Смекни!
smekni.com

Романтизм (стр. 3 из 4)

Германия.

В Германии реакционный Романтизм пустил более глубокие корни. Уже у ранних романтиков яркие реалистические искания в области пейзажа (И. А. Кох, 1768 - 1839, К. Д. Фридрих, 1774 - 1840) и портрета (Ф. О. Рунге, 1777 - 1810) сочетались с мистико-пан-теистическими субъективистскими тенденциямиОткровенная апология средних веков, католич. религии и монархии, отрыв от современности, стилизаторство характерны для группировки «назарейцев» (П. Корнелиус, 1783 - 1867, Ф. Овербек, 1789 - 1869, и др.). Упадочными мистическими тенденциями проникнуто творчество А. Ретеля (1816 - 59). Для немецкого Романтизма характерно также сентиментально-идиллическое изображение средневековья и патриархального быта. Прогрессивные элементы в развитие немецкого Романтизма внесли жанровая живопись (Г. Ф. Керстинг, 1785 - 1847, К. Шиицвег, 1808 - 85), пейзаж (К. Блехен, 1798 - 1840), рисунки на темы народной поэзии и сказок (Л. Рихтер, 1803 - 84), а также ряд исторических картин К. Ф. Лессинга (1808 - 80).

Англия

В Англии реакционный Романтизм воплотился в мистическом визионерском искусстве У. Блейка (1757 - 1827), в фантастических пейзажах Дж. М. У. Тёрнера (1775 - 1851), позднее - в теории и практике прерафаэлитов Д. Г. Россетти (1828 - 82), У. X. Гента (1827 - 1910) и др., сочетавших критику капитализма с идеализацией средневекового уклада жизни и ручного ремесла и с религиозно-мистическими настроениями.Прогрессивные романтические тенденции сказались в ряде произведений Дж. Констебля (1776 - 1837) и Р. П. Бонингтона (1802 - 28), разрабатывавших в основном чисто реалистические принципы пейзажа.Бельгия, Италия и Восточная Европа.

Идеи национального освобождения, интерес к героической истории своей страны составляли основное содержание Романтизма в Бельгии (Г. Вапперс, 1803 - 74, Л. Галле, 1810 - 87), Италии (Ф. Гайец, 1791 - 1882, Д. Морелли, 1826 - 1901), и особенно в странах Восточной Европы - в Чехии (И. Манес, 1820 - 71, И. Навратиль, 1798 - 1865), Венгрии (М. Барабаш, 1810 - 98, В. Мадарас, 1830 - 1917) и Польше (А. Орловский, 1777 - 1832, П. Михаловский, 1800 - 55), где важное место в искустве заняли вопросы народности, темы народного быта и освободительной борьбы.

Россия.

В России романтические черты и тенденции проявились у многих мастеров. Романтическая приподнятость и взволнованная страстность образа характерны для творчества переселившегося в Россию Орловского, для многих портретов О. А. Кипренского (1782 - 1836),увлечение романтическими мотивами - для некоторых произведений Ф. П. Толстого (1783 - 1873). Существенное влияние оказал Романтизм на формирование русского реалистического пейзажа, что сказалось в работах С. Ф. Щедрина (1791 - 1830), М. И. Лебедева (1811 - 37) и особенно М. Н. Воробьёва (1787 - 1855) и И. К. Айвазовского (1817 - 1900).Наиболее яркое выражение романтической идеи и приёмы нашли в творчестве К. П. Брюллова (1799 - 1852), пришедшем в столкновение с господствовавшей системой академического классицизма и сыгравшем важную роль в развитии русского искусства на пути к реализму.Романтические тенденции консервативного характера сказались в творчестве некоторых представителей академизма (Ф. А. Бруни, 1799 - 1875) и так называемой брюлловской школы.

Музыка.

Романтизм - одна из наиболее ярких и значительных эпох в истории музыкального искусства. Еще в 18 в. возникают течения, в той или иной мере предвещающие музыкальный Романтизм [напр., сентиментализм, представленный в оперном творчестве П. А. Монсиньи и А. М. Гретри (Франция), в клавирной музыке Ф. Э. Баха (Германия)]. Романтические черты проявились в творчестве В. А. Моцарта (Австрия), напр. в опере «Дон Жуан» (1787); в операх композиторов эпохи французской буржуазной революции конца 18 в. (Л. Керубини и др.); в некоторых произведениях Л. Бетховена 1800 - 10-х гг. (6-я симфония - «Пасторальная», 1808, ряд фортепьянных сонат, песен и др.).

