Смекни!
smekni.com

Богородице-Рождественский Саввино-Сторожевский монастырь (стр. 4 из 5)

И

стория второго обретения святых мощей Сторожевского чудотворца весьма любопытна. В советскую эпоху они тайно хранились в благочестивой православной семье, особо почитавшей преподобного Савву. Михаил Михайлович Успенский – заслуженный художник РСФСР, происходящий из известной московской семьи. Его отец, Михаил Васильевич, профессор медицины, – основатель первой в Москве отоларингологической клиники. Михаил Михайлович приходится племянником писателю Николаю Успенскому и внучатым племянником Глебу Успенскому. Супруга его Софья Дмитриевна – дочь купца 1-й гильдии Дмитрия Лепахина, владельца шоколадной фабрики.

После свадьбы (случившейся почти сразу после революции) молодожены уехали из неспокойной столицы в Звенигород, где в 1920 году родился у них сын, нареченный Саввой в честь преподобного. В Звенигороде бывала у них Анастасия Ивановна Цветаева с сыном Сережей, страдавшим заболеванием легких. В 1920-е годы Михаил Михайлович, в то время сотрудник Государственного Исторического музея и член областной комиссии по охране памятников, был приглашен на Лубянку. Вызвавший его сотрудник, указав на блюдо, на котором лежало нечто, укрытое материей, велел передать его в музей. Относительно укрытого материей этот человек сообщил, что это останки Саввы Сторожевского, и просил поместить их «куда сочтете нужным». По тону было ясно, что он советует спрятать мощи в надежное место.

Хранить «предметы культа» в те времена было смертельно опасно. Сначала Успенский прятал святые мощи дома, но потом, уложив их в полотняный мешочек, помещенный в специальный сосуд с плотной крышкой, зарыл в саду на даче. После пожара, уничтожившего дачу, Михаил Михайлович перевез мощи преподобного в свою московскую квартиру. За три года до смерти, беспокоясь об их судьбе, он обращался к отцу Евлогию, на тот момент эконому Троицу-Сергиевой лавры (ныне – архиепископ Владимирский и Суздальский), с вопросом, как быть с мощами, Но тогда сделать что-либо не удалось, и на смертном одре Успенский просил исповедавшего и причастившего его священника передать святыню отцу Евлогию. Ситуация в стране вскоре поменялась, и святые мощи преподобного Саввы Сторожевского были переданы Церкви, в московский Свято-Данилов монастырь. Случилось это при Патриархе Пимене, который особо почитал Сторожевского святого. Нахождение ковчежца с мощами преподобного именно в Свято-Даниловом монастыре вполне закономерно: Савва Сторожевский издавна считается – вместе с Даниилом Московским – небесным покровителем Москвы и москвичей.

А в 1998 году, к юбилею Саввиной обители, к которому было приурочено возвращение преподобного в родной монастырь, отреставрировали уникальный иконостас Рождественского собора, обновили стенные росписи, отлили и подняли на звонницу первые 10 колоколов. По старым образцам была воссоздана рака для мощей преподобного и восстановлен его скит.

Само празднование началось 22 августа 1998 года в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря, где с 1985 года хранились мощи святого подвижника. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II с собором архипастырей отслужил Божественную Литургию и молебен, после чего ковчежец с мощами под колокольный звон и молитвенное пение был пронесен крестным ходом через Святые врата монастыря и отправился в путь в сопровождении колонны автобусов и автомобилей.

В Звенигороде у храма святого благоверного князя Александра Невского колонна остановилась, и крестный ход продолжился. Жители воспринимали возвращение своего небесного покровителя и заступника как Божью милость, явленную Звенигородской земле. Под несмолкающий колокольный звон многотысячный крестный ход подошел к Святым вратам обители, из которых вышел Святейший Патриарх, принял ковчежец со святыми мощами и внес его в монастырь. После положения ковчега в раку в Рождественском соборе началось праздничное Всенощное бдение.

В Саввино-Сторожевском монастыре произошли одни из первых столкновений защищавших святыни людей с распоясавшимися представителями коммунистической власти.

В середине мая 1918 года у монастырских стен произошло знаменитое убийство Макарова, явившегося в обитель в сопровождении других большевиков для конфискации хлеба и составления описи монастырского имущества. По звону колокола простые люди, в основном крестьяне, собрались у северного входа в монастырь – Макаров подходил к обители со стороны монастырской гостиницы, в которой он расположился в качестве коменданта. Когда большевики потребовали у наместника иеромонаха Макария (Попова) ключи от монастырской ризницы, тот отвечал, что с благословения архиерея не может сдать монастырское имущество. При более настойчивом требовании крестьяне встали на защиту обители. Взаимное ожесточение усилилось настолько, что завязалась драка, в которой Макаров был убит, а сопровождающие его большевики ранены; один из них скончался по дороге в больницу. После расправы над большевиками люди двинулись в город для свержения власти советов в уезде. Вскоре прибывший отряд подавил это выступление.

