Смекни!
smekni.com

Анализ выставочной деятельности известнейших торговых центров Москвы (стр. 11 из 14)

В честь Международного женского дня бутик, или, как его еще называют Дом Герлен, приобрел особенное праздничное лицо: все его прилавки украсились изысканными флористическими гирляндами из живых цветов. Авторами и исполнителями этого оригинального цветочного оформления стали флористы компании «Национальные традиции аранжировки» («Н.А.Т.»), которые имеют большой опыт сотрудничества с ведущими парфюмерными марками Европы и мира. На мой взгляд, составление подобных выставок, сродни музейным, и ставя целью увеличение продаж той или иной марки духов, организаторы не забыли и о эстетическом наслаждении я бы сказала зрителя – покупателя.

Из более серьезных проектов, хотелось бы отметить выставку, проведенную 31 мая – 24 июня 2007 года в ЦУМе– спецпроект Йоко Оно "Одиссея таракана" (в рамках второй Московской биеннале современного искусства)

Выставку представляли Федеральное агентство по культуре и кинематографии Фонд "Русский век" Художественный фонд "Московская биеннале"

Выставка, соорганизаторами которой являются Фонд "Русский век", Художественный фонд "Московская Биеннале" и ЦУМ, проводилась в рамках программы "Специальные гости" Второй московской биеннале современного искусства.

"Одиссея таракана" – странствующий выставочный проект: в октябре 2003 года он был впервые показан в Галерее Джеффри Дейча в Нью-Йорке, затем (февраль-март 2004) – в Институте современного искусства в Лондоне. В мае-июне 2007 года Москва стала третьим, после Нью-Йорка и Лондона, городом, где для широкой публики был представлен масштабный проект Йоко Оно,заслуживший в ходе турне мировую известность.

Кураторы выставки – Иосиф Бакштейн (комиссар Московской биеннале, директор Института современного искусства, Москва) и Филип Додд (директор Института современного искусства, Лондон).

"Одиссея таракана" – принимающая форму развернутой театральной мизансцены инсталляция – своего рода опыт таракана, путешествующего по огромному мегаполису. Более того, как следует из рецензии в "Time Out Нью-Йорк", это "фантасмагоричное путешествие во времени – особенно, по прошлому XX веку".

В проекте "Одиссея Таракана" цветные фотографии во всю стену, размером с рекламный щит, изображают суровые уличные сцены – кровавое убийство, дом, разрушенный бомбежкой, голодающего ребенка. Огромные гротескные объекты: шестифутовая урна для мусора, заполненная обломками гипсовых тел, неправдоподобно большая модель человеческой мышеловки, сотни старых выброшенных туфель, владельцы которых давно забыты, – транслируют тот же драматический сюжет. На гигантском письменном столе, оклеенном картами мира, разложены каталожные карточки с цитатой из речи Германна Геринга на Нюрнбергском процессе: "В конечном счете, политику страны определяют ее лидеры, – произнес рейхсмаршал, – это всегда просто – повести за собой людей, будь то демократия, фашистская диктатура, парламент или коммунистическая диктатура... Все, что от вас требуется, – сказать им, что на них напали".

Описывая генезис проекта, Йоко Оно говорит:

"Я решила один день побыть тараканом и взглянуть на то, что происходит в городе, его глазами. Поскольку мы с легкостью говорим, что Нью-Йорк – культурный центр нашего общества, я сняла здесь разные кадры городских окраин, представив их с точки зрения таракана. Посмотрев на мир глазами другой сильнейшей расы, мы можем исследовать ту подлинную реальность, которая возникает в наших мечтах и ночных кошмарах. Приглашаю вас присоединиться ко мне в этой одиссее".

Йоко Оно о проекте "Одиссея таракана":

"ХХ век стал веком, в котором жестокость человеческих экспериментов достигла своего предела. В предыдущие столетия нам требовался предлог для того, чтобы убивать друг друга, из самозащиты или ради выживания. В двадцатом веке человечество стало достаточно мудрым, чтобы не быть столь беспощадным. И все же, сильная потребность в жестокости друг к другу, пришедшая к нам из прошлых веков, проявляется снова и снова. Фактически мы породили самый варварский век в истории человечества. И человеческий род страдает от его последствий.

Мы хотели видеть женщин худыми, как люди, которых мы вынуждаем голодать. Мы разрушили наши семьи, отгородившись от других членов семьи мысленно, эмоционально и подчас физически. Мы начали плохо обращаться со своими детьми, игнорируя их и позволяя им отдаляться от нас. И дети покинули нас. Минутами покоя мы наслаждались со страхом и сомнением. Любовь стала временной, ее встречают со сдержанным цинизмом.

В действительности, мы истощены: и мысленно, и эмоционально. В данный момент мы настолько погрузились в нами же созданную психодраму, что не можем больше видеть реальность иначе, чем под влиянием разного рода пропаганды".

