Смекни!
smekni.com

Античная литература (стр. 2 из 7)

Особую роль на Олимпе играет Афродита. И это не случайно: ведь она внушает людям прекраснейшее из чувств. Афродита – дочь Зевса и океаниды Латоны. Она появилась из пены морской у побережья острова Кипр, поэтому Афродиту называют «Кипридой». Она символизирует весну и жизнь, окружена роскошными цветами: розами, фиалками, нарциссами. Афродита – героиня многих произведений античности. В поэмах Гомера она награждена самыми щедрыми эпитетами: «золотая», «фиалковенчанная», «прекрасновенчанная», «улыбколюбивая», «многозлатая».

Миф о Дедале и Икаре

Дедал - герой мифа считался величайшим скульптором и зодчим Афин. Однажды он совершил преступление, убил своего племянника. Спасаясь от разоблачения, Дедал бежал на Крит к царю Миносу, который взял его под свою защиту, за это Дедал построил для него дворец-лабиринт. Длительное отшельничество стало тяготить Дедала, но Минос не желал отпускать его. Тогда Дедал понял, что единственный путь к бегству – только по воздуху. Вместе с ним на Крите находился его сын Икар. Дедал сделал для него и себя крылья, используя перья птиц, скрепленные воском. Отправляясь в полет, он предупреждал сына быть осторожным, не опускать слишком близко к морю, чтобы не намочить крыльев, и не взлетать слишком высоко, чтобы лучи солнца не растопили воск.

Но Икар не послушал отца, палящие лучи солнца растопили воск, перья рассыпались. Обернувшись, Дедал стал звать сына, но напрасно, его тело уже поглотило море.

Миф об Адонисе

Адонис, внук царя Кипра, прекрасный юноша, превосходивший всех красотой. В него влюбилась Афродита. Она стремилась не расставаться с возлюбленным ни на минуту, а, покидая его, предупреждала об осторожности. Однажды, когда Афродиты не было с ним, собаки Адониса напали на след огромного кабана. Адонис готов был поразить его, когда зверь бросился на него и нанес ему смертельную рану.

Безмерно было горе Афродиты, узнавшей о гибели юноши. Тогда Зевс сжалился над неизбывным горем Афродиты. Он наказал своему брату Аиду каждые полгода отпускать Адониса на землю из обители смерти. Проведя полгода в царстве холода, Адонис возвращается навстречу живительным лучам солнца, в объятия Афродиты. И вся природа ликует, радуясь их любви. Наличие двух времен года, зимы и лета, эллины объясняли тем, что Персефона в подземном царстве и Афродита на земле поделили между собой прекрасного Адониса.

Мифы охватывали и объясняли все стороны жизни, в них были сосредоточены нравственные ценности, понятия о добре и зле, долге и справедливости. Первоначально духовная и творческая деятельность грека были как бы неразрывны. Затем из мифологии стали вычленяться философия, наука, религия, искусство. В основе знаменитых произведений, будь то эпос Гомера и Гесиода, трагедии Эсхила, Софокла, лежат мифологические сюжеты, действуют мифологические герои. Выросшие из мифологических представлений культовые действа, например, празднества в честь бога Диониса, в свою очередь определили структуру греческой трагедии, а также архитектуру греческого театра.

1.2.Фольклор

Среди жанров греческого фольклора наиболее сохранились песни. Бытовали рабочие песни, исполняемые коллективом в процессе трудовой деятельности. Известны песни мукомолов, гончаров, виноградарей.

Свадебные песни получили название гименеи. Гименеи также исполнялись во время религиозных праздников при обряде «священной свадьбы». Близок к гименею был эпиталамий, который пел хор юношей и девушек. Его исполняли для жениха и невесты перед тем, как те уходили в брачный покой.

Существовали похоронные песни, так называемые френы. В дальнейшем они сделались разновидностью хоровой лирики, великим мастером которой был Пиндар.

Среди фольклорных песен выделялась застольная песня, т.н. сколий. Во время исполнения на пирах в Афинах сложился обычай передавать друг другу миртовую ветвь. Тот, кто ее получал, должен был исполнять сатирическую песню. Нередко в сколиях воспевались героические деяния предков, почитание которых – замечательная традиция эллинов. Исполнялись также песни, как детьми, так и взрослыми во время игр.

Непременный элемент греческого фольклора – пословицы, загадки, заклинания. Важнейший жанр, как впрочем, и у других народов, - сказка. В гомеровской «Одиссее» сказочные мотивы – важнейший элемент сюжета. Таков пример, известный каждому школьнику эпизод с циклопом Полифемом. Из сказки взят мотив переодевания, когда Одиссей в рубище нищего приходит свинопасу Евмею («Одиссея»).

