Смекни!
smekni.com

«Серапионовы братья»: теория и практика (стр. 5 из 6)

Цикл «Сентиментальные повести». В 20-е годы в литературе главный герой – документ. «Мудрость», «Самоубийца» пьеса, «Аполлон и Тамара».

Сборник «Люди».

Зощенко показывал, что революция ничего не изменила в жизни граждан. Он издает «Письма к писателям»: отобрал письма читателей к нему для этой книги. Хотел показать подлинную и неприкрытую жизнь.

1933 год – задумка написать большое произведение, хотя оно и не удалось, поскольку М.М. – мастер короткого рассказа. – «Возвращенная молодость». Главный герой – астроном Волосатов. Имеет жену, родственников, соседей Каретниковых. Возникает идея «Голубой книги»: деньги, любовь, коварство – главы и людские пороки (книга состоит из 5 разделов - “Деньги”, “Любовь”, “Коварство”, “Неудачи”, “Удивительные события”).

«Перед восходом солнца» - 1943 год. Первоначальное название – «Ключи к счастью», в этой книге автор вспоминал о своих взаимоотношениях с женщинами. Самая главная книга по мнению самого автора.

С 1937 по 1940 – произведения для детей. (16 рассказов о Ленине, поскольку он для Зощенко – идеал, а рассказы для того, чтобы показать детям, как же прийти к этому идеалу, однако рассказы нельзя читать только в одной плоскости). Цикл «Леля и Минька» - 7 рассказов.

Итог: Зощенко никогда не был антисоветским писателем. Однако в 1948 году вышло постановление, которое касалось Зощенко и Ахматовой. Они были названы антисоветскими писателями, растлителями душ. После этого их исключили из «Союза писателей», но уже после смерти Сталина они были приняты, но не восстановлены. Это «восстановление» смешило Зощенко.

После 1946 года он переделывает многие вещи, но этим только портит их. Зощенко можно читать до 1946 года.

А вот наши чиновники боялись печатать Зощенко, пока в 90-х годах не отменили это постановление. Кстати, у М.М. всегда было очень много псевдонимов, поэтому не всегда было известно, как именно он подписывался.

В 1954 на встрече с английскими студентами Зощенко заявил, что не согласен с постановлением 1946 года. Начался новый этап его травли. Душевное и физическое здоровье писателя было окончательно подорвано. 3ощенко умер и похоронен в Сестрорецке; разрешения на захоронение в Ленинграде получено не было.

Елизавета Григорьевна Полонская (1890-1969)

Считается русской поэтессой. Выпустила следующие сборники стихов: «Знаменья» (1921), «Года» (1935), «Камская тетрадь» (1945). Собрание стихотворений «Еще любовь».

Поэма «Портрет» (1939). Очерки, рассказы (сборник «На своих плечах», 1948). Книги стихов для детей «Зайчата» (1923), «Гости» (1924), «Город и деревня», «Про очаг да ясли и пирог в масле» (1927), «Детский дом» (1928). Рассказы для детей. Воспоминания. Переводы.

Илья Александрович Груздев (1892-1960)

Писатель и литературовед. Написал следующие произведения: книги «Жизнь и приключения Максима Горького» (1926), «Горький» (1958); пьесы «Алеша Пешков» (1944) – совместно с Ольгой Дмитриевной Форш. Кстати, «братья» возникли именно при «Доме искусств» - организации работников искусств, который существовал в Петрограде в 1919 – 1923 годах, управлялся высшим советом, куда входили А.Ахматова, Ю.Аненнский, Е,Замятин – и деятельность этого «Дома искусств» описана в романе Форш «Сумасшедший дом» в 1933 году.

Всеволод Вячеславович Иванов (1895-1963)

Писатель. Повести «Партизаны» (1921), «Бронепоезд 14-69» (1922), «Цветные ветра» (1922), «Возвращение Будды» (1923), «Чудесные похождения портного Фокина» (1924), «Хабу» (1925), «Особняк» (1928), «Гибель Железной» (1928), «Путешествие в страну, которой еще нет» (1930), цикл «Повести бригадира М.Н. Синицына, рассказанные им в дни первой пятилетки» (1930-1931), «на бородинском поле» (1943), «Опаловая лента» (1965 - опубликован). Роман «Голубые пески» (1922), «Похождения факира» (1934-1935), «Пархоменко» (1939), «Мы идем в Индию» (1960), «Эдесская святыня» (1965 - опубликован). Рассказы. Пьесы. Статьи. Воспоминания.

Константин Александрович Федин (1892-1977)

Книга К. Федина "Горький среди нас" после выхода в свет была резко раскритикована. Факт известный. Известно и то, что мемуарист держался достойно и возражал оппонентам. Б. Фрезинский этот эпизод передает следующим образом: "Несправедливость разноса Федин переживал тяжело и в кулуарах высказывался о "критике" оскорбленно (впрочем, Вс. Иванов в таких случаях говорил: "Федин красовался").

На самом деле фраза извлечена из дневника Вс. Иванова военной поры и в контексте звучит по-иному: "Вчера собрались "серапионы" - Федин, Груздев, Зощенко, Никитин, похожий на тайного советника, разорившегося вконец. Зощенко рассказывал, как получил в прошлую войну ордена, передавал историю с женой Кармена, показывал ее фотографию с зачеркнутыми на обороте фразами и свои юношеские во времена Мингрельского полка, - подвыпив, стал говорить нам - "господа!" Груздев сидел умильный, что "Серапионы" живы. Федин красовался. Я, как всегда, говорил вещи, которых все пугались - словом - былое воскресло".

