мятников. Но нам хорошо известны и лицо самого Гудеа, и скульптура его

времени: около двадцати его статуй было обнаружено при раскопках. Не-

которые исполнены с большим мастерством и тщательной обработкой дета-

лей, явно портретные черты правителя в жреческом облачении сочетаются

в них со все той же, столь типичной для шумерских скульптурных изобра-

жений загадочной пристальностью взгляда, внутренней сосредоточенностью

всего образа, будь то в созерцании или в молитве. Как и в современных

им статуях фараонов, камень подлинно оживает в статуях Гудеа.

При царе Хаммурапи ( 1792-1750 гг. до н.э.) город Вавилон объеди-

няет под своим главенством все области Шумера и Аккада. Слава Вавилона

и его царя гремит во всем окружающем мире.

Хаммурапи издает знаменитый свод законов, известный нам по клино-

писному тексту на почти двухметровом каменном столбе, украшенном очень

высоким рельефом. В отличие от стелы Нарам-Сина, напоминающей живопис-

ную композицию, фигуры рельефа выделяются монументально, словно круг-

лые скульптуры, вертикально рассеченные пополам. Бородатый и величавый

бог солнца Шамаш, сидя на троне-храмике, вручает символы власти - жезл

и магическое кольцо - стоящему перед ним в исполненной покорности и

благоговения позе царю Хаммурапи. Оба смотрят пристально друг другу в

глаза, и это усиливает единство композиции.

При всех своих несомненных художественных достоинствах этот прос-

лавленный рельеф являет уже некоторые признаки грядущего упадка вави-

лонского искусства. Фигуры сугубо статичны, в композиции не чувствует-

ся внутреннего нерва, былого вдохновенного темперамента.

Мощь и политическое значение Вавилона ослабли в последующие века.

Между тем новая держава рвалась к власти в Двуречье: в буре сражений

Ассирии суждено было утвердить свое главенство в краях, где расцвела

одна из самых древних и великих культур человечества.

Ассирия.

Не раз отмечалось, что ассирийцы отнеслись к своим южным сосе-

дям,вавилонянам, примерно так, как впоследствии римляне к грекам, и

что Ниневия, столица Ассирии, была для Вавилона тем, чем Риму суждено

было стать для Афин. В самом деле, ассирийцы заимствовали религию,

культуру и искусство Вавилонии, значительно огрубив их, но и наделив

новым пафосом могущества. Они установили в беспокойном Двуречье свой

державный порядок, создали единое мощное государство и, использовав

Двуречье как плацдарм, распространили огнем и мечом свое господство на

огромные территории от Синайского полуострова до Армении, от Малой

Азии до Египта, и даже сам Египет был на короткое время завоеван ими.

В развалинах дворца ассирийского царя Ашшурбанипала была обнару-

жена библиотека, вероятно самая значительная во всем тогдашнем мире,

насчитывавшая несколько десятков тысяч клинописных текстов, в том чис-

ле и все важнейшие произведения вавилонской литературы. Эта царская

библиотека дала востоковедам ценнейший ключ к познанию культуры Дву-

речья. Действительно, огромна заслуга ассирийского владыки, собиравше-

го древние таблички и составившего из них библиотеку, предназначенную

"для его личного пользования".

Этот царь сообщал о себе такие сведения:

Я, Ашшурбанипал постиг... все искусство писцов, усвоил

знание всех мастеров, сколько их есть, научился стрелять из

лука, ездить на лошади и колеснице, держать вожжи... Я

постиг скрытые тайны искусства письма, я читал в небесных

и земных постройках и размышлял (над ними).

Я присутствовал на собраниях царских переписчиков.

Я наблюдал за предзнаменованиями, я толковал явления небес

с учеными жрецами, я решал сложные задачи с умножением и

делением, которые не сразу понятны...

В то же время я изучал и то, что полагается господину;

и пошел по своему царскому пути.

И, однако, живая нить между древней шумеро-аккадской культурой и

ее наследницей - ассирийской культурой была все же надорвана.

Ибо тот же царь Ашшурбанипал, усердный собиратель и, очевидно,

просвещенный библиофил, оставил такую запись:" Для меня было большой

радостью повторять красивые, но непонятные надписи шумеров и неразбор-

чивые аккадские тексты". Этому не следует удивляться. Ведь многим

письменным памятникам, о которых идет речь, было тогда уже две тысячи

лет!..

Ассирийское искусство от начала I тысячелетия до н.э. и до

крушения ассирийской державы в конце VII века до н.э. было целиком

исполнено пафосом силы, прославляло мощь, победы и завоевания асси-

рийских властителей.

