Смекни!
smekni.com

Обитель на реке Лух (стр. 2 из 6)

Вско­ре Са­мо­дер­жец Все­рос­сий­ский и сам по­же­лал по­се­тить мо­на­стырь на Фло­ри­ще­вых го­рах. Го­су­да­рю чрез­вы­чай­но по­нра­ви­лась убо­гая оби­тель, она не бы­ла по­хо­жа на по­се­щен­ные им ра­нее бо­га­тые мо­на­сты­ри и по­ка­за­лась ему, по сло­вам ле­то­пис­ца жи­тия Илариона “яко рай едем­ский на вас­то­це на­са­ж­ден­ный”. И го­су­дарь да­ет де­нег на по­строй­ку ка­мен­но­го хра­ма. Про­ща­ясь с Са­мо­держ­цем, Иларион по­да­рил ему ис­кус­ст­но спле­тен­ные мо­на­ха­ми лич­ные баш­мач­ки. Фе­дор Алек­сее­вич с бла­го­го­ве­ни­ем при­нял ре­ли­к­вию и в свою оче­редь, по-цар­ски, це­лым ря­дом жа­ло­ван­ных гра­мот в 1678, 1679 и 1680 го­дах на­гра­дил оби­тель. Во вре­мя Ту­рец­кой вой­ны (1672-1681г.) Фе­дор Алек­сее­вич при­слал ино­кам во Фло­ри­ще­ву пус­тынь бо­го­моль­ную гра­мо­ту, в ко­то­рой про­сил мо­лить­ся их во сла­ву рус­ско­го ору­жия. Это еще бо­лее под­ня­ло пре­стиж мо­на­сты­ря.

На ос­вя­ще­нии но­во­го Ус­пен­ско­го хра­ма 13 сен­тяб­ря (по ста­ро­му сти­лю) царь при­сут­ст­во­вал. В эти дни ца­рю со­об­ща­ют о смер­ти епи­ско­па Суз­даль­ско­го. По­сле це­ре­мо­нии Фе­дор Алек­сее­вич по­ве­лел Илариону ехать вме­сте с ним в Мо­ск­ву, где на­стоя­тель Фло­ри­ще­вой оби­те­ли был воз­ве­ден в ар­хие­рей­скую сте­пень, а за­тем - в сан ми­тро­по­ли­та Суз­даль­ско­го.[9]

Бе­жа­ли дни, на трон взо­шел Петр Алек­сее­вич, а поз­же им­пе­ра­тор Петр I. Его ре­фор­мы силь­но по­шат­ну­ли бла­го­чес­ти­вые ус­тои, тра­ди­ции оби­те­ли. На­пол­ни­лась она от­став­ны­ми, уве­чен­ны­ми сол­да­та­ми, чис­ло ко­то­рых в Рос­сии по­сле вой­ны с Поль­шей и Шве­ци­ей бы­ло не­бы­ва­лым. На их со­дер­жа­ние тра­ти­лись мо­на­стыр­ские до­хо­ды. Лег­ко пред­ста­вить, что за дух при­нес­ли в мо­на­ше­ские ке­льи ин­ва­ли­да, от­став­ные сол­да­ты и ни­щие.

Судь­ба рас­по­ря­ди­лась так, что в чис­ле бра­тии Фло­ри­ще­вой пус­ты­ни ока­зал­ся спод­виж­ник Пет­ра - вид­ный го­су­дар­ст­вен­ный дея­тель, князь Бо­рис Алек­сее­вич Го­ли­цын. До­ку­мен­ты по­ка мол­чат, как все про­изош­ло. Что это - доб­ро­воль­ное по­стри­же­ние или при­ну­ди­тель­ное за­клю­че­ние? По­че­му вы­бра­на Фло­ри­ще­ва оби­тель! До­га­док мож­но стро­ить мно­го. Факт го­во­рит толь­ко о том, что в на­ча­ле 1713г. вос­пи­та­тель и лю­би­мец Пет­ра I князь

- 7 -

Го­ли­цын по­стри­жен в мо­на­хи Фло­ри­ще­вой пус­ты­ни под име­нем Бо­го­ле­па[10], затем монах Боголепа он делает в пустынь богатые вклады. Он построил для себя на свои средства целый двухэтажный каменный корпус, который потом назвали Голицынский.

