Смекни!
smekni.com

Жизнь и творчество С. Эрьзи в контексте диалога культур 20 века (стр. 6 из 8)

6. После освобождения Эрьзю мобилизовали в армию. Он четыре года прослужил рентгенологом в челюстном лазарете в Польше. Также изготавливал для раненых протезы носов из каучука. Один солдат, которому не понравился нос, чуть было не убил мордовского гения. Зимой на морозе лицо пациента покраснело, а нос остался белым - это привело раненого в ярость.

7. В 1919 году Эрьзя был назначен директором школы искусства в Екатеринбурге. Через три года Москва прислала группу крайне революционных художников, которые отстранили скульптора от руководства и уничтожили все собрание картин, в том числе его полотна.

8. В 1926 году Эрьзя выехал с выставкой скульптур в Париж. Газета французских коммунистов «Юманите» назвала его вторым Роденом. Мастер не вернулся в СССР после командировки. Поиски материала - дерева кебрачо и альгарробо - привели его в Аргентину, где он прожил 24 года.

9. В 1947 году Эрьзя предложил советскому правительству организовать в Москве музей своих скульптур. Через несколько месяцев он получил приказ немедленно выехать в Москву. По окончании сборов выяснилось, что пароход уже ушел. Советский посол заверял, что отправка пройдет незамедлительно, но в ожиданиях прошло два года. Кончились деньги, мастер не мог продавать свои работы, поскольку все они были оформлены в собственность СССР. Хозяин дома в Буэнос-Айресе через суд выселил Эрьзю за неуплату долгов. Мастер уговорил отсрочить «приговор», обещая заработать денег на новой выставке. Как только он распаковал скульптуры, из Москвы пришло распоряжение немедленно грузиться на пароход для отправки в СССР.

10. В ноябре 1950 года Степан Эрьзя прибыл в Москву и понял, что здесь его никто не ждет. В комитете по культуре Совнархоза его работы нашли «не советскими». Признания в Советском Союзе мастер добился лишь спустя четыре года…."

Степан Эрьзя - наша национальная гордость. Сотрудники Мордовского республиканского музея изобразительных искусств, который в последние годы носит имя скульптора, стараются бережно хранить его уникальные произведения и пропагандировать его творчество.


2.3Ознакомление младших школьников с основами изобразительного искусства на примере анализа программы Б.М. Неменского

Главное - воспитать с детства вкус, понимание и жажду общения с подлинным искусством, высокую эстетическую взыскательность и самостоятельность суждений. Анализируя программу под руководством Б.М. Неменского, можно смело сказать, что эта книга знакомит с опытом педагогов, достигших наиболее успешных результатов в освоении первой ступени программы "Изобразительное искусство и художественный труд" для общеобразовательной школы.

Основным показателем педагогической эффективности методики является формирование познавательного интереса детей к искусству, творческой активности, бережного отношения к памятникам культуры, понимания роли искусства в жизни общества, т.е. духовное развитие учащихся.

Методика каждого урока раскрывает особенности организации процесса воспитания, окружающей среды и искусства, руководства практической деятельностью, грамотного решения урока, обусловленного привлечением литературных и музыкальных произведений, характером взаимосвязи воспитания и созидания.

Во многих школах России выделено 2 часа в неделю на преподавание ИЗО, поэтому учителя по своему усмотрению могут каждую тему творчески интерпретировать, расширяя количество знаний в рамках учебно-воспитательных задач, названных в программе, с целью более основательного освоения учащимися художественных знаний, умений и навыков.

1 класс. «Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя»

Цель уроков ИЗО в 1-м классе - приобщить детей к наблюдению за окружающей действительностью, развивать важнейшие для художественного творчества способности, т.е. умение видеть жизнь глазами художника.

Практическая деятельность ребенка направлена отражением, доступным для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира. Педагог рассказывает детям о том, что вся творческая деятельность художника построена на собственных наблюдениях окружающей жизни.

Работа с детьми показала, что рисунки должны выполняться на различных форматах листа, т.к. выбранный формат напрямую зависит от художественной техники, в которой выполняется рисунок. Если для работы с техникой живописи лучше использовать большие листы бумаги, то для рисунков, выполненных в графических техниках (карандаш, тушь, восковые мелки) больше подходят небольшие форматы. Для выполнения работ в объемной пластике учащиеся применяют такие материалы, как глина, пластилин, пластика, при конструировании и аппликации - бумагу, картон, клей и т.д. Каждая художественная техника в той или иной степени развивает у ребенка разные области руки, предплечья и пальцев. Так, например, тонкая работа учит лучшей координации движений, лепка развивает пальцы, а задания, выполняемые в живописной технике, способствуют большей свободе и раскованности всей руки. Лучшему освоению пространства, объема, глубины способствует работа с такими материалами, как пластилин, глина и бумага (объемное моделирование). Дети этого возраста с большим успехом передают движения в осязаемом объеме, нежели на плоскости листа. Поэтому необходимо чередовать один вид деятельности с другим.

