Смекни!
smekni.com

«Серапионовы братья»: теория и практика (стр. 6 из 6)

Обращает на себя внимание, что редакция «Нового мира» заверстала в этот же номер журнала также и подборку стихов М. Цветаевой. Эти стихи редакция преподносит как неизвестные советскому читателю произведения «большого и своеобразного поэта», творчество которого «в последние годы становится достоянием все более широких кругов советских читателей». Между тем эти произведения, написанные в период нахождения поэтессы в белой эмиграции, по своему содержанию не могут способствовать идейному воспитанию советского читателя.

Михаил Леонидович Слонимский (1897-1972)

К 1917 относятся регулярные выступления Слонимского в печати (первая публикация, рассказ «Экзаменационные работы», подписанный псевдонимом «Мими», увидела свет в журнале «Новый сатирикон» еще в 1914).

Писатель. Рассказы и повести «Шестой стрелковый» (1922), «Машина Эмери» (1924), «Стрела» (1945). Роман «Лавровы» (1926), «Средний проспект» (1927). «Книга воспоминаний» (1966).

Период сотрудничества с «братьями» - наиболее удачные произведения Слонимского. Как правило, это рассказы о войне, образность которых чуть фантасмагорична, тональность повышена, а фамилии многих героев причудливы (Есаульченко, Груда, Благодатный). Образы иногда вырастают до эмблемы или символа: так, офицерская забава – колесо, к которому прикреплено бревно, а к нему, в свою очередь, сани, скользящие по ледяному полю, – может прочитываться и как эмблема всей мировой войны: колесо медленно и с усилием вертит солдат, а сани, в которых катаются офицеры, приобретают огромное ускорение, и веселящиеся офицеры гибнут, смятые санями. Ранние рассказы вошли в первый сборник Слонимского Шестой стрелковый (1922). Скоро Слонимский отказывается от своей повествовательной манеры. В письме А.К.Воронскому (август 1923) писатель говорит, что ушел от прежних тем, стиль его новых рассказов упростился, теперь для него важны темы «сегодняшней России».

Первая книга Слонимского "Шестой стрелковый" (1922) - почти вся о войне, фронте, 1917 годе. "Пафос его писанья, - отмечал Шкловский, - сложный сюжет без психологической мотивировки". Знавший Слонимского, как никто из друзей, Шварц пишет: "Ему лучше всего удавались рассказы о людях полубезумных... И фамилии он любил странные, и форму чувствовал тогда только, когда описывал в рассказе странные обстоятельства. Путь, который он проделал, - прост. Он старался изо всех сил стать нормальным".

Николай Семенович Тихонов (1896-1979)

Писатель, герой соц.труда (1967). Председатель Советского комитета защиты мира (1949-1979). Поэмы «Сами» (1921), «Лицом к лицу» (1924), «Киров с нами» (1941 – гос.премия СССР - 1942). Циклы стихов «Орда. 1920-1921», «Брага. 1921-1922», «Юрга» (1930), «Грузинская весна» (1948 – гос.премия). Книги повестей, рассказов, очерков «Рискованный человек», «Военные кони» (1927). Статьи. Переводы (книга «Поэты Советской Грузии» - 1948). Международная Ленинская премия «за укрепления мира между народами» в 1957 году.

Виктор Борисович Шкловский (1893-1984)

Писатель, литературовед. «О теории прозы» (1925), «О Маяковском» (1940), «За и против. Заметки о Достоевском» (1957). Историческая повесть «Матвей Комаров – житель города Москвы» (1929).