«Я слышал, что накануне или даже в тот же самый день в Саввино-Сторожевской слободе священник Державин на сходке на коленях и со слезами просил крестьян защитить монастырь и преподобного Савву от большевиков… В селениях и Посаде агитировали, что по первому набату необходимо собираться в монастырь», – эти показания свидетеля, а но сути одного из виновников случившегося, отца комиссара Макарова, легли в основу обвинения против арестованных священнослужителей и большой группы мирян. Жертвами беспорядков оказались три человека: убитый комиссар Макаров, а также сильно избитые милиционер Ротнов и секретарь сельского совета Соколов.

Показания участников и свидетелей на допросах сильно различались по главным пунктам, но относительно повода для недовольства и возмущения верующих мнения сходились. Накануне событий, 14 мая, прихожанам стало известно, что по дороге с мельницы был перехвачен отец комиссара Макарова с мукой, смолотой из зерна, ранее конфискованного в монастыре во время обыска. Факт использования комиссаром служебного положения вызвал сильное возмущение в крестьянской среде. На сходе была избрана комиссия с участием представителей власти, которой поручили расследование факта хищения зерна из монастыря.

По окончании расследования стало ясно, что обнаруженная мука действительно смолота из монастырского зерна. Это возмутило крестьян. Согласно показаниям одного из свидетелей, толпа, возмущенная против Макарова, направилась в монастырь, чтобы проверить имущество обители, ранее описанное комиссаром, а заодно сместить его. Свидетель отмечал особо, что поначалу враждебного отношения к Макарову не было.

Дальнейшие события освещались по-разному. Свидетель-милиционер, член избранной на сходе комиссии, рассказал, что когда они 15 мая пришли в монастырь для проверки описанного имущества, то там уже собралась большая толпа, которая сразу же обезоружила его и комиссара, причем вооруженные «конфискаторы» при этом не сопротивлялись. Переломный момент, после чего произошло кровопролитие, многие свидетели и участники событий связывали с началом набатного звона в монастыре. Он сразу же наэлектризовал уже возбужденную толпу, в монастырь начал сбегаться из деревень народ. Далее события развернулись с такой быстротой, что на допросах многие не смогли объяснить, что же стало видимой причиной избиения представителей власти. Единственное, что подтверждали все, – толпа была неуправляемой.

Во время следствия появились вовсе фантастические «показания», не подтвержденные пострадавшими милиционерами, но очевидно инспирированные чекистами. Так, утверждалось, что толпа захватила цейхгауз и вооружилась (очевидно, кому-то необходимо было списать на беспорядки пропавшие из цейхгауза ружья).

Расследование проводил следователь Шпицберг, тот самый, который позже будет вести «дело церковников». А осужденный по «делу церковников» профессор Кузнецов на этом процессе старался помочь обвиняемым. Кроме прочего, он обращался в Наркомюст с просьбой о замене следователя, утверждая, что Шпицберг всюду обнаруживает свою ненависть к религии, особенно к монастырям, и открыто оскорбляет религиозные чувства православного народа.

Осенью 1918 года дело рассмотрели в ревтрибунале. Ревтрибунал счел, что мятеж был не случайным, а хорошо организованным выступлением с целью свержения советской власти. Иеромонах Макарий и отец Василий, как главные виновники мятежа, были подвергнуты бессрочному тюремному заключению, а непосредственные участники избиения комиссара – расстреляны. Часть крестьян, напавших на милиционера и секретаря сельского совета, приговорили к десятилетним срокам.

Прошло уже более десяти лет с того момента, как верующие отметили 600-летие обители преподобного Саввы Сторожевского. И иноческая жизнь вернулась в обитель. В конце XX века это воспринималось как чудо.

О

битель была возвращена Церкви в 1995 году, тогда же были совершены первые после долгого перерыва богослужения. С тех пор в «доме Пречистой на Сторожах» в полной мере возродилась монашеская жизнь, обитель стала Патриаршей ставропигией. На сегодня в монастыре и в скиту живут около 70 насельников. Вновь устремились сюда паломники, монастырь стал одним из трех самых посещаемых общероссийских святынь. Ежегодно он принимает более полумиллиона гостей.

Полностью отреставрированы Рождественский собор, Троицкий храм, стены с башнями, братские корпуса, дворец Алексея Михайловича и часть гостиниц. Многим зданиям возвращен вид более древний, нежели имели они накануне разорения. Продолжается реставрация Трапезной палаты, Преображенской церкви, Саввинского скита. Восстановлены легендарная звенигородская звонница и башенные часы на колокольне. Практически все колокола (кроме часового) пришлось отливать заново. В Малом келейном корпусе разместились покои Патриарха.