Йоко Оно, художница и композитор, родилась в 1933 году в Токио, Япония. Ее считают одним из основоположников концептуализма: идеи, заложенные в работах и перформансах Йоко 1960- 1962-го годов, имели серьезное влияние на формирование группы "Флуксус" (1961). Ее акции и аудиоработы начала 1960-х стали основой для дальнейшего развития музыки и исполнительского искусства второй половины XX века.

Выставка Йоко Оно "Yes" – масштабная ретроспектива, организованная Японским обществом Нью- Йорка в 2000 году – была представлена в семи музеях Северной Америки, экспонировалась в Samsung Museum в Сеуле и затем совершила тур по пяти музеям Японии, начавшийся с Mito Art Tower.

Йоко Оно участвовала в Венецианской Биеннале 2003 года; ее персональные выставки и инсталляции представлены в Museum Kampa, Прага, и в Детройтском Институте Искусств. Также художница регулярно принимает участие в основных групповых выставках по всему миру: в Токийском центре Mori Art Center, в центре Tate Liverpool, Ливерпуль, в музее Балтимора (США), в Музеях современного искусства Монреаля, Токио, Осло и Парижа, etc.

Организатор выставки Йоко Оно в Москве – Фонд содействия развитию культуры "Русский век".

Фонд "Русский век" – недавно организованный фонд поддержки культуры. За прошедший год Фонд принял участие в нескольких культурных проектах: Фонд поддерживает Школу-студию МХАТ, Театральную компанию Евгения Миронова (спектакль "Фигаро" в постановке Кирилла Серебренникова), ГМИИ им. А.С.Пушкина – при участии Фонда состоялись выставка коллекции акварелей Максимилиана Волошина, переданной в дар Музею Михаилом Барышниковым, и выставка "Встреча с Модильяни". Благодаря поддержке Фонда стало возможным проведение Основного проекта Московской Биеннале 2007 в Башне Федерации.

Соорганизатор выставки Йоко Оно в Москве – ЦУМ.

Сегодняшний ЦУМ – единственный в России department store, полностью соответствующий лучшим мировым аналогам, образец нового стиля жизни и философии современности. Представляя все наиболее влиятельные марки моды, ЦУМ формирует и воспитывает вкусы, транслирует актуальные творческие идеи, обозначает новые тенденции. Весной этого года ЦУМ стал площадкой проведения экспозиций Второй Московской биеннале современного искусства. Творчество актуальных художников и самые модные дизайнерские коллекции создали особое пространство, насыщенное энергией современности. Выставка специального гостя Московской биеннале Йоко Оно может состояться только здесь – в "Центральном. Универсальном. Модном".

3.4 Выставочная политика IKEA

Сеть магазинов Ikea, являясь по сути своей торговой организацией с разветвленной сетью точек по всему миру, позиционирует себя больше как выставочное пространство. В действительности, на мой взгляд, эта позиция имеет право на существование, поскольку интерьер магазинов представлен таким образом, что покупатель, решая, что ему приобрести, уже видит готовый вариант, например такой, как представлен на фото: мы видим, что в помещении, в данном случае спальной, все представлено таким образом, буд-то сам хозяин (или хозяйка) только что ненадолго отлучились, приглушенный вечерний свет, кипа журналов, полки, уставленные книгами, одна из которых открыта на нужной странице, будильник, мягкий коврик на полу, небрежно сдвинутые подушки, словно хозяева только что собрались на них уютно устроиться и провести приятные часы за чтением перед сном. Нет четкой упорядоченности, которая обычно редко наблюдается дома – например книги в книжном шкафу уложены по-разному, некоторые не поместились в самом шкафу и их разместили сверху.

Попадая в такой интерьер, сложно избавиться от ощущения, что ты находишься дома, а не в магазине, при этом, всё представленное здесь имеет свою цену, все это можно приобрести и соорудить что-то похожее у себя.

И, не останавливаясь подробно на всех типах интерьеров, представленных в магазинах Ikea, отметим лишь, что их великое множество

– это и гостиные, и кухни, столовые, ванные комнаты, даже кладовки, мастерские, и подсобные помещения. Казалось бы, Ikea продумала всё - даже для старенького балкона можно придумать замечательный интерьер. Почему я считаю, что организация торгового пространства в данной торговой сети сродни рыночной?

Как было подробно рассмотрено в соответствующей главе, создание экспозиции выставки состоит из ряда этапов, а именно -

· подготовительный, начальный этап, когда определяется объект музеефикации, формируются основные принципы, ведущие идеи музея.

Что происходит в исследуемом нами пространстве магазина – преследуя совершенно иные цели, чем музеи, организаторы данного процесса, по сути, делают то же самое - имеющееся пространство готовят для предстоящей экспозиции, с целью, соответственно, повышения продаж.