Смекни!
smekni.com

Обитель на реке Лух (стр. 4 из 6)

В 19­93г. при Фло­ри­ще­вом мо­на­сты­ре соз­дан дет­ский пра­во­слав­ный ла­герь, там де­ти иг­ра­ли, ку­па­лись в ре­ке, слу­ша­ли лек­ции по ис­то­рии, крае­ве­де­нию, про­во­ди­лись и уро­ки пра­во­сла­вия.

ФЛОРИЩЕВ МОНАСТЫРЬ КАК ПАМЯТНИК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Ф

ло­ри­щев мо­на­стырь - один из не­мно­гих мо­на­стыр­ских ком­плек­сов в Ни­же­го­род­ской об­лас­ти (до 1929г. вхо­дил во Вла­ди­мир­скую гу­бер­нию), со­хра­нив­ший­ся в пер­во­здан­ном ви­де.[32] Он за­ни­мал уча­сток квад­рат­ной фор­мы, не­сколь­ко ско­шен­ный по ли­нии бе­ре­га.[33]

В на­ча­ле сво­его раз­ви­тия мо­на­стырь об­ра­зо­вы­вал­ся не­сколь­ки­ми де­ре­вян­ны­ми строе­ния­ми, сгруп­пи­ро­ван­ны­ми во­круг не­боль­шой церк­вы “Ус­пе­ния пре­свя­той Бо­го­-

- 11 -

ро­ди­цы”. Ос­нов­ное ка­мен­ное строи­тель­ст­во раз­вер­ну­лось по­сле 1677г. и про­из­во­ди­лось под не­по­сред­ст­вен­ным ру­ко­во­дством на­стоя­те­ля мо­на­сты­ря Илариона, ко­то­рый в то вре­мя яв­лял­­ся ду­хов­ным на­став­ни­ком ца­ря.

К кон­цу XVIIв., то есть поч­ти за 20-лет­ний пе­ри­од строи­тель­ст­ва, Иларион су­мел пол­но­стью за­вер­шить мо­на­стыр­ский ком­плекс. Мо­на­стырь Фло­ри­ще­ва пус­тынь, сло­жив­ший­ся как це­ло­ст­ный ар­хи­тек­тур­ный ан­самбль в по­след­ней чет­вер­ти XVIIв., был до­пол­нен в XVIII и XIXвв. строе­ния­ми, раз­ви­ваю­щи­ми пер­во­на­чаль­ный за­мы­сел.

Осо­бен­но­стью ан­самб­ля яв­ля­ет­ся но­вый при­ем его пла­ни­ров­ки: гео­мет­ри­че­ски пра­виль­ная со­бор­ная пло­щадь, об­ра­зо­ван­ная Ус­пен­ским со­бо­ром, Тро­иц­кой цер­ко­вью и ко­ло­коль­ней при­гла­вен­ст­вую­щем по­ло­же­нии от­дель­но стоя­щей ко­ло­коль­ни. Во

Фло­ри­ще­вом мо­на­сты­ре тра­­ди­ци­он­ная ори­ен­та­ция ос­­нов­но­го вхо­да на со­бор впер­вые по­лу­ча­ет иную ин­тер­пре­та­цию: ком­по­зи­ци­он­ным ак­цен­том вы­сту­па­ет уст­рем­лен­ная вверх ко­ло­коль­ня, зна­чи­мость ко­то­рой уси­ли­ва­ет­ся так, что она пре­вы­ша­ет вы­со­ту глав­­но­го куль­то­во­го со­ору­же­ния - со­бо­ра. Та­кое ар­хи­тек­тур­ное по­строе­ние мо­на­сты­ря для того времени было большим нов­шеством. Не случайно имен-

но с воз­ве­де­ния ко­ло­коль­ни бы­ло на­ча­то строи­тель­ст­во все­го мо­на­сты­ря.