В этом же го­ду Го­ли­цын скон­чал­ся и был по­хо­ро­нен око­ло со­бор­но­го хра­ма. На его мо­ги­ле воз­двиг­ну­та пли­та с над­пи­сью о дне смер­ти ино­ка Бо­го­ле­пы и ка­мен­ная па­лат­ка над этой пли­той. В зда­нии, где он жил, раз­мес­ти­ли мо­на­стыр­скую ико­но­пис­ную шко­лу.[11]

По­сле смер­ти Пет­ра по­ло­же­ние мо­на­сты­ря не из­ме­ни­лось. Им­пе­рат­ри­цы Ан­на Ио­а­нов­на и Ека­те­ри­на II, по­доб­но Пет­ру на­се­ля­ли мо­на­стырь от­став­ны­ми во­ен­ны­ми чи­на­ми, бес­при­зор­ны­ми и си­рот­ски­ми деть­ми.

В пе­ри­од управ­ле­ния Ека­те­ри­ны II на до­ро­гах гра­би­ли обо­зы, про­хо­жих и про­ез­жих. По этой при­чи­не во Фло­ри­ще­вой пус­ты­ни при строи­те­ле Фи­лаг­рии пре­кра­ти­лись яр­мар­ки, ко­то­рые да­ва­ли мо­на­сты­рю боль­шие при­бы­ли.

Для ох­ра­ны мо­на­сты­ря от раз­бой­ни­ков и во­ров­ских лю­дей во Фло­ри­ще­вой пус­ты­ни бы­ло ре­ше­но со­дер­жать во­ен­ный ка­ра­ул, ох­ра­няв­ший пус­тынь до 1800г.[12]

17 ап­ре­ля 1770г. во Фло­ри­ще­вой пус­ты­ни про­изо­шел по­жар страш­ной раз­ру­ши­тель­ной си­лы, от ко­то­ро­го по­стра­да­ли мо­на­хи и по­го­ре­ло не­ма­ло мо­на­стыр­ско­го иму­ще­ст­ва. 16 ию­ня то­го же го­да на Фло­ри­щев мо­на­стырь на­па­ла бан­да раз­бой­ни­ков под пред­во­ди­тель­ст­вом ата­ма­на Пуш­ны, со­вер­ши­ла гра­беж и скры­лась в ле­сах.

В 1773г. сно­ва воз­ник по­жар. Строе­ния, ко­то­рых кос­нул­ся огонь, вос­ста­нав­ли­ва­лись.[13]

- 8 -

МОНАСТЫРСКАЯ ЖИЗНЬ

Н

а ру­бе­же ве­ка ми­нув­ше­го и ны­неш­не­го мо­на­стырь дос­тиг сво­его наи­выс­ше­го ду­хов­но­го и эко­но­ми­че­ско­го рас­цве­та. Ма­хо­вик его хо­зяй­ст­ва, за­пу­щен­ный в кон­це XVIIв. бо­га­ты­ми зе­мель­ны­ми на­де­ла­ми, дан­ны­ми оби­те­ли ца­рем Фе­до­ром Алек­сее­ви­чем, обиль­ны­ми вкла­да­ми сто­лич­ных вель­мож, ме­ст­ных куп­цов, ста­ра­ния­ми тру­до­лю­би­вой бра­тии, за два про­шед­ших ве­ка на­брал мощ­ные обо­ро­ты.[14]

