Смекни!
smekni.com

Культура России во второй половине XIX века (стр. 2 из 5)

В 1881 г. Александром Федоровичем Можайским офицером русского военно-морского флота, был запатентован первый в мире самолет его конструкции. Главный вывод его трудов-идея о неподвижности крыльев относительно корпуса. Многие идеи А.Ф. Можайского легли в основу самолетостроения.

Учитель физики В Калужской гимназии Константин Эдуардович Циолковский опубликовал первую печатную работу о дирижабле. С 1896 года он упорно занимался теорией движения реактивных аппаратов и предложил ряд схем ракет дальнего действия и ракет для межпланетных путешествий. Он по праву считается отцом освоения космоса.

Гениальный русский ученый Василий Васильевич Докучаев создал новую науку - почвоведение. Ученый научно классифицировал почвы. его труд "Русский чернозем" до сих пор остается классическим в мировой науке изучения почв.

В области общественных наук нашла отражение острая борьба различных течений. Революционные демократы Н.Г.Чернышевский, А.П. Щапов, Г.А. Лопатин, П.Л. Лавров критиковали попытки оправдать существования самодержавия, угнетения народа.

Сергей Михайлович Соловьев создал капитальный многотомный труд "История России с древнейших времен", где по-новому осмыслил историю Отечества.

Николай Иванович Кареев русский историк, изучавший проблемы всемирной истории. Особую известность ему принесли работы по аграрной истории Франции второй половины 16 века., и по истории Великой французской революции.

В 60-е годы 19 века сложилась литературно - философское течение, которое получило название "почвенничество". Его главными представителями, проповедовавшими православное миросозерцание и идею самобытности и особой исторической миссии России, стали А.А. Григорьев, Н.Н.Страхов, Ф.М. Достоевский.

Одним из видных членов кружка "почвенников" был Николай Николаевич Страхов. Взгляды журналиста и философа отразились в его книгах "Мир как целое", "Борьба с Западом в русской литературе", "Из истории русского нигилизма". После смерти А.А. Григорьева и Ф.М. Достоевского, он подпал под влияние Л.Н. Толстого.

Я думаю наиболее видной фигурой "почвенническом" кружке, его организующим центром был писатель Федор Михайлович Достоевский. Он внес немалый вклад в историю русской философской мысли. Свои философско-мировозренчиские позиции он выразил не толко в "Дневнике писателя" (серии оригинальных философских эссе), но и в литературных произведениях, таких ка "Братья Карамазовы", "Бесы", "Идиот" и другие.

Основные идеи "почвенников" были выражены на страницах журналов "Время" и "Эпоха" издаваемых братьями Достоевскими. В этих журналах сотрудничили все представители этого течения.

Оценивая роль и значение "почвенничества" в истории русской культуры, религиозный философ В.В. Зеньковский заметил, что оно стало началом "нового периода в истории русской мыслит" - периода расцвета праваславного миросозерцания.

2. Вклад русской литературы и исскуства в мировую культуру

Господствующим направлением в русской литературе и искусстве был критический реализм. Обличение крепостничества, его пережитков в жизни и в сознании, показ пороков нового буржуазного общества были ведущей линией прогрессивной литературы и демократического искусства. Каждый крупный писатель и прежде всего такие гиганты, как Л.Н Толстой, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, М.Е. Щедрин, А.П. Чехов, изобразили целые пласты жизни со всеми ее радостями и печалями, но каждый по-своему, через призму своего восприятия.

В тематическом многообразии художественной литературы России этого периода выделяются произведения о народе, прежде всего о крестьянстве. "Пора прекратить любезничанье с народом",- провозгласил в 1860 г. Н.А. Добролюбов. В произведениях писателей народнического направления, пешком исходивших целые губернии, - В.А. Слепцов, Н.Н. Златовратского, Николая и Глеба Успенских предстают живые люди, разные типы крестьян без всякой идеализации.

Еще более развенчание простого хозяйственного мужика, превращающегося по примеру Разуваевых и Деруновых в хищника, дает сатира Салтыкова-Щедрина. Он показал, что хозяйственного мужика до мироеда "один только шаг". Настоящего мужика, подлинный тип русского крестьянина дал Л.Н. Толстой. Начиная от "Казаков" и Платона Каратаева в "Войне и мире" до последних произведений, Л.Н Толстой больше обращал внимание не на быт,а на сознание, психологию крестьяниа, на его духовное состояние.

Купные писатели постоянно затрагивали самые жиотрепещущие, самые глубные темы, но острие направлялось на критику те условий жизни, которые обрекали наро на одичание, нищету, безграмотность, ф лучших представителей интеллигенции заставляли мучительно задумываться о том, как из этого положения. Эти искания гениально передал Ф.М. Достоевский в романах "Братья Карамазовы", "Бедные люди", "Идиот" и другие.