Жестокое, но могучее по своему пафосу искусство; горячее дыхание

его и впрямь как будто исполнено львиной ярости и бешеной силы дикого

быка...

Величественны и фантастичны некогда возвышавшиеся у входа в зна-

менитый Хорсабадский дворец царя Саргона II, близ Ниневии, грандиозные

крылатые быки в тиарах, с высокомерными человеческими ликами, сверкаю-

щими глазами, с огромными, прямоугольными, сплошь закрученными мелким

завитком бородами; каждый бык - с пятью тяжелыми, все под собой попи-

рающими копытами. Это добрые гении, стражи царских чертогов, охраняв-

шие их от врагов, видимых и невидимых, наделенные лишней ногой, чтобы

каждый входящий видел их сбоку - в движении, устрашающем своей тя-

жестью, а спереди - в не менее грозном покое...

Не культовые, а светские сюжеты преобладают в рельефах и росписях

ассирийских дворцов. Не культовая, а грандиозная дворцовая и крепост-

ная архитектура с мерно чередующимися башнеобразными выступами харак-

терна для военной ассирийской державы, которой царь служил увенчанием.

Самые знаменитые рельефы из ассирийских царских дворцов находятся

теперь в лондонском Британском музее и в парижском Лувре. Петербург-

ский Эрмитаж также обладает характерными образцами этой монументальной

скульптуры.

Это сплошь прославление царя, его власти, его деяний. Всюду лицо

царя величаво, деспотически сурово, без индивидуальных черт.

Баснословная роскошь царских облачений, утвари, бесчисленных ук-

рашений. И беспримерное в искусстве изображение царской жестокости:

сажание на кол, вырывание у пленников языка и сдирание кожи в присутс-

твии царя, жутко переданные - без тени жалости.

И наконец, в царских охотах и битвах замечательные изображения

животных. Это и есть вершина ассирийского искусства.

Пружинисто сгибающиеся под тяжестью всадников, мчащиеся по пусты-

не верблюды... Гордая львиная ярость и бешеный конский бег... Искусс-

тво еще никогда не достигало такой силы в изображении подобных сцен,

где главными героями являются лев, верблюд или конь. И конечно, такой

динамизм, такая мощь звериного порыва даже не мерещились изысканному

художнику, написавшему едва ли не самую бурную в искусстве Египта охо-

ту на львов на ларце в могиле Тутанхамона.

"Умирающая львица" из дворца Ашшурбанипала ( VII век до нашей эры,

Лондон, Британский музей) - шедевр мирового значения. Эта львица,

пронзенная стрелами, пытающаяся подняться в последнем отчаянном уси-

лии, исполнена трагического величия. Пасть ее, раскрывшаяся в предс-

мертном рыке, расставленные треугольником передние лапы и резкая диа-

гональ поверженного тела - создание великого ваятеля. И сохранись от

всей Ассирии с ее кровавыми победами, жаждой мирового владычества,

культом грубой силы, неслыханными жестокостями и умопомрачительной

роскошью только этот рельеф, мы бы знали, что у ассирийского народа

было великое искусство и, значит, великая душа.

Ибо величие народной души пробивается наружу сквозь гнет самой

безжалостной, самой бесчеловечной тирании.

Ассирийское владычество в Передней Азии не было долговечным. В

612 году до нашей эры гордая Ниневия была взята приступом войсками ва-

вилонского царя и мидянами, которые в свою очередь превратили побеж-

денную ими твердыню в груду развалин и подвергли всю страну полному

разорению.

2Века и народы.

Вернемся к бронзовому веку, к тем временам, когда за пределами

долин Нила и Тигра с Евфратом еще существовало первобытное общество.

На Северном Кавказе, главным образом на Кубани, раскопано много

курганов, и среди них громадный (высотой более десяти метров) Майкопс-

кий курган, в котором обнаружено богатейшее погребение конца 3 начала

2 тысячелетия до нашей эры. Это погребение содержит множество худо-

жественных произведений, в том числе бусы из сердолика и бирюзы, про-

исходящие из Передней Азии. Над прахом покойника был водружен балдахин

(ныне хранящийся в Эрмитаже), украшенный нашивными бляшками в виде

львов и бычков, полотнище которого держалось на серебряных столбиках с

литыми из золота фигурками бычков. Эти удивительные реалистические фи-

гурки, вероятно, работа талантливого местного мастера, свидетельствую-