Смекни!
smekni.com

Романтизм (стр. 4 из 4)

Программная музыка - музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей восприятие. Многие программные сочинения связаны с сюжетами и образами выдающихся литературных произведений

Для искусства романтиков характерны поиски картинности, красочной изобразительности в передаче пейзажей и фантастических образов, решение новых задач в области психологической выразительности и воплощения многообразных оттенков эмоциональных состояний. С этим в значительной мере связано обогащение гармоничного языка (более широкое использование тональных сопоставлений, аккордов побочных ступеней, альтерированных гармоний), инструментовки (колористическая трактовка оркестра и отдельных инструментов, увеличение самостоятельной роли оркестровых групп, в частности духовых инструментов), музыкальной формы (более свободное применение сонатно-симфонической и вариационной форм, создание новых крупных одночастных форм - сонаты, концерта, симфонической поэмы, использование особых приёмов развития - лейтмотивов, монотематизма), вокальной декламации и так называемые Насыщение элементами красочности, колористичности, ослабление конструктивных связей нередко приводило, однако, к снижению интенсивности развития, особенно в крупных инструментальных формах.

Многие композиторы-романтики выступали также как музыкальные писатели и критики (Гофман, Вебер, Шуман, Вагнер, Берлиоз, Лист, Верстовский и др.). Несмотря на противоречивость романтической эстетики в целом, теоретической работы представителей прогрессивного Романтизма внесли весьма значительный вклад в разработку важнейших вопросов музыкального искусства (содержание и форма в музыке, народность, программность, связь с другими искусствами, обновление средств музыкальной выразительности и т. п.).

Романтизм нашёл выражение и в исполнительском искусстве [скрипач Паганини, пианисты Фильд, Шопен, Лист, дирижёр Берлиоз, певец А. Нурри (1802 - 1839, Франция) и др.]. Романтический стиль исполнения отличается подчёркнутой эмоциональностью, стремлением к героическому пафосу и тончайшему психологизму, яркой контрастностью и красочностью звучания, широким виртуозным размахом, а с другой стороны - стремлением к лирической камерности, интимности.

После 1848 значение музыкального Романтизма резко уменьшается. Для позднего Романтизма (т. н. неоромантизма) характерно философское усложнение романтической проблематики, тяготение к крупным формам (опера, программная симфония и симфоническая поэма). Прогрессивный смысл Романтизма в этот период заключён главным образом в деятельности Листа (при всех противоречиях, свойственных его позднему творчеству), отчсти Вагнера. Ценные элементы Романтизма, связанные преимущественно с народной поэтической фантастикой и эпосом, содержатся в творчестве ряда крупнейших русских композиторов 2-й половины 19 в. (особенно Н. А. Римского-Корсакова) и классиков новых национальных музыкальных школ - чешской (Б. Сметана, А. Дворжак, 3. Фибих), норвежской (Э. Григ) и др. В то же время в искусстве ряда композиторов-романтиков (особенно Вагнера) и эпигонов Романтизма резко обозначаются черты кризиса - всё больше проникают реакционно-мистической идеи, выявляется тенденция к распаду музыкальной формы, к умалению роли мелодического начала (за счёт гипертрофии гармонии); этот процесс находит завершение в музыке периода модернизма.

Театр.

