Смекни!
smekni.com

Античная литература (стр. 6 из 7)

В своем трактате «Поэтика» Аристотель ставит вопрос о сущности красоты, и в этом он делает шаг вперед в сравнении со своими предшественниками, в частности с Платоном и Сократом, у которых понятие красоты сливалось с понятием добра. Аристотель исходит из эстетического понимания искусства и видит прекрасное в самой форме вещей и их расположении. Он не согласен с Платоном, который считал что искусство лишь слабое искаженное представление мира, то Аристотель считал искусство творческим подражанием природе, бытию, считал, что искусство помогает людям познать жизнь. На первый план из всех видов искусства Аристотель выдвигает поэзию, а из форм поэзии выше всего ставит трагедию.

В трактате «Риторика» Аристотель обсуждает проблемы ораторского искусства, а также стиля, главное достоинство которого – ясность. Он рассматривал изобразительные средства языка, природу метафор, эпитетов и сравнений, разработал основные принципы стилистики в ее классической форме.

Аристотелевская теория искусства поражает своей глубиной. Наверное, не было такого выдающегося эстетика, который не опирался бы на нее в той или иной мере, то были горячие поклонники античности Гете и Шиллер, и наши русские писатели Белинский, Герцен, Чернышевский.

III глава. Эллинистический период

Время эллинизма в его наиболее отчетливом выражении – III-I вв. До н.э. Главенствующая черта эллинизма в политическом плане: на смену малым государствам-полисам с республиканской формой правления приходят крупные монархии с их деспотическим, бюрократическим устройством.

Свои победоносные походы Александр Македонский сопровождал основанием новых городов, таких как Александрия, Пергам, Антиохия, которые быстро выросли и стали крупными культурными и научными центрами. Из прежних сохранили свое значение лишь Афины. На завоеванных землях вместе с торговцами и ремесленниками приезжали и люди искусства. Они распространяли эллинские культурные традиции. Наблюдалось интенсивное взаимодействие и взаимообогащение восточных и эллинских культур. И это была важнейшая характеристика эллинизма.

Плодотворное развитие точных и гуманитарных знаний – привлекательная примета эллинизма. Создавались библиотеки. Библиотека в Александрии (Египет) насчитывала до 490тыс. свитков, а во время Юлия Цезаря, т.е. в Iв. До н.э. – 700тыч. Эти бесценные сокровища были уничтожены пожарами. В эпоху эллинизма стали больше читать. Раньше эллины накапливали знания, слушая ораторов, дискутируя с философами. Теперь же книгоиздание было поставлено на широкую ногу. В эпоху эллинизма вырос авторитет знаний и поэзии. В Александрии возникло нечто подобное Академии Наук, получившее название Музей. В Музее зародилась филологическая наука, предметом которой в то время был критический анализ текстов, отбор тех, которые считались достоверными, «каноническими».

В Египте и в Александрии творили ученые, составившие славу античной науки. Среди них был Евклид – великий математик; Архимед – математик, физик, астроном, инженер, основатель теоретической механики. В Александрии творил астроном и математик Аристарх Самосский. Обогатил астрономию Гиппарх, который, в частности, с точностью определил расстояние от земли до луны, а так же создал каталог звезд.

Эллинизм отмечен развитием философских школ и течений. Среди них были школы стоиков и эпикурейцев, так же пользовалась влиянием еще одна философская школа – киники, они делали акцент на этике, призывали к возвращению человека к естественному природному состоянию, аскетизму. Теорию и практику киников олицетворял философ Диоген.

В литературе эллинизма в значительной мере сузились масштабы художественного освоения действительности, она делала акцент на изображении внутреннего мира человека. Кончено, в этом были свои позитивные стороны: быт, семейные отношения стали полнее раскрываться и литературе. В то время как политическая проблематика почти исчезла. Крупные жанры сменяются «малыми» - это миниатюры, элегия, эпиграмма, идиллия, мимы, эпиллий (малый эпос). На смену монументальности, философской обобщенности пришли индивидуализация, детализация.

Наиболее значительные достижения эллинистической литературы – это новоаттическая комедия и александрийская проза.

3.1. Новоаттическая комедия

Новоаттическая комедия – это комедия бытовая, любовная, семейная. Новоаттической комедии чужда сатира на пороки общества, равно как и аристофановская буффонада, фантастика, грубые шутки, веселье.

Известен такой мастер новоаттической комедии как Менандр. Он написал более ста комедий, восемь раз брал первый приз в соревнованиях драматургов. Однако от Менандра дошли до нас небольшие, хотя многочисленные отрывки, но ни одной полной пьесы. Сохранился папирус, на котором записаны значительные фрагменты комедий «Третейский суд», «Семиянка», «Сикионец», «Угрюмец».