Ко­ло­коль­ня, имею­щая вид вы­со­кой баш­ни, по­стро­ен­ная в 1678-1681гг., соз­да­ет мо­ну­мен­таль­ный за­по­ми­наю­щий­ся об­раз. Мощ­ные бе­лые плос­ко­сти стен ко­ло­коль­ни про­ре­за­ны глу­бо­ки­ми окон­ны­ми про­ема­ми, со­став­ляю­щи­ми ос­но­ву ее де­ко­ра­тив­но­го уб­ран­ст­ва. Толь­ко ярус зво­на бо­лее ук­ра­шен. Он име­ет из­раз­цо­вый фриз и де­ко­ра­тив­ные встав­ки.

На са­мом вы­со­ком мес­те мо­на­сты­ря рас­по­ла­га­ет­ся про­стой, ку­би­че­ский объ­ем Ус­пен­ско­го со­бо­ра (1681г.), за­вер­шен­ный тра­ди­ци­он­ным пя­ти­гла­ви­ем. Осо­бен­но впе­чат­ля­ет вы­ра­зи­тель­ность мощ­но­го, ла­ко­нич­но­го объ­е­ма, ко­то­рый про­смат­ри­ва­ет­ся уже с даль­них под­хо­дов к мо­на­сты­рю.

Це­ло­ст­ность глав­ной пло­ща­ди мо­на­сты­ря до­пол­ня­ет вы­тя­ну­тый объ­ем Тро­иц­кой церк­ви с тра­пез­ной (1683-168­9гг.), ар­хи­тек­ту­ра ко­то­рой со­звуч­на об­ра­зу Ус­пен­ско­го со­бо­ра. Во­круг глав­ных зда­ний мо­на­сты­ря груп­пи­ру­ют­ся дру­гие по­строй­ки, об­ра­зую­щие чет­кий внеш­ний кон­тур мо­на­стыр­ских стен. Впо­след­ст­вии по­строй­ки это­го мо­на­сты­ря по­слу­жи­ли об­раз­цом для воз­ве­де­ния мно­го­чис­лен­ных куль­то­вых со­ору­же­ний близ­ле­жа­щих мест.

Все это го­во­рит о том, что мо­на­стырь Фло­ри­ще­ва пус­тынь от­но­сит­ся к чис­лу уни­каль­ных мо­на­стыр­ских ком­плек­сов и за­ни­ма­ет вид­ное ме­сто в ис­то­рии рус­ской ар­хи­тек­ту­ры и гра­до­строи­тель­ст­ва.[34]

Осо­бую на­уч­ную и ду­хов­ную цен­ность со­став­ля­ла мо­на­стыр­ская биб­лио­те­ка, хра­нив­шая­ся на треть­ем яру­се ко­ло­коль­ни. Ее ос­но­ва­ние от­но­сит­ся ко вто­рой по­ло­ви­не XVIIв. В этой биб­лио­те­ке ра­бо­та­ли из­вест­ные уче­ные про­шло­го: Век­то­ров, Шляп­кин, За­мы­слов­ский, Стро­ев.

Сей­час до­шед­шие до нас со­б­ра­ния со­чи­не­ний пус­ты­ни на­счи­ты­ва­ет око­ло 70 ста­ро­пе­чат­ных книг и око­ло 100 ру­ко­пи­сей. Че­ты­ре кни­ги во Фло­ри­щев мо­на­стырь бы­ли

- 12 -

пе­ре­да­ны в 1704г. ос­но­ва­те­лем мо­на­сты­ря Иларионом. Во вре­мя цер­ков­но­го рас­ко­ла Фло­ри­щев мо­на­стырь сна­ча­ла не при­ни­ма­ет но­во­ис­по­ве­да­ний Ни­ко­на, но позд­нее сам яв­ля­ет­ся ак­тив­ным по­бор­ни­ком но­вых вея­ний в церк­ви. Яр­кое то­му под­твер­жде­ние - биб­лио­те­ка Фло­ри­ще­вой Пус­ты­ни. Сре­ди книг “Лек­си­кон сла­вя­но-рус­ский” мо­на­ха-про­све­ти­те­ля Па­ле­бы Берн­ды (из­дан­ный в 16­53г.), “Псал­тырь с тол­ко­ва­ни­ем” из­да­ние Кие­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря в 16­97г. Две Ми­неи на фев­раль и де­кабрь (обе от­пе­ча­та­ны в Мо­ск­ве).