По жа­ло­ван­ным гра­мо­там ца­ря Фе­до­ра Алек­сее­ви­ча 1678, 1679 и 168­0гг. во вла­де­ния пус­ты­ни от­хо­ди­ли ле­са и зем­ли по ре­ке Лух ок­руж­ной ме­жой на 40 верст. По­ве­лел пе­ре­дать мо­на­сты­рю пло­до­род­ные зем­ли в Бел­го­род­ской во­лос­ти Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии в по­се­лье Ка­луш­ках око­ло 900 де­ся­тин зем­ли, в том чис­ле па­хот­ной зем­ли до 300 де­ся­тин, рыб­ные лов­ли по ре­ке Пья­не и Су­ре и озе­рам быв­шей Сим­бир­ской гу­бер­нии, мель­ни­цу в г.Лух, две со­ля­ные вар­ни­цы - Лю­бим и Лю­ба­ву в г.Ба­лах­не, сен­ные по­ло­сы в Бы­ст­риц­ких лу­гах по р.Клязь­ме близ Го­ро­хов­ца- 237 де­ся­тин и под­во­рье в Мо­ск­ве в Ва­гань­ков­ском про­ул­ке. А так­же от­пус­кать из При­ка­за Боль­шо­го двор­ца еже­год­но в оби­тель на по­мин сво­их ро­ди­те­лей по 3 вед­ра цер­ков­но­го ви­на, 3 пу­да вос­ка, пуд ла­да­на и 15 пу­дов ме­да для ку­тьи.

По­сле ро­ж­де­ния ца­ре­ви­ча, умер­ше­го в ран­нем мла­ден­че­ст­ве, по­жа­ло­вал го­су­дарь в пус­тынь боль­шой ко­ло­кол, ве­сив­ший 220 пу­дов. С тех пор оби­тель ни в чем бо­лее не ну­ж­да­лась, а сла­ва ее рос­ла с ка­ж­дым днем.[15]

Итак, в конце XVIIв. общая площадь, занятая под лесом у Флорищенского мо­нас­­ты­ря, сос­тав­ляла 7062 десятины, окружной межой - 40 вёрст.[16] А в XIXв. уже 10374 де­ся­ти­ны рас­ки­ну­лись во­круг мо­на­сты­ря, ок­руж­ной ме­жой по-преж­не­му 40 верст. К зем­лям, по­жа­ло­ван­ным ца­рем Фе­до­ром Алек­сее­ви­чем при­ба­ви­лось под­во­рье в Ниж­нем Нов­го­ро­де, по­стоя­лый двор - все сда­вае­мое в арен­ду или об­ра­ба­ты­вае­мое мо­на­ха­ми при­но­си­ло еже­год­ный до­ход в не­сколь­ко де­сят­ков ты­сяч руб­лей. В 1892г. оби­тель име­ла де­неж­ный ка­пи­тал толь­ко в цен­ных бу­ма­гах 100­999 руб­лей, про­цен­ты с ко­то­рых шли на ну­ж­ды бра­тии. Не­боль­шой дег­тяр­ный и кир­пич­ный за­во­ды близ оби­те­ли хо­тя и ра­бо­та­ли на ее по­треб­но­сти, умуд­ря­лись еще и да­вать при­быль.

За пя­ти­ле­тие с 1897г. про­да­жа с тор­гов строи­тель­но­го со­сно­во­го ле­са с лес­ных дач Фло­ри­ще­вой пус­ты­ни при­нес­ла ей до­ход в 83500 руб­лей. Де­неж­ные сум­мы вкла­ды­ва­лись в цен­ные бу­ма­ги, по­сту­па­ли в каз­ну мо­на­сты­ря на­лич­ны­ми. На эти сред­ст­ва с ка­ж­дым го­дом рас­ши­ря­лось хо­зяй­ст­во пус­ты­ни.[17]

Не ос­ку­де­ва­ла ру­ка даю­ще­го. Вся­кий че­ло­век мог на Ру­си спо­до­бить­ся веч­но­го бла­жен­ст­ва че­рез по­смерт­ную мо­лит­ву, а что­бы обес­пе­чить се­бе та­кую мо­лит­ву, сле­до­ва­ло не ску­пить­ся на щед­рые да­ры мо­на­сты­рю. Жерт­во­ва­ли круп­ные де­неж­ные сум­мы в оби­тель на веч­ное по­ми­но­ве­ние за здра­вие и упо­кой знат­ней­шие и бо­га­тей­шие ро­ды мо­с­ков­ские: Чер­кас­ские, Гор­ча­ко­вы, Тру­бец­кие, Сал­ты­ко­вы, Та­ти­ще­вы, Го­ло­ви­ны, Ра­зу­мов­ские, Ор­ло­вы и мно­гие дру­гие, не ме­нее бо­га­тые, не ме­нее ро­до­ви­тые. Не от­ста­ва­ли в да­рах куп­цы мо­с­ков­ские, го­ро­хо­вец­кие, ни­же­го­род­ские.

