Смекни!
smekni.com

Переплетение культур в Передней Азии (стр. 5 из 5)

кусство, которое мы бы ныне назвали академическим: форма, воспринятая

как канон, без той свежести, непосредственности и внутренней оправдан-

ности, которые некогда ее воодушевляли.

Новая держава утвердилась в Передней Азии и далеко расширилась за

ее пределы. Это могущественная персидская, или иранская, империя ди-

настии Ахеменидов. В ее состав вошли Вавилония и Ассирия, Малая Азия и

Египет, Мидия, Армения, Сирия и даже Средняя Азия. Как и ассирийское,

как и вавилонское, ее владычество было кратковременным, но грозным и

порой блистательным (539 - 330 гг. до н.э.).

V в. до н.э. ... Подчинив себе многие народы, ахеменидский Иран

впитывает соки их культур. Но его искусство вносит в общую сокровищни-

цу и свои оригинальные черты.

Искусство ахеменидского Ирана - прежде всего дворцовое, придвор-

ное. Повелители великой империи пожелали увековечить память о своем

могуществе грандиозным строительством: дворцовые ансамбли в Пасарга-

дах, Персеполе и Сузах (ныне руины) затмили своим размахом и роскошью

почти все, что было создано в былые века в других державах. Как и ас-

сирийские дворцы, они были украшены огромными рельефами, и у входа их

стояли крылатые быки еще более внушительных размеров, чем в Хорсабаде.

Новшество, введенное персидскими зодчими, - это ападана: Многоколонный

тронный зал с целым лесом легких, стройных колонн из разноцветных кам-

ней или таких, как, например, в Сузах, где увенчанием двадцатиметровых

колонн служили тяжелые капители в виде бычьих полуфигур. Золотые об-

шивки и многоцветные изразцы украшали залитые светом покои. Яркий

блеск красок, великолепие убранства и стройный размах грандиозной ар-

хитектуры утверждали в сознании подданных величие верховной власти.

Бесконечными вереницами выстраивались по стенам рельефные фигуры царс-

ких воинов или данников.

Это было празднично - торжественное искусство, более покойное и

светлое, чем ассирийское, и без жестокости, даже в прославлении побед.

Вечный памятник всего этого величия - знаменитый майоликовый

фриз, изображающий царских телохранителей (Париж, Лувр). Греки называ-

ли этих лучников "бессмертными", так как их всегда было десять тысяч.

Но пала и эта держава. Покоренный в IV в. до н.э. Александром Ма-

кедонским, Иран, как и Египет, включился в русло эллинистической куль-

туры, с которой он уже давно находился в соприкосновении.

* * *

Культура юга нашей страны уже в третьем тысячелетии до нашей эры

переплеталась с древней шумерской культурой. Заглянем еще дальше в

глубь веков.

В Эламе (впоследствии вошедшем в состав иранской державы) под ко-

нец неолита, в IV тысячелетии до н.э. расцвело искусство керамики,

прекрасные образцы которой имеются в Эрмитаже. Сосуды, расписанные ге-

ометрическими узорами со стилизованными (до неузнаваемости) изображе-

ниями птиц и горного козла. Так и в скифском искусстве позднего перио-

да (вспомним бронзовый конский налобник из Майкопа), то есть через

тридцать веков, изображения зверей превратятся в орнамент.

"Луристанские бронзы", извлеченные из могильников XII - VIII вв

до н.э. в Луристане ( в центральной части Ирана ), с фигурами зверей,

замечательными по реализму в сочетании с декоративной стилизацией; че-

канные изделия ахеменидского Ирана - чаши, блюда, кувшины с ручками в

виде зверей, ритоны (сосуды в виде рога) с головой лошади, антилопы

или полуфигурой горного козла, равно как и уникальные по прихотливому

стилистическому решению бронзовые лошадки - памятники Кобанской куль-

туры ( I тысячелетие до н.э. ) на Северном Кавказе, в Осетии, родс-

твенны искусству звериного стиля первобытного общества кочевников на-

ших южных степей и Алтая и как бы предвещают его.