За­мет­ное ме­сто в со­б­ра­нии за­ни­ма­ли кни­ги, так на­зы­вае­мые “лис­то­вой пе­ча­ти”- из­да­ния, от­пе­ча­тан­ные на зем­лях Лит­вы, Ук­раи­ны, Бе­ло­рус­сии.

Так же в биб­лио­те­ке хра­ни­лось не­сколь­ко книг, в ко­то­рых име­ют­ся вклад­ные за­пи­си из­вест­ных ис­то­ри­че­ских лиц. На кни­ге Ан­то­ния Ра­ди­ви­лов­ско­го “Ого­ро­док Ма­рии Бо­го­ро­ди­цы” ца­ри­ца Пра­ско­вья Фе­до­ров­на, же­на Ива­на Алек­сее­ви­ча, ос­та­ви­ла под­пись. В биб­лио­те­ке так же бы­ли из­да­ния мо­с­ков­ской пе­ча­ти, на­при­мер “Псал­тырь в сти­хах” Си­ме­о­на По­лоц­ко­го, вос­пи­та­те­ля ца­ря Фе­до­ра Алек­сее­ви­ча. Эту цен­ную кни­гу ук­ра­ша­ет гра­вю­ра с над­пи­сью:” С.Уша­ков зна­ме­но­вал в 7188 го­ду” и мо­но­грам­ма.

Име­лись в биб­лио­те­ке и жур­на­лы, все­го на­счи­ты­ва­лось 71 на­зва­ние.

Уче­ные му­жи Рос­сий­ской ака­де­мии на­ук не раз об­ра­ща­лись с прось­бой о при­сыл­ке им уни­каль­ных книг из Фло­ри­ще­вой оби­те­ли.[35]

С име­нем пер­во­го на­стоя­те­ля Илариона свя­за­но по­яв­ле­ния в оби­те­ли вы­даю­ще­го­ся ико­но­пис­ца XVIIв. Си­мо­на Уша­ко­ва.[36] Он был свя­зан род­ст­вен­ны­ми уза­ми с Иларионом и на­пи­сал не­сколь­ко икон для Фло­ри­ще­ва мо­на­сты­ря. Это: “Ус­пе­ние Бо­го­ро­ди­цы”, “Спа­си­тель на пре­сто­ле”, “Кипр­ская Бо­го­ро­ди­ца”, “Вла­ди­мир­ская Бо­го­ро­ди­ца”, “Бо­го­ма­терь с пред­веч­ным мла­ден­цем”. Все эти ико­ны бы­ли на­пи­са­ны с 1655 по 1681гг. В мо­с­ков­ский дом к Си­мо­ну не­ред­ко при­ез­жал Иларион. Род­ст­во бы­ло тес­ным, и вы­го­ды от не­го для мо­на­сты­ря бы­ли боль­шие. У Си­мо­на учи­лись Ни­ки­та Ива­нов и Петр Афа­нась­ев, бу­ду­щие мо­на­стыр­ские ико­но­пис­цы.

Ико­ны Си­мо­на сей­час хра­нят­ся в Треть­я­ков­ской га­ле­рее и Вла­ди­ми­ро-Суз­даль­ском му­зее-за­по­вед­ни­ке.[37]

ФЛОРИЩЕВ МОНАСТЫРЬ КАК ПАМЯТНИК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Ф

ло­ри­щев мо­на­стырь - один из не­мно­гих мо­на­стыр­ских ком­плек­сов в Ни­же­го­род­ской об­лас­ти (до 1929г. вхо­дил во Вла­ди­мир­скую гу­бер­нию), со­хра­нив­ший­ся в пер­во­здан­ном ви­де.[38] Он за­ни­мал уча­сток квад­рат­ной фор­мы, не­сколь­ко ско­шен­ный по ли­нии бе­ре­га.[39]