Центральный герой комедии «Угрюмец» - старик крестьянин Кнемон, человек тяжелого, раздражительного нрава, постоянно всем недовольный. Из-за этого его оставила жена. Тяжелый жизненный опыт превратил его в брюзгу. Развитие сюжета связано с тем, что в его красивую дочь влюбляется юноша из богатой семьи Сострат, но, будучи робким, он посылает раба, дабы объясниться с отцом девушки. В комедии много, сюжетных поворотов, тонкого юмора, заканчивается комедия счастливым концом, Сострат женится на бесприданнице дочери Кнемона. Кроме того, его собственную сестру, богатую невесту выдают замуж за брата красивой бесприданницы.

Герои Менандра жизненны и человечны, но это люди лишенные больших запросов. Предел их мечтаний – семейное счастье, достаток. Мир личных чувств полностью затмил значительные проблемы, стоявшие перед мифическими героями Софокла и Эсхила.

По-видимому Менандр не был оценен по достоинству современниками (как в свое время Еврипид), но сюжеты Менандра, подвергались переработке и освоению в новых исторических условиях уже мастерами римской комедии, Плавтом и Теренцием.

3.2. Александрийская поэзия

«Александрийская поэзия» - это творчество группы поэтов, прежде всего Каллимаха, Феокрита, Апполония Родосского.

Творчество поэтов «александрийцев», при всем различии их индивидуальностей, отмечено некоторыми общими чертами – это отход от общественной проблематики, внимание к бытовым подробностям, к психологии. Ведущую роль в тематике играла обработка мифов и преданий. Наконец, они увлеченно работали над стилем, словом, отделывали каждую строчку, экспериментировали. Вот богатство жанровых разновидностей: элегии, эпиллий (малый эпос), идиллия, гимны, эпиграммы.

Одна из заметных фигур среди александрийских поэтов – Феокрит. Он был мастером идиллии (лирическое стихотворение, построенное как пейзажная или жанровая зарисовка) Оригинальность Феокрита – в его умении передать любовное томление. Такова его идиллия «Киклоп», герой которой циклоп Полифем, известный персонаж гомеровской «Одиссеи». Этот огромный увалень безнадежно влюблен в прекрасную нимфу Галатею. Он страдает:

Белая ты Галатея, за что ты влюбленного гонишь?

Ах! Ты белее молока, молодого ягненка мягче.

Телочки горячей, виноградинки юной свежее.

Феокрит умеет излить любовное чувство и на окружающую природу; это было новым в литературе. Природа пробуждает в его героях эмоциональные настроения, что позволило ему стать предшественником пасторали. Феокрит был известен в России в начале XIX века. Во всяком случае, в пушкинском Онегине сказано, что он «бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита…».

Другой крупнейший поэт «александриец» Каллимах, его наследие – это гимны («К Зевсу», «К Аполлону», «К Артемиде» и др.), и около 60 эпиграмм.

Каллимах возложил на себя роль основоположника новой поэзии. Каллимах не скрывал своего неодобрения старыми поэтами, тяготевших к произведениям широкого эпического размаха. На счет этого Каллимах отзывался афоризмом: «Большая книга – большое зло». Если героические поэмы, например, Гомера были рассчитаны на публичное исполнение, то произведения поэтов александрийской школы – на индивидуальное чтение, неторопливое изучение. Каллимах был популярен в Риме, его любили такие мастера любовной лирики как Овидий и Катулл.

Литература эллинизма, в том числе александрийская поэзия, достигла своего пика в III в. Затем начался ее медленный закат. Когда римляне познакомились с эллинистической литературой, то стали активно использовать ее. Некоторые утраченные произведения греческих поэтов и драматургов известны нам благодаря римским переделкам, вольным использованием их сюжетов.

Глава IV. Римский период

Последний период истории греческой литературы – это время, когда Эллада, утратив свою независимость, превратилась в провинцию Рима и стала называться Ахайя.

Некоторые римские императоры, например Клавдий, да и Нерон, отличавшийся экстравагантным поведением, были горячими поклонниками всего греческого. Успехи были заметны в самых разных областях словесного искусства. Впечатляют успехи историков. Он создал монументальный 40-томный труд, в котором стремился запечатлеть историю Греции, Македонии, Малой Азии, Сирии, Египта, что должно было доказать всемирное значение Рима.

Другой историк Диодор Сицилийский написал 40-томную «Историческую библиотеку», касающуюся истории, религии, философии Греции, Италии, Востока. Полностью сохранились только 15 книг.