Смекни!
smekni.com

Культура России во второй половине XIX века (стр. 5 из 5)

"Отцом латышского театра" называют Адольфа Алунана.

Культура народов Кавказа во второй половине 19 века тоже испытала благотворное влияние общественного подъема в стране. В грузинской литературе выдающуюся роль сыграл Илья Григорьевич Чавчавадзе-крупнейший поэт, беллетрист, драматург, переводчик. Вместе с писателями-соратниками Акакием Ростомовичем Церетели и Георгием Церетели Чавчавадзе принадлежал к направлению революционных демократов, высоко ценил произведения Белинского и Чернышевского, Пушкина и Толстого. Я считаю, что русская культура оказала большое, руководящее влияние на путь Грузинского развития, оказало воздействие на то, что сотовляло духовную силу, сознание, мысль грузинской культуры. В конце века на литературное поприще вступил еще один замечательный грузинский поэт и писатель Важа Пшавела, автор более 30 поэм, многих стихов.

Еще 1851 г. в Тифлисе был открыт оперный театр с русской труппой. С 80-х гг. в нем ставились оперы Глинки, Чайковского, Римского_корсакова и другиз композиторов. Было создано отделение Русского музыкального общества и регулярно проводились концерты симфонической музыки. В эти же годы композитор Мелитон Антонович Баланчивадзе создал первую грузинскую оперу "Коварная Тамара". М.А. Баланчивадзе вместе с Д.И. Аракишвили стали основоположниками грузинского романса. Одной из известных грузинских опер является "Абесалом и Этери", написанная Захарием Петровичем Палиашвили.

На основе поэтической легенды о любви царевича Абесалома и крестьянской девушки Этери.

В Тифлисе возник национальный грузинский профессиональный театр. На его сцене шли пьесы И. Чавчавадзе, А. Церетели, русских и зарубежных классиков.

В армянской литературе роль великого просветителя своего народа сыграл Микаэл Набландян-философ-материалист, поэт и критик. Он многое сделал для развития армянской литературы и искусства.

Основой для развития армянского театра стала драматургия Г