Смекни!
smekni.com

Народная культура и искусство России (стр. 12 из 13)

4. Компенсаторная функция, т. е. отвлечение, бегство от действительности (эскейпизм) в мир вымышленных видений, мир мечты, где каждый может найти друзей, свое место в жизни и вообще, достигнуть всего желаемого не обязательно упорным трудом, а благодаря удачному стечению обстоятельств. Потребителю (реципиенту) предлагается квазиреальный мир, сконструированный из близких к реальным, хорошо клишированных и достаточно простых элементов, который делает для зрителя, например, текст телесериала как бы частью жизни, в которую он погружается ежедневно. В этом искусственно созданном мире золушки ("замарашки") оказываются вдруг богатыми наследницами, молодой, ничем не примечательный, человек делает головокружительную карьеру благодаря случаю - неожиданно выпавшему выигрышу, влиятельному покровителю и пр. Такие сюжеты отвлекают от проблем повседневной жизни, уводят человека в мир иллюзий, наркотизируют его.

5. Нормативно-регулятивная функция обеспечивает целенаправленное формирование одних норм, ценностей, эталонов, представлений, разрушение других не усилиями самого человека, а волей владельцев культурной индустрии, формирование образа мысли, образа жизни. Причем, если мотиватор советует продавцу демонстрировать новые преимущества товара, то это не только помогает выгоднее продать, но и переакцентировать систему ценностей, сделав ее единой для всех. Акцент перемещается в основном с духовных на материально-вещные ценности, а первые девальвируются. На Российском телевидении деньги превращают в высшую ценность, чему способствует, например, множество телеигр, викторин, сулящих баснословные выигрыши. "Будьте алчными" - провозглашает ведущий телепрограммы "Алчность". Формируются модели потребительского сознания, модели поведения "Что мы делаем, когда собираемся вместе? Да пиво пьем". (В последние годы медики и педагоги отмечают постоянно "помолодение" пьющих пиво). Таким образом, происходит как бы переориентация, смещение ценностей, критериев, навязывание их аудитории.

6. Знаково-семантическая, (ее иногда называют демонстрационной) функция. Обладание определенной вещью, произведением искусства и пр. становится показателем престижа, принадлежности к определенному социальному слою. Эту функцию может выполнять различные промежуточные формы художественного и околохудожественного производства, находящие нишу между народной и профессиональной художественной культурой. Признак финансового процветания ведет к завышению стоимости изделий художественной промышленности, что создает иллюзию эксклюзивности. Нувориши, не приобщенные к "высокой" профессиональной и к традиционной народной культуре, самоутверждаются посредством приобретения "заменителей" (эрзацценностей), которые они принимают за подлинные. Предметы роскоши, художественные произведения, даже тиражированные, штампованные, в т. ч. кич, становятся социальным знаком, т. к. здесь "любой акт показного, бьющего на эффект потребления есть демонстрация силы". Сувенирная индустрия также может быть и становится знаком той или иной национальной культуры для иностранцев.

7. Социализационная роль массовой культуры, облегчение вхождения человека в изменчивую среду большого города осуществляется с одной стороны за счет упрощения ценностей , что позволяет неподготовленному индивиду адаптироваться в культуре, или создает иллюзию адаптации т. е. как бы "переводит" сложные образцы на доступный ему язык. С другой стороны постоянным повторением масскульт закрепляет эти образцы, консервирует их, превращает в стереотипы поведения (Где ты был? Пиво пил), не требуя усилий по духовному и интеллектуальному самосовершенствованию.

Народная культура и искусство Чувашии

Как ученые изучают народную культуру. Своеобразная чувашская культура давно привлекала внимание ученых и исследователей. Ими собран богатый материал, который хранится в музеях и частных коллекциях, написано множество научных трудов и книг.

Как же ученые смогли написать столько книг о чувашской культуре? Откуда они знают, как жили наши предки много сотен и даже тысяч лет назад?

Во-первых, сохранились старинные книги и сочинения, в которых путешественники записывали сведения о разных странах и народах, живущих в то время.

Во-вторых, еще в XX веке было много пожилых людей, которые помнили, как жили их деды и прадеды, они же знали много народных сказок, легенд и мифов. И у этих же людей сохранились старинные вещи, орудия труда, постройки.

В-третьих, археологи находят клады, остатки от древних поселений, захоронений и по ним многое узнают о людях, живших сотни и тысячи лет назад.

И, в-четвертых, сам язык хранит в себе свидетельства о жизни людей, разговаривавших на этом языке. Например, русское слово «лес» ученые связывают со словом «лист», то есть считается, что для древних славян лес был местом, поросшим лиственными, а не хвойными деревьями. Значит, древние славяне вышли из тех мест, где растут в основном лиственные леса. Или чувашское слово пушăт (лыко) — полоски коры, из которых плели лапти. Это слово произошло от персидского слова pust, означающего «кожа». Значит, в древности чуваши изготавливали обувь из кожи.

Собирая и исследуя все эти сведения, обязательно сравнивая, их друг с другом, ученые воссоздают образ жизни наших далеких предков.