В на­ча­ле сво­его раз­ви­тия мо­на­стырь об­ра­зо­вы­вал­ся не­сколь­ки­ми де­ре­вян­ны­ми строе­ния­ми, сгруп­пи­ро­ван­ны­ми во­круг не­боль­шой церк­вы “Ус­пе­ния пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы”. Ос­нов­ное ка­мен­ное строи­тель­ст­во раз­вер­ну­лось по­сле 1677г. и про­из­во­ди­лось под не­по­сред­ст­вен­ным ру­ко­во­дством на­стоя­те­ля мо­на­сты­ря Илариона, ко­то­рый в то вре­мя яв­лял­­ся ду­хов­ным на­став­ни­ком ца­ря.

К кон­цу XVIIв., то есть поч­ти за 20-лет­ний пе­ри­од строи­тель­ст­ва, Иларион су­мел пол­но­стью за­вер­шить мо­на­стыр­ский ком­плекс. Мо­на­стырь Фло­ри­ще­ва пус­тынь, сло­жив­ший­ся как це­ло­ст­ный ар­хи­тек­тур­ный ан­самбль в по­след­ней чет­вер­ти XVIIв., был до­пол­нен в XVIII и XIXвв. строе­ния­ми, раз­ви­ваю­щи­ми пер­во­на­чаль­ный за­мы­сел.

Осо­бен­но­стью ан­самб­ля яв­ля­ет­ся но­вый при­ем его пла­ни­ров­ки: гео­мет­ри­че­ски пра­виль­ная со­бор­ная пло­щадь, об­ра­зо­ван­ная Ус­пен­ским со­бо­ром, Тро­иц­кой цер­ко­вью и ко­ло­коль­ней при­гла­вен­ст­вую­щем по­ло­же­нии от­дель­но стоя­щей ко­ло­коль­ни. Во

Фло­ри­ще­вом мо­на­сты­ре тра­­ди­ци­он­ная ори­ен­та­ция ос­­нов­но­го вхо­да на со­бор впер­вые по­лу­ча­ет иную ин­тер­пре­та­цию: ком­по­зи­ци­он­ным ак­цен­том вы­сту­па­ет уст­рем­лен­ная вверх ко­ло­коль­ня, зна­чи­мость ко­то­рой уси­ли­ва­ет­ся так, что она пре­вы­ша­ет вы­со­ту глав­­но­го куль­то­во­го со­ору­же­ния - со­бо­ра. Та­кое ар­хи­тек­тур­ное по­строе­ние мо­на­сты­ря для того времени было большим нов­шеством. Не случайно имен-

но с воз­ве­де­ния ко­ло­коль­ни бы­ло на­ча­то строи­тель­ст­во все­го мо­на­сты­ря.

Ко­ло­коль­ня, имею­щая вид вы­со­кой баш­ни, по­стро­ен­ная в 1678-1681гг., соз­да­ет мо­ну­мен­таль­ный за­по­ми­наю­щий­ся об­раз. Мощ­ные бе­лые плос­ко­сти стен ко­ло­коль­ни про­ре­за­ны глу­бо­ки­ми окон­ны­ми про­ема­ми, со­став­ляю­щи­ми ос­но­ву ее де­ко­ра­тив­но­го уб­ран­ст­ва. Толь­ко ярус зво­на бо­лее ук­ра­шен. Он име­ет из­раз­цо­вый фриз и де­ко­ра­тив­ные встав­ки.

На са­мом вы­со­ком мес­те мо­на­сты­ря рас­по­ла­га­ет­ся про­стой, ку­би­че­ский объ­ем Ус­пен­ско­го со­бо­ра (1681г.), за­вер­шен­ный тра­ди­ци­он­ным пя­ти­гла­ви­ем. Осо­бен­но впе­чат­ля­ет вы­ра­зи­тель­ность мощ­но­го, ла­ко­нич­но­го объ­е­ма, ко­то­рый про­смат­ри­ва­ет­ся уже с даль­них под­хо­дов к мо­на­сты­рю.