Золотые чеканные украшения меча из Келермесского кургана являют

знаменательное сочетание типично скифского звериного стиля и вавило-

но-ассирийских, равно как и урартских, мотивов: крылатые человеческие

фигуры, напоминающие ассирийские божества, переднеазиатские геральди-

ческие львы, и фигура оленя, очень схожая с той, что украшала щит, то-

же найденный в Прикубанье, и которая по праву считается едва ли не ве-

личайшим шедевром скифского искусства.

В курганах нашего юга памятники скифского звериного стиля покои-

лись рядом с изделиями греческих мастеров, либо вывезенными из Эллады,

либо изготовленными в греческих колониях Причерноморья для скифской

знати. А в Пазырыкских курганах найдены самый древний ворсовой ковер

(V - III вв. до н.э. - до этого известны были ковры не старше XIII

в.н.э.), по-видимому привезенный на Алтай из Средней Азии или Ирана, и

самая древняя китайская ткань.

Итак, от Эллады, колыбели европейской цивилизации, до стен "нед-

вижного Китая". Но и эти границы должны быть расширены. Ибо звериная

мощь дышит в древнейших памятниках китайского искусства, а в Европе

позднего железного века динамично-декоративное искусство кельтских

племен во многом родственно скифскому.

Переплетение географическое и переплетение в веках порой расп-

ространяется на несколько тысячелетий, вплоть до совсем близких нам

времен.

В Пермском краеведческом музее имеется крупнейшее собрание пред-

метов пермского звериного стиля (хорошо представленного и в Эрмитаже).

Их изготовляли, по-видимому, в великом множестве с очень древних вре-

мен до начала II тысячелетия нашей эры, а некоторые их мотивы сохрани-

лись до сих пор в деревянной резьбе Приуралья. Это, например, бляхи с

монументальной, широко выпяченной головой медведя, грозного хозяина

тайги (отсюда и герб Перми), или чудесные "гремящие подвески", порой

очень сложной формы, с болтающимися в ряд стилизованными гусиными лап-

ками. В них много изящества и декоративности.

Великое искусство скифского звериного стиля не исчезло полностью

вместе со скифами, хотя сарматы, пришедшие в степные просторы на смену

скифам, казалось бы, подорвали вконец его изобразительную мощь под-

черкнуто беспредметной геометричностью, буйным динамизмом постоянно

обновляющегося узора.

Пафос, созвучный скифскому искусству, неожиданно воодушевляет ху-

дожественное творчество, возникшее гораздо позднее, в лоне совсем иной

культуры.

Осло, столица Норвегии, "Музей кораблей викингов". На этих кораб-

лях, которые служили им также местом погребения, викинги - предводите-

ли норманнских пиратских дружин совершали набеги, наводившие трепет на

средневековую Европу.

Большие, стройные корабли в горделивом изгибе воплощают неудержи-

мый порыв раскрепощенной энергии. Один из них, построенный в XI веке,

был откопан в большом кургане, в местности Осеберг, и потому вошел в

историю мирового искусства под названием "Осебергского корабля". Такой

славой он обязан своей деревянной резьбе со звериным орнаментом. Дос-

таточно взглянуть на резную морду дракона, чтобы, несмотря на различие

в стиле, почувствовать духовное родство этого северного средневекового

искусства с древним искусством наших южных степей. Грозно раскрытая

пасть фантастического зверя пышет яростью. А между тем, как и скифская

бляха, это по замыслу всего лишь украшение, пусть и наделенное маги-

ческой силой.

Везде - выявление грозной, звериной мощи, как бы перекличка в ве-

ках, рожденная вечной тревогой, борьбой за существование, за добычу,

за самоутверждение и власть. Для пещерного человека, для ассирийца или

вавилонянина, для первобытного кочевника наших степей, для воина сред-

невековой пиратской армады и для почти современного нам бушмена эта

мощь одинаково олицетворяла неразгаданные силы природы, которые чело-

веку надлежит подчинить своей воле.


Использованная литература:

Лев Любимов "Искусство древнего мира"

(издательство "Просвещение", 1971 г.)

Хрестоматия "Искусство,часть 1"

(издательство "Просвещение",1987 г.)