У всех детей с момента возникновения стремления к разнообразным видам деятельности необходимо формировать художественное начало, что является предпосылкой продуктивного творчества.

При демонстрации приемов работы с различными художественными материалами педагог, делая на доске или на большом листе бумаги крупные рисунки, не должен придавать им какой-то характер, т.к. это неизбежно повлечет за собой механический повтор.

Очень важно демонстрировать учащимся приемы работы с пластичными материалами (пластилин, глина, бумага при моделировании), в которых образ рождается непосредственно на глазах у них. Это учит детей свободному владению различными материалами, оставляя за ними право творческого выбора.

Характер построения программы позволяет общаться с другими видами искусства (музыкой, литературой, вызывая при пластическом воплощении в рисунке, скульптуре и конструировании адекватные образы).

Много внимания в 1-м классе уделяется организации рабочего места, приемам работы с красками при использовании палитры, и даже таким, казалось бы, второстепенным и техническим моментам, как открывание и закрывание красок, уборка рабочего места и т.д.

2 класс. «Ты и искусство»

Урок изобразительного искусства во 2-м классе состоит из нескольких этапов. В начале урока параллельно с объяснением новой темы демонстрируются слайды и репродукции художественных произведений, учебные таблицы, детские работы и другие материалы.

В процессе восприятия детьми зрительного ряда педагог организует обсуждение той или иной темы. Это могут быть диалоги или монологи, во время которых дети высказывают оценочное суждение по поводу увиденного.

Один из ведущих моментов урока - выполнение детьми творческого задания.

Заканчивается урок подведением итога, которое по усмотрению учителя может включать либо ответы на вопросы, либо демонстрацию результатов творчества детей. Домашнее задание можно объяснить как в момент изложения новой темы, так и в конце урока.

В 1-й четверти педагог знакомит школьников с разнообразными живописными, графическими и пластическими материалами. Дети должны научится свободно пользоваться красками.

Во 2-й четверти педагог в игровой форме знакомит учащихся с «Мастером изображения», «Мастером украшения» и «Мастером постройки». Школьники получают отчетливые представления о природных истоках творчества и о роли в этом творчестве фантазии человека и его воображения.

В 3-й четверти учащиеся узнают о том, что в каждом художественном произведении человек запечатлевает прежде всего свои чувства и мысли, свое отношение к изображаемому. Задания четверти строятся с целью осмысления всей деятельности человечества, как выражение отношения художника к различным явлениям жизни.

В 4-й четверти задания школьников расширяются знакомством с тем, как «говорит искусство». Разнообразные выразительные средства - цвет, линия, объем, ритм - представляются детям как средства художественной выразительности в ИЗО.

Задания учащихся закрепляются созданием собственных произведений.

3 класс. «Искусство вокруг нас»

Программа 3-го класса логически продолжает программу 1-гои 2-го классов. В 3-м классе расширяется круг представлений детей об искусстве и его связи с жизнью. Обучение строится как дальнейший шаг в приобщении детей к окружающей красоте. Если во 2-м классе дети учились наблюдать красоту родной природы, делая первые шаги в представлениях о месте искусства и элементах его языка, то уже в 3-м классе, опираясь на эти знания, необходимо обращать их внимание не только на красоту самой природы, но и на красоту парков, садов, созданных руками человека.

Помочь увидеть школьникам деятельность художника в деле, на улице, в театре, в музее, познакомить с ней, дать возможность что-то сделать собственными руками - цель программы 3-го класса.

Тема этого года продолжает формирование патриотических чувств ребенка (родное село, город, и т.п.) Это ведущая нравственная задача.

В заданиях педагог должен осуществить дальнейшее освоение ребенком изображения (линия, цвет), конструкции (композиция, моделирование).

В 3-м классе дети знакомятся с широким кругом проявлений искусства в окружающей жизни, связанных с ДПИ, архитектурой и дизайном. Выполнение задач 3-го класса должно укрепить заложенный фундамент отношения ребенка к искусству, понимание того огромного места, которое занимает искусство в окружающей жизни.

Интерес к искусству, к труду художников, стремление к поиску все новых и новых проявлений искусства в жизни помогут освоению программы 3-го класса.