Смекни!
smekni.com

Народная культура и искусство России (стр. 13 из 13)

Радостная особенность советского периода заключается в том, что искусство настоятельно входит в жизнь советского народа. Оно стало частицей души почти каждого, формирует его мировоззрение и высокие эстетические вкусы. Теперь трудно представить Москву без скульптурных памятников Пушкину, Горькому, без динамичной скульптуры В. Мухиной "Рабочий и колхозница" и многих других монументальных произведений. Людям представлена широчайшая возможность знакомится с сокровищами мирового, отечественного классического и советского искусства.

Художник должен искать общественные решения. Средства для создания монументальных образов - это советская геральдика, образная символика, ставшие популярным обозначения атома, космических пространств. Символы мира, дружбы, труда... Только большие идеи могут дать величественные пластические решения.

Большое искусство рождается в результате большого человеческого чувства - это может быть и радость, но может быть и гнев. Самое трудное в искусстве - умение слить воедино непосредственность, остроту чувства с живой мыслью, и сделать это так, чтобы пережитая художником мысль звучала в душе, в сознании зрителя.

Искусство создается и воспринимается по разному и по разным причинам. С разными чувствами зарождаются настольная фарфоровая статуэтка и величественный монумент. Мы иногда слышим от художника, как тяжело было ему писать картину. Другой, наоборот. Как П. Кончаловский, видел в творчестве радость, полноту жизни, счастье труда. Эти свойства относятся к характерам художников, к цели их труда. Вероятно, "Траурный марш" приносил Шопену тяжелые переживания. Но "Сказки Венского леса" Иоганна Штрауса рождались любовью к жизни, полнокровны и радостным преклонением перед прекрасной природой.

Большое произведение по-разному затрагивает человеческие чувства, давая каждому пережить личное и общественное.

Проходит время. Но оно, как живое, вновь и вновь дает радость творчества все новым и новым поколениям.

Заключение

Культура современного общества сложна и многообразны. Если говорить только о художественной культуре, то здесь можно выделить различные пласты: "высокую" ("ученую") культуру академического плана, демократические и элитарные направления, универсальные массовые формы профессиональной культуры и народного творчества, народную культуру и собственно коммерческую массовую культуру. Человек, оказавшийся высоко урбанизированной, поликультурной среде должен найти свое место под солнцем, свое социально-культурное пространство. Массовая культура создает такое пространство (или его иллюзию), на первый взгляд уютное и комфортное, предоставляющее необходимую информацию, развлекающее, обеспечивающее отдых, психологическую разрядку.

Массовая культура благодаря своей всеядности хорошо приспосабливается к разным условиям более того она использует эстетические нормы, технологические приемы многих разновидностей культуры и даже вытесняет другие разновидности культуры имея основательную техническую и финансовую базу: народную, традиционную и современную, профессионально-специализированную, элитарную и демократически ориентированную. Но может и взаимодействовать этими культурными разновидностями.

Так, ею используются некоторые вполне традиционные фольклорные приемы. Такова инверсия (перевертывание) свойств действующих лиц, их пародирование, оглупление. Достаточно явственно проявляется дебилизация облика и действий соратников суперагента Николаева в уже упомянутом телесериале, правда она не вписалась органично в сюжетно-образный контекст. Появились палехские лаковые миниатюры, где на фоне пейзажа старинного Палеха изображены захмелевшие "новые русские" в окружении сомнительного вида "ночных бабочек".

Немало точек соприкосновения оказалось у массовой культуры с модернистскими, точнее постмодернистскими направлениями, . например, поп-артом. Этот последний не просто смыкается, но и продолжает установки некоторых модернистских направлений, скажем, дадаизма, провозгласившего сближение искусства и жизни в виде использования в качестве произведений искусства бытовых предметов. Поп-арт продолжает заменять предметность на вещность, изображать не сущность, а вещи или представлять реальные вещи (коллажи, композиции, составленные из консервных банок, этикетов, обрывков реклам и т. д.). Поп-артовский тезис - "искусство - это и есть сама жизнь". На деле часто художники повторяют рекламные образцы. Вещи, реальному предмету придается роль произведением искусства посредством изменения статуса, перемещения их из повседневного обихода на выставку, в музей. Таким образом, массовая культура стремится не ограничить, а расширить сферу своего действия и текстовое пространство. В этом, по всей вероятности, одна из причин ее живучести.

Список литературы

Ашин Г.А. Современные теории элиты: критический очерк. - М., 1985.

Бердяев Н.А. Судьба России. - М.- Харьков. 2000..

Громыко М.М. Мир русской деревни. - М., 1991

Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян Х1Х в. - М., 1986.

Гуревич П.Г. Философия культуры. - М., 1994. Гл.13.

Давыдов Ю.Н. Искусство и элита. - М., 1966.

Зоркая Н.М. Уникальное и тиражированное. - М., 1981.

Козлова Н.Н. Безвкусица масс и вкус интеллектуалов. // Общественные науки и современность. 1994. № 3.

Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. - М., 1977

Кукаркин А.В. Буржуазное общество и культура. - М., 1970.

Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. - М., 1985.

Культурология. ХХ век. Словарь. - СПб., 1998.

Э.Мунье. Манифест персонализма. - М., 1999.

Народная культура в современных условиях. - 2000.

Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. - М., 1983

Ортега-и-Гассет. Избранные труды. - М., 1997.

Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. - М., 1981.

Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. - СПб., 1994.

Русские: Народная культура (история и современность). Т. 4. Общественный быт и праздничная культура. - М. 2000.

Сапрыкин В.А. Русская культура как самостоятельный, самобытный тип культуры. //Русская культура: ценности и архетип. - М., 1999.

Справочное пособие по истории немарксистской западной социологии. - М., 1986.

Шестаков В.П. Мифология ХХ века. - М., 1988.

Элита и этнос Средневековья. - М., 1995.

Элитарное и массовое в русской художественной культуре. - М., 1996.

А. Наков "Русский авангард" Москва. "Искусство" 1991

Журнал "Искусство" №1 1965 год. Изд. Искусство. Москва

История России с древнейших времен Л.Е. Герин Изд-во "Учитель" Волгоград. 1996г.

Детская энциклопедия. В 12 томах. Том 12. Изд.3. Ведущий редакторы: Шимановская Т.Л., Таттар Г.В. Изд. "Педагогика" Москва 1977г.

"Искусство" Книга для чтения Сост. М.В. Алпатов Изд. "Просвещение" Москва 1969г.

"Государственный Русский Музей Сов. Живопись 1920е годы Авт.-сост. Н.П. Лаврова "Советский художник" Москва 1978г.

"На страже мирного труда" Альбом Авт.-сост. Ю.И. Нехорошев "Советский художник" 1978 г.

В. П. Сысоев "Александр Денейка" Том 1 Монография. Москва "Изобразительное искусство" 1989

А.А. Денейка "Жизнь, Искусство, Время" Литературно-художественное наследие. Том 2 Сост. В.П. Сысоев "Изобразительное искусство" 1989