Писатель, академик АН СССР, герой соц. труда (1967), первый секретарь (1959 - 1971) и председатель правления (1971-1977) СП СССР. Романы «Города и годы» (1924), «Братья» (1927-1928), «Похищение Европы» (две книги, 1933-1935), «Первые радости» (1945). Повести «анна Тимофеевна» (1923), «Наровчатская хроника» (1925). Пьесы «Бакунин в Дрездене» (1922), «Испытание чувств» (1943). Мемуары «Горький среди нас» (1941-1968).

Николай Николаевич Никитин (1895-1963)

Писатель. Сборники рассказов, повестей, очерков «Рвотный форт», «Камни» (1922), «Бунт» (1923), «Сейчас на Западе» (1924). Роман «Преступление Кирика Руденко» (1927). Пьесы, сценарии.

Вениамин Александрович Каверин (1902-1989)

Писатель. Романы «Девять десятых судьбы» (1925), «Два капитана» (1938-1940, 1944), «Художник неизвестен» (1931). Воспоминания. Повести «Черновик человека» (1929), «Загадка» (1984).

Каверин писал: «Настоящий поэт не может не принадлежать к направлению... Я не знаю, как впоследствии назовут это направление историки литературы. Пока можно сказать, что в борьбе между подлинной и приглаженной поэзией, между искренностью и выспренностью, обходными путями, всей той атмосферой, в которой существует «поэзия на случай», - это победившее направление. И еще одно: победа далась нелегко».

Ознакомление с содержанием статьи Каверина «Белые пятнка» показало, что статья в корне ошибочна и не может быть разрешена к печати. В. Каверин по существу выражает несогласие с принципиальной оценкой, данной Постановлением ЦК КПСС в 1946 году о журналах «Звезда» и «Ленинград» идейным ошибкам М. Зощенко. Он ставит своей целью убедить советского читателя в том, что все творчество М. Зощенко, в том числе и такие его произведения, как «Перед восходом солнца» и «Приключения обезьянки»[2] Рассказ называется «Приключения обезьяны»., подвергнутые резкой критике за безыдейность, является талантливым и подлинно художественным.

Вопреки Постановлению ЦК КПСС, характеризующему рассказ «Приключения обезьянки» как пошлый пасквиль на советский быт и советских людей, В. Каверин утверждает, что этот «маленький, безобидный детский рассказ рассматривается как свидетельство реакционных убеждений, за ничего не значащей шуткой пытаются разглядеть злобную сатиру на советское общество, глубоко запрятанную клевету, философскую концепцию, политическую программу».

Отвергая партийную критику идейных ошибок в творчестве М.Зощенко, В.Каверин пытается доказать, что Зощенко является жертвой периода культа личности, и на этом основании требует «реабилитации» его имени.

Считая несправедливой и тенденциозной оценку советской общественностью идейной и политической линии литературной группы «Серапионовых братьев», В.Каверин призывает пересмотреть эту оценку и таким образом ликвидировать «белое пятно» в истории развития советской литературы. По мнению В. Каверина, группа «Серапионовых братьев», в которую входил М.Зощенко, да и сам автор статьи, «никогда не проповедовала аполитичного искусства и не отрицала общественного значения литературы». Более того, он пытается утверждать, что эта группа сыграла выдающуюся роль в истории русской советской литературы, хотя известно ее вредное и чуждое советской литературе направление.

В своей статье В. Каверин воскрешает одного из идейных вожаков этой группы Л. Лунца, аполитичные и реакционные взгляды которого общеизвестны. Следует напомнить, что Л. Лунц, определяя идейную программу группы «Серапионовых братьев», писал в 1922 году. «Слишком долго и мучительно правила русской литературой общественность. Пора сказать, что некоммунистический рассказ может быть бездарным, но может быть и гениальным. И нам все равно, с кем Блок- поэт, автор «Двенадцати», Бунин - писатель, автор «Господина из Сан-Франциско»...

С кем же мы, Серапионовы братья?

Мы с пустынником Серапионом. Мы верим, что литературные химеры особая реальность, и мы не хотим утилитаризма. Мы пишем не для пропаганды. Искусство реально, как сама жизнь. И, как сама жизнь, оно без цели и без смысла: существует потому, что не может не существовать» («Литературные записки», № 3,1922 г., с. 31). Несмотря на это, В. Каверин в статье утверждает, что «не пафос аполитичности водил пером молодого писателя (Л. Лунца), а любовь к энергичной, полной движения и страсти литературе, образцы которой он видел на Западе».

В. Каверин не согласен также с партийной оценкой недостатков первого издания романа А. Фадеева «Молодая гвардия». Автор стремится доказать, что Фадеев вынужден был дополнить роман эпизодами, показывающими руководящую роль партии в борьбе советского народа против фашистских оккупантов, вопреки своей воле. Эта переделка, по утверждению В. Каверина, была трагической победой, близкой к поражению, и она не нужна была ни советскому обществу, ни литературе. Такое вмешательство в творчество, писателя, по мнению В. Каверина, будто бы нанесло ущерб творческим замыслам и идейному содержанию произведения.

Стирая так называемые «белые пятна» в истории русской советской литературы, В. Каверин преувеличивает поэтические заслуги Н. Заболоцкого, многие стихи которого носят пессимистический, ущербный характер.