Исследователи чувашской народной культуры. Интересные записи о чувашах и других народах России, живших несколько столетий назад, оставили немецкие ученые-путешественники XVI—XVIII веков: С. Герберштейн (1486—1566), А. Олеарий (Эльшлегер) (1599—1671), Г. Ф. Миллер (1705—1783), П.-С. Паллас (1741—1811), И.-Г. Георги (1729—1802).

О чувашском народе писали многие российские ученые и исследователи. В 1573 году русский князь, государственный деятель и писатель А.М. Курбский писал о встрече с чувашами: «...Как переправились через реку Суру, то стали встречать горных черемисов, сами себя они называют чуваши, это другой, особый народ... А хлеб чувашский сладостнейший [очень вкусный], лучше драгоценных калачей...»

В XVIII веке о чувашском народе и его культуре писали известные русские ученые В.Н. Татищев, И.И. Лепехин, К.С. Милькович и др.

В XIX — начале XX века интересные сведения о чувашах оставили: Н.М. Карамзин, В.П. Вишневский, А.А. Фукс, В.А. Сбоев, Н.И. Золотницкий, А.И. Артемьев, А.Ф. Риттих, Н.И. Ашмарин и многие другие ученые и исследователи.

Большой и разнообразный материал о своем родном народе собрали ученые — выходцы из чувашей: В.И. Лебедев (1813—?), С.М. Михайлов (Янтуш) (1821 — 1861), В.К. Магницкий (1839- 1901), М.П. Петров (Тинехпи) (1877—1937), Н.В. Никольский (1878—1961), Г.Т. Тимофеев (1878—1937), Г.И. Комиссаров (Вантер) (1883—1969) и другие.

В начале XX века в чувашский край приезжал венгерский ученый Дюла Месарош (1883—1975). Он в совершенстве выучил чувашский язык и собрал сведения о чувашской народной духовной культуре. По собранному материалу Месарош подготовил книгу в двух томах. Один из этих томов «Памятники старой чувашской веры» выпущен на русском языке.

Современные исследователи чувашской народной культуры. В XX—XXI веках ученые продолжают работать над изучением чувашской народной культуры. В 50—70-х годах XX века группой ученых под руководством Н.И. Воробьева была написана книга «Чуваши» в двух томах.

Во время праздников или каких-то важных событий чуваши поднимали флаг в виде вышитого конца женской головной повязки (сурпан). Использование в качестве флага части женской одежды просто немыслимо для некоторых народных культур.

В чувашском обществе не существовало затворничества женщин и девушек. Они могли активно участвовать в жизни общины. Интересные записи о своей прапрапрабабушке оставил знаменитый чувашский поэт К. В. Иванов: «В деревне не было женщины бойче, чем Прта. Всю деревню она держала в своем повиновении. Все перед ней дрожали. Кого угодно она могла обрезать словом, а нет, — так зазывала к себе, угощала на славу и выпроваживала… Такоюто была старуха Прта. Поэтому и род ее был подобен ей: отважный, смелый, злой и добрый».

Некоторые ученые считают, что именно в чувашской народной культуре сохранились древнейшие остатки традиций матриархата. Термин кукамай, обозначающий бабушку по матери, состоит из двух слов: кук (кăк) — «корень, происхождение человека» и ама — «мать». В древности счет своему роду чуваши вели по женской линии — от матерей к дочерям. Многие исследователи сравнивают женский чувашский костюм с воеными доспехами древних воинов. До середины XX века сохранялась традиция, по которой чувашские девушки, женщины свободно ездили верхом на лошадях и даже участвовали в конных состязаниях во время праздников.

Многие ученые отмечают, что сохранение старинных обычаев и традиций во многих народных культурах — это заслуга женщин. Так, например, в Поволжье народный мужской костюм чувашей, русских, марийцев, мордвы и др. практически не отличается друг от друга, но женский костюм этих этносов имеет большую разницу.

Отношение к детям в чувашской деревне. Наши предки с вниманием относились и к самым старым, и к самым маленьким людям — детям. Каждый человек считал, что главное в жизни — вырастить детей достойными людьми. Чувашского ребенка воспитывала не только его семья, но и соседи, родственники — вся деревня. Помочь ему или, наоборот, сделать замечание мог любой взрослый.

Творческое наследие будущим поколениям

Искусство дано чудесное свойство - воскрешать прошлое, воссоздавать будущее. Картины дают новый смысл нашему существованию, обогащая наш культурный мир. Изобразительное искусство - не только область видения. Видимое нас ведет в область размышлений. У человека заложено нечто, что заставляет его уважать в искусстве все человеческое. Окруженный отображениями своего существа, он выглядит величественней и благородней. Фанатизм пуритан и магометан, с которыми они преследовали изображения, именно и обнаруживает их глубокое почитание силы искусства. Никчемна роль искусства, которое не смотрят, как роль книги, которую не читают. Одна из страшных катастроф человека - та, что оно не вынесено за рамки человеческой потребности. Об искусстве трудно спорить, хотя споры идут постоянно.