По-моему мнению русская литература давала ответы на самые жгучие вопросы жизни, а иногда самой постановкой вопросов ("Кто виноват?", "Что делать?", "Много ли человеку земли нужно?") заставляла задумываться о жизни, о людях, о себе. Огромное дело делала вся российская литература, поднимая культуру народа, прбуждая лучшие чувства, славя свободу, призывая к добру и милосердию.

В художественной жизни России пореформенного периода ярко выделяются два крупных созвездия талантов, центрами которых были Товарищество художников-передвижников и "Могучая кучка" композиторов. Новые веяния в искусстве были стихийными.

Первым сформулировал основные задачи передового искусства Н.Г. Чернышевский в 1855 г. в своей магистерской диссертации "Эстетические отношения искусства к действительности", явившейся настоящим событием в развитии эстетической науки.

Вторая половина 19 в. стала выжным этапом в развитии русского изобразительного искусства. Этот период часто характеризуют как "расцвет русского искусства". Оно стало подлинно великим, активно вторгаясь в жизнь и отражая ее, или решая проблемы, поставленные временем. В русской живописи существовало два основных направления, которые принято называть "академическое", выражавшее дворянско-буржуазные взгляды, и "передвижническое", т.е. демократическое.

Академия художеств, в стенах которой и разгорелся спор, была создана в середине 18 века. За многие годы своего существования она воспитала большое число знаменитых русских художников, среди которых О.А. Кипренский, К.П. Брюллов, А.А. Иванов, П.В. Басин и многие другие. Яркими представителем академической школы живописи во второй половине 19 века стал исторический живописец Г.И. Семирадский, принимавший участие в росписе храма Христа Спасителя.

Началом перелома в живописи послужили выставки в Академии художеств в 1860 и 1861 гг., и прежде всего картины В.Г. Перова "Приезд станового на следствие", "Сельский крестный ход на Пасхе" и другие. По поводу выставки 1861 г. крупный художественный критик В.В. Стасов писал: "Наше искусство наконец принялось за свои сюжеты, за свое содержание, за свои задачи... перемена очень чувствительна: в ней нельзя сомневаться, ею теперь повеяло сильно".

В 1863 г. в стенах Академии художеств произошел знаменитый "бунт четырнадцати". Лучшие выпусники решительно отказались от конкурса на золотую медаль, порвали с академией и создали художественную артель. Старшиной и идейным руководителем артели был И.Н. Крамской. Товарищи считали его и П.М Третьякова самыми компетентными художниками.

К концу 60-х гг. новые эстетические идеи так завладели умами русских художников, что появилась потребность в создании новой, более широкой, чем Петербургская артель художников, организации, которая бы Объединила художников реалистов всей России, Так возникла идея учреждения Товарищества передвижных выставок, предложенная Григорием Григорьевичем Мясоедовым.

В 1870 г. в Петербурге было создано Товарищество передвижных художественных выставок на кооперативных началах. Товарищество организавало выставки в Петербурге и в Москве, после чего они показывались в Киеве, Одессе, Риге, Казани, Кишеневе и других городах. Товарищество приевратилось в центр художественной жизни России, значительно потеснив Академию художеств. Товарищество многим было обязано критику В.В. Стасову и П.М. Третьякову. Большое значение для Товарищества и для развития русского искусства имела собирательная деятельность П.М. Третьякова, создавшего одну из лучших в мире по своему богатству и значению национальных галерей. Третьяков сделал свою галерею картин публичной. В 1892 г. она была передана в дар Москве. К этому времени галерея Павла Михайловича Третьякова насчитывала около 2 тыс. картин. Торжественное открытие галереи состоялось 16 мая 1893 года.

Расцвет передвижных выставок приходился на 70-80-е гг. 19 века. Всего было устроено 48 вытавок. Исскуство передвижников развивало критический реализм. С демократических позиций оно правдиво изображало жизнь, прославляло величие народа.

Выдающимся русским художником, достигшим в своем творчестве высочайших вершин, бал И.Е. Репин. В 1871 г. огромный успех выпал на долю его картины "Бурлаки на Волге", о которой Стасов писал: "Художник со смелостью, у нас беспримерной, окунулся с головой во всю глубину народной жизни, народных интересов, народной, щемящей действительности".

Я считаю в исторической живописи ведущее место занимали картины одного из самых крупных художников 19 в. В.И. Сурикова, который внес огромный вклад в ее развитие. Он глубоко изучал историю, жизнь и быт русского народа. В его картинах изображены важнейшие исторические события. В его картине "Богатыри" символическипоказаны сила и мощь русского народа, его мужество и готовность дать отпор.

В жанре бытовой (жанровой) живописи передвижники затронули самые острые темы действительности. Талантливый художник Владимир Егорович Маковский в картинах "Крах банка", "На бульваре", " Не пущу!" и других отразил быт новой, капиталистической России. Социальные мотивы нашли отражения в картинах В.Г. Перова "Проводы покойника", "Тройка", "Чаепитие в Мытищах", Н.А. Ярошенко "Кочегар", "Всюду жизнь", В.М. Максимова "Семейный раздел", Г.Г. Мясоедова "Земство обедает".