Под воздействием освободительного движения 10 - 30-х гг. 19 в. в театре различных европейских стран формируется прогрессивное направление Романтизма, главным содержанием которого является протест против несправедливости существующего строя. При всём различии национально-исторического содержания творчества крупнейших актеров романтического театра - П. С. Мочалова (1800 - 48) в России, Э. Кина (1787 - 1833) в Англии, Л. Девриента (1784 - 1832) в Германии, Г. Модена (1803 - 61) и А. Ристори (1822 - 1906) в Италии, П. Бокажа (1799 - 1862), М. Дорваль (1798 - 1849), А. Леметра (1800 - 76) во Франции, Г. Эгрешши (1810 - 66) в Венгрии и др. - их роднил гуманизм, страстная ненависть к мещанскому филистерству, к клерикальной и феодальной реакции. Творчество этих актёров, проникнутое революционно-демократическими и национально-освободительными идеями, утверждало новый тип героя - человека, живущего мечтой о свободе и справедливости. Общественный пафос прогрессивного Романтизма порождал в искусстве актёров бурную эмоциональность, яркую драматичную экспрессию. Для романтических актёров характерен культ сильной, свободной личности, высокого морального подвига и одновременно - трагическое обострение сценического образа, проистекающее из ощущения одиночества человека. Отсюда - одностороняя гиперболизация чувств, осложнение характера героя мотивами «мировой скорби», меланхолии, горькой иронии по отношению к собственным мечтам и порывам. Характерные особенности мировоззрения романтиков обусловили их разрыв с рационалистической эстетикой классицизма. Основой театральной эстетики Романтизма стало воображение и чувство. Восстав против классицистического принципа «облагороженной природы», актёры Романтизма сосредоточивали своё внимание на изображении противоречивых и контрастных сторон действительности. Стремясь достигнуть исторической характерности, яркой многокрасочности, они вносили в своё исполнение жизненные бытовые черты. Демократическое сочувствие к простому человеку порождало желание правдиво показать его на сцепе, конкретизируя не только внутренний, но и внешний облик. Напевная, стилизованная декламация, характерная для предыдущего периода развития сценического искусства, сменилась в игре актёров живой разговорной речью, способной благодаря своему интонационному разнообразию и богатству контрастных оттенков передать напряжённость душевной жизни персонажа, быструю смену психологического состояний. В театре получил распространение стремительный эмоциональный жест, лишённый нарочитой балетной округлости и благородного величия, типичных для классицизма.

Реакционные тенденции Романтизма выразились в стремлении ряда актёров и режиссёров идеализированно воспроизвести на сцене «романтику» феодального средневековья, пробудить в зрителях монархические и националистические чувства, насытить спектакль религиозно-мистическим настроением, окутать события атмосферой тайны и рока. Эти черты были присущи постановкам французской трагедий Л. Ж. Лемерсье и Ф. Ренуара в период империи Наполеона I, немецких так называемых трагедий рока в конце 18 - начале 19 вв., пьес Н. В. Кукольника и др. в русском театре 30 - 40-х гг. 19 в.

В то время как реакционный Романтизм уводил театр от раскрытия внутренней жизни человека, подменяя в актёрской игре подлинную эмоциональность риторическими эффетами, мелодраматизмом, выдвигая на первый план декоративную роскошь постановки, прогрессивный демократический Романтизм главным предметом сценического искусства делал человека, его душевный мир. Романтический театр впервые утверждал сценические переживание в качестве основы актёрского творчества. Непосредственность и искренность игры крупнейших актёров-романтиков (Мочалова, Кина, Леметра, Дорваль и др.) определяли огромную силу воздействия их искусства на зрителей. Мироощущение Романтизма несло в себе опасность творческого субъективизма, что приводило некоторых актёров к подчёркиванию в образе неповторимо-индивидуального, исключительного, причудливого, драматический конфликт переключался из социального плана в чисто психологический. Но наиболее прогрессивные и ценные тенденции сценического Романтизма способствовали глубокому раскрытию общественного конфликта, созданию социально-типичных образов. Тем самым определялась тенденция сближения прогрессивного Романтизма с критическим реализмом. Гениальным представителем революционного Романтизма был великий русский актёр П. С. Мочалов. Его искусство, насыщенное пафосом антикрепостнического протеста, призывало к защите достоинства и прав человека. Способность достигать в критике существующего порядка больших типичных обобщений определила эволюцию творчества великого французского актёра-романтика А. Леметра, ставшего основоположником критического реализма во французском театре. Мотивы острого социального протеста несло в себе искусство великого английского актёра Э. Кина.

Романтизм обогатил выразительные средства театра в целом. Огромную роль сыграло при этом требование воссоздания «местного колорита», исторической верности декораций и костюмов, жанровой правдивости массовых сцен и постановочных деталей. Искусство художника, композитора, машиниста сцены было подчинено единой задаче эмоционального воздействия на зрителя, выявления динамики, неповторимой оригинальности пьесы. С Романтизмом связан новый период в развитии режиссёрского искусства. Прогрессивные тенденции театрального Романтизма органически вошли в театральное искусство различных стран, внеся важный вклад в развитие демократического направления в театре 19 в. Так, например, с традициями высокого героического Романтизма связано в России искусство великой актрисы М. Н. Ермоловой, выдающихся актёров Ф. П. Горева, А. И. Южина, позднее Ю. М. Юрьева, А. А. Остужева и др.