Мо­на­стырь про­цве­тал. Бла­го­чес­ти­вая под­виж­ни­че­ская жизнь ино­ков, их мо­лит­вы, древ­нее ста­но­вое пе­ние во вре­мя цер­ков­ных служб при­вле­ка­ли бо­го­моль­цев на Фло­ри­ще­ву го­ру.[18] В 1692г. монахов насчитывалось около 150 человек[19], а в 1873г. чис­ли­лось 14 ие­ро­мо­на­хов, 4 ие­ро­дья­ко­на, 10 мо­на­хов. Из бе­ло­го ду­хо­вен­ст­ва**** 3 свя­щен­ни­ка, один диа­кон. Всех бо­лее по­слуш­ни­ков - 30 че­ло­век. Кро­ме них 2 свя­щен­ни­ка и два ие­ро­диа­ко­на “по­став­ле­ны в пус­тынь на ис­пы­та­ние”.[20]

- 9 -

И еще в мо­на­сты­ре жи­ли не­сколь­ко лиц ду­хов­ных и про­стых, от­прав­лен­ные в пус­тынь на ис­прав­ле­ние.[21] Так­же, пом­ня за­ве­ща­ние Илариона, в мо­на­сты­ре жи­ли глу­хие, сле­пые, дьяч­ки и дья­ко­ны при­ход­ских церк­вей, ос­тав­шие­ся по ста­рос­ти лет оди­но­ки­ми, от­став­ные сол­да­ты, де­ти свя­щен­но­слу­жи­те­лей, ос­тав­шие­ся си­ро­та­ми. Мо­ло­ко и мо­лоч­ные про­дук­ты бы­ли не толь­ко при­выч­ны­ми в мо­на­стыр­ской тра­пе­зе, но и в боль­ших ко­ли­че­ст­вах по­сту­па­ли на про­да­жу.

Не жа­ле­ли средств на ну­ж­ды. При игу­ме­не Иа­ко­ве, управ­ляв­шем пус­ты­нью в кон­це XIX - на­ча­ле ХХ сто­ле­тия, воз­ве­ли но­вую боль­ни­цу на 20 ко­ек с при­ем­ным по­ко­ем, пра­чеч­ной, жиль­ем для фельд­ше­ра, ка­би­не­том для “ви­зит­но­го” вра­ча. За­тея­ли строи­тель­ст­во но­вой ба­ни. Для че­го за­но­во от­ре­мон­ти­ро­ва­ли во­до­про­вод, ус­та­но­ви­ли но­вую па­ро­вую ма­ши­ну, по­да­вав­шую во­ду в оби­тель из ре­ки. Для нее со­ору­ди­ли ка­мен­ное зда­ние с не­боль­шой мель­ни­цей и кру­по­дер­кой в нем.[22]

Из го­да в год не­спеш­ным по­ряд­ком тек­ла жизнь оби­те­ли: в по­стах и мо­лит­вах, по­все­днев­ных за­бо­тах. Раз­ме­рен­ный ук­лад жиз­ни на­ру­ша­ли в боль­шие празд­ни­ки, ко­гда при­хо­ди­ло на бо­го­мо­лье боль­шое ко­ли­че­ст­во на­ро­да (в день Свя­той Трои­цы, в день про­ро­ка Илии, Ус­пе­ния Бо­го­ро­ди­цы и т.д.), и еще со­бы­тия, по­доб­ные то­му, ко­то­рое про­изош­ло в 1757г. и став­шее поч­ти ле­ген­дой.[23]