Как самостоятельное направление Романтизм сложился в музыке к середине 10-х гг. 19 в. почти одновременно в Австрии (Ф. Шуберт, 1797 - 1828), Германии (Э.Т.А. Гофман, 1776 - 1822, К. М. Вебер, 1786 - 1826, Л. Шпор, 1784 - 1859, и др.), Италии (Н. Паганини, 1782 - 1840, Дж. Россини, 1792 - 1868), а также в творчестве жившего в России ирландского композитора Дж. Фильда (1782 - 1837), позднее во Франции (Ф. Буальдьё, 1775 - 1834). Дальнейшее развитие музыкального Романтизма (2-я четверть 19 в.) связано с именами: в Польше - Ф. Шопена (1810 - 49), в Германии - Ф. Мендельсона-Бартольди (1809 - 47), Р. Шумана (1810 - 56), Р. Вагнера (1813 - 83), в Венгрии (и Германии) - Ф. Листа (1811 - 86), во Франции - Г. Берлиоза (1803 - 69), Д. Ф. Обера (1782 - 1871), Дж. Мейербера (1791 - 1864), Л. Герольда (1791 - 1833), в Италии - В. Беллини (1801 - 35), раннего Дж. Верди (1813 - 1901) и др. В России Романтизм нашёл отражение в творчестве А. А.Алябьева (1787 - 1851) и А. Н. Верстовского (1799 - 1862), отчасти в ранних произведениях М. И. Глинки (1804 - 57).

В музыкальном Романтизме преобладало прогрессивное направление. В творчестве передовых композиторов-романтиков получили выражение национально-патриотические и демократические идеи, связанные с освободительными движениями против национального и социального гнёта, с протестом против подавления человеческой личности в условиях феодально-буржуазного строя. Такие произведения, как цикл песен «Лира и меч» Вебера (1814), кантата («героическая сцена») «Греческая революция» Берлиоза (1826), увертюра «Polonia» («Польша») Вагнера (1832 - 36) идр., явились непосредственными откликами на события большого общественного значения. Революционным пафосом, глубокой патриотической идеей проникнут ряд фортепьянных произведений Ф. Шопена, в том числе этюд до минор опус 10, № 12 (1831). Интерес к народной жизни, к народным сказаниям и песням, к национальной культуре, историческому прошлому, любовь к природе - отличительные черты творчества выдающихся представителей национальных романтической школ. Отсюда - расцвет народно-бытовой и фантастической оперы («Вольный стрелок» Вебера, 1820, пост. 1821, «Аскольдова могила» Верстовского, 1835), романтико-героической оперы («Вильгельм Телль» Россини, пост. 1829, «Гугеноты» Мейербера, 1835, пост. 1836, «Тангейзер» Вагнера, 1845, и др.), развитие жанров баллады, песни, танца (Шуберт, Шуман, Шопен, Лист и др.), программной симфонии («Фантастическая симфония» Берлиоза, 1830, «Шотландская симфония» Мендельсона, 1830 - 42,) программной концертной увертюры («Сон в летнюю ночь» Мендельсона, 1826), симфонической поэмы («Прелюды» Листа, 1848 - 54), концертных музыкально-драматических произведений («Осуждение Фауста» Берлиоза, 1846), характеристических фортепьянных пьес («Карнавал» Шумана, 1835) и т. д. Особое внимание романтиков к душевному миру человека влекло за собой повышение роли лирики, поиски новых средств эмоциональной выразительности. Этим обусловлены значение в романтической музыке жанров романса-песни (Шуберт, Шуман, Алябьев), лирической фортепьянной миниатюры (Шуберт, Шуман, Шопен, Мендельсон), «лиризация» симфонии («Неоконченная симфония» Шуберта, 1823) и камерной музыки, а также использование песенных тем в инструментальных произведениях. Неудовлетворённость действительностью, подчас трагическое восприятие жизни, её противоречий приводят к углублённому психологизму, расширяют сферу лирики в сторону драматических и трагических эмоций. Острым драматизмом, революционной страстностью наполнены многие произведения Шопена, героика и яркая патетика присущи ряду сочинений Листа, страстным протестом дышат произведения Шумана, бунтарством - Берлиоза.Темы изгнанничества, тоски отчётливо звучат в лирики Алябьева, раннего Глинки.

Благодаря особой способности музыки глубоко и проникновенно раскрывать богатый мир человеческих переживаний, она была поставлена романтической эстетикой на первое место среди других искусств. Культ чувства приводил к утверждению в музыкальной эстетике Романтизма примта чувства над разумом («разум заблуждается, чувство - никогда», говорил Шуман). Многие романтики подчёркивали в музыке интуитивное начало, подчас приписывали ей свойство выражать иррациональное, «непознаваемое». Однако, вопреки идеалистическим заблуждениям теоретиков Романтизма, творчество выдающихся композиторов-романтиков имело крепкую реалистическую основу. Связь с передовыми общественными устремлениями, интерес к жизни простых людей, жизненная полнота и правда чувств, опора на народное искусство, на музыку быта определяли реалистичность творчества лучших представителей музыкального Романтизма. Реакционные тенденции (мистика, бегство от действительности, крайний индивидуализм) присущи лишь относительно небольшому числу произведений романтиков. Они проявились отчасти в опере «Варианта» Вебера (1823), в некоторых музыкальных драмах Вагнера, оратории «Христос» Листа (1862) и др.

Стремление передовых романтиков к конкретности образного выражения приводит к утверждению программности , как одной из ярчайших особенностей музыкального Романтизма.