Смекни!
smekni.com

Освоение наследия древнерусского искусства в архитектуре рубежа XIX-XX вв. (стр. 5 из 5)

Список литературы:

1. Художественный Мир Русской Усадьбы. Д.П. Каждан, М.

2. История Искусств. Русское и Советское искусство. Т.В. Ильина, М.,1989 г.

3. Русский модерн. Е.А. Борисова, Г.Ю. Стернин. 1994 г.

4. История русской архитектуры. В.И. Пилявский, 1984 г.


[1] см.: К-ъ Натальевка (Харьковского губ. Богодуховского уезда им. И.П. Харитоненко).- Столица и усадьба, 1915, № 32, с. 4-9; Натальевка.- Ежегодник имп. Общества архитекторов-художников. Вып. 10, 1915, табл. 109-112, 153-159; Памятники Украины 1984, с. 113-114.

[2] К-ъ Натальевка..., с.5.

[3] по воспоминаниям М.В. Нестерова, «Харитоненко, увлеченные церковью на Ордынке, задумали построить в своем имении Натальевке небольшую церковку. Говорили о своем намерении со мной, не решаясь, на ком из архитекторов остановить свой выбор… Я настойчиво рекомендовал все того же Щусева; однажды вместе с ним приехал к Харитоненко, и они скоро сговорились…» (Нестеров М.В. Воспоминание, Москва, 1985,с.313). Церковь в Натальевке строилась по проекту А.В.Щусева под наблюдением его помощника, архитектора А.М. Рухлядева)

[4] эту характеристику П.И. Харитоненко, данную С.А.Виноградовым, приводит в своей книге С.Т.Коненков (см.: Коненков С.Т. Мой век. Москва,1972,с.180.)

[5] к-ъ. Натальевка..,с.8.

[6] Савинов Г.А. Очерк жизни и творчества А.И. Савинова – В кн.: Александр Иванович Савинов. Письма. Документы. Воспоминания. Л.,1983, с.56.

[7]Савинов Г.А. Очерк жизни и творчества А.И. Савинова – В кн.: Александр Иванович Савинов. Письма. Документы. Воспоминания. Л.,1983, с.56. В «Ежегоднике имп. Общества архитекторов-художников» (вып. 10) воспроизведены четыре фрески, выполненные А.И. Савиновым в натальевской церкви: «Рождество», «Крещение», «Не рыдай мене мати», «Жены-мироносицы» (табл. 109-112)

[8] о жизни и художественной деятельности этого кружка см.: Поленова Н.В. Абрамцево. Воспоминания. М., 1922; Мамонтов В.С. Воспоминания о русских художниках. М.,1951;Пахомов Н., Абрамцево. М., 1953; Коган Д.З. Мамонтовский кружок. М., 1970; Абрамцево. Автор-составитель Белоглазова Н.М. М., 1981; Музей-заповедник Абрамцево. Очерк-путеводитель. Авторы: Арзуманова О.И., Кузнецова А.Г., Макаров Т.Н., Невский В.А. М., 1984; Абрамцево. Л., 1988.

[9] Курбатов В.О. О русском стиле для современных построек. – Зодчий, 1910, №30, с.311.

[10] Султанов Н.В. Образцы древнерусского зодчества в миниатюрных изображениях. Исследование по рукописи XVI в. «Житие Николая Чудотворца». СПб., 1881.

[11]«После смерти Е.Д. Поленовой (1898) Мария Васильевна (Якунчикова) с удвоенной энергией принялась за выполнение того, о чем они вместе мечтали. Шла подготовка русского кустарного отдела на Всемирной Парижской выставке. Е.Д. Поленовой был заказан проект павильона-терема, но болезнь… принудила ее отказаться от этой работы, которую взял на себя К.А.Коровин» (Сахарова Е.В. Указ. Соч., с.40).

[12] «Проект выставочного павильона для всемирной выставки в Париже. 1900 г.» опубликован в кн.: Яремич С.П. Михаил Александрович Врубель. Жизнь и творчество. СПб., 1911, с. 143.

[13] Виолле-ле-Дюк Э. Русское искусство (перевод Н.В.Султанова). М., 1879, с.186.

[14] Дягилев С.П. Выставки в Германии. – Мир искусства, 1901, №8-9, с.144.

[15] Сарабьянов Д,В, Русская живопись XIX века среди европейских школ. М., 1980, с.195.

[16] Кириченко Е.И. Федор Шехтель. М., 1973.

[17] Дмитриев Ю.А. Михаил Лентовский. М. 1978, с. 254.

[18] Ранние работы Ф.О. Шехтеля, по своей стилистике целиком примыкающие к эклектике, до последнего времени оставались наименее известными. О том, что творческое дарование мастера начало формироваться уже в этих работах, можно судить по тем обширным графическим материалам, которые впервые были так широко представлены на персональной выставке творчества Ф.О. Шехтеля в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры им. А.В. Щусева (зима 1984-85 гг.).