Любима в народном творчестве и басня, произведение, содержащее в иносказательной форме поучение. В баснях, где обычно действуют животные, высказана народная мудрость, здравый смысл, мечты о справедливости. Басни возникли в догомеровскую эпоху, и нашли свое отражение в творчестве более поздних писателей. В поэме «Труды и дни» Гесиода мы видим басню о соловье и ястребе. Поэт лирик Архилох излагает басню о дружбе лисицы с орлом. В Греции ходили сборники басен, коротких, прозаических, авторство которых приписывали Эзопу. Вот одна из басен:

« Волк гнался за ягненком, тот забежал в храм. Волк стал звать его, ведь если его поймает жрец, он принесет его в жертву. Ягненок ответил: «Лучше стать жертвой богу, чем погибнуть от тебя». Мораль такова, что если суждено погибнуть, то лучше умереть с честью. Басня «Орешник»: «Рос орешник возле дороги, и прохожие с него камнями сбивали орехи. Со стоном орешник молвил: «Несчастный я! Что ни год, я сам себе рощу и боль и поношение». Басня о тех, кто страдает за свое добро.

Эзопу принадлежат такие известные басни как «Волк и ягненок», «Крестьянин и змея», «Дуб и трость», «Лягушка и вол», «Стрекоза и муравей» и др. В дельнейшем басни Эзопа были использованы в переработанном виде крупнейшими баснописцами мира: Лафонтен, Лессинг, Измайлов, Крылов.

1.3. Поэмы Гомера

Для многих поколений вхождение в античность начинается с гомеровских поэм «Илиада» и «Одиссея». Это первые художественные памятники античности, которые нам известны. Герои этих поэм давно стали хрестоматийными, близкими нам людьми. Их создатель для эллинов был фигурой почти мифической, предметом гордости. «Илиада» и «Одиссея» были для греков чем-то вроде Библии. Философ Платон высказался о Гомере лаконично: «…Этому поэту Греция обязана своим духовным развитием». Александр Македонский никогда не расставался с рукописью «Илиады». Каждый день он обращался к ней перед сном, это было его любимое произведение.

В основу содержания «Илиады» и «Одиссеи» легли предания из мифов о Троянской войне, действительно происходившей, очевидно, в XIII-XII вв. до. н.э.

«Илиада», военно-героическая поэма, состоящая из 15 693 стихов, разделена на 24 песни. С первых строк поэт переносит читателя под стены осажденной греками Трои. Рассказы о действиях людей на земле чередуются с изображением сцен на Олимпе, где боги, разделившиеся на две партии, решают судьбу отдельных сражений. Завязкой действия «Илиады» является гнев Ахилла (один из храбрейших греческих героев осаждавших Трою); события, излагаемые в поэме, вызваны этим гневом, и весь сюжет представляет собой как бы последовательное изложение фраз гнева Ахилла, хотя встречаются отклонения от основной линии, вставные эпизоды. Кульминационный момент сюжета – мстя за смерть своего лучшего друга Патрокла Ахилл вступает в поединок с Гектором, предводителем троянского войска; развязка – возвращение Ахиллом Приаму (отец Гектора) тела убитого им Гектора.

«Одиссея» - сказочно-бытовая поэма. В ней рассказывается о событиях, происшедших после окончания войны, о возвращении на родину одного из греческих военачальников Одиссея, царя Итаки, и о его многочисленных злоключениях.

Гомер не знал письма и был устным сказителем. Но, как можно судить по этим поэмам, его отличала высокая поэтическая техника, несомненное мастерство. Его поэмы отличают эпический стиль. Определяющими особенностями: строго выдержанный повествовательный тон; неторопливая обстоятельность в развитии сюжета; объективность в обрисовке событий и лиц, кажется, что автор нигде не выдает себя, не высказывает своих эмоций. Гомер знает как располагать материал, выстраивать повествование. Каждая песня композиционно закончена, а новая начинается с того момента, на котором завершилась предыдущая. Одна из особенностей поэм – это многословие героев, которые никогда не обращаются друг другу короткими фразами, междометиями, как это делают персонажи современных авторов. Они изъясняются речами. Иногда эти речи кажутся растянутыми, но позже мы ощутим, что подобное словесное пиршество – одна из симпатичных черт эпического стиля. К примеру, в XXIII песне «Одиссеи», Пенелопа, узнавшая наконец мужа бросается ему на шею, говорит:

О, не сердись на меня, Одиссей! Меж людьми ты всегда был

Самый разумный и добрый. На скорбь осудили нас боги;

Было богам неугодно, чтоб сладкую молодость нашу

Вместе вкусив, мы спокойно дошли до порога веселой

Старости. Друг не сердись на меня и не делай упреков…..

Всего монолог Пенелопы занимает 21 строку.

Гомер использует особый принцип характеристики, который можно назвать повествование через перечисление. В «Илиаде» например, нет панорам сражений, «массовых» сцен как у Толстого в «Войне и мире». У Гомера художника иной эпохи, боевые действия выстраиваются как серия поединков отдельных воинов. Таковы единоборства троянца Гектора с Диомедом, Менелая с Парисом, Аякса с Гектором, Патрокла с Гектором.

Непременной чертой гомеровского стиля являются постоянные эпитеты. Например: Ахиллес – быстроногий, Гектор – шлемоблещущий, Гера – волоокая, Одиссей – хитроумный, Зевс – тучегонитель и молниевержец, Посейдон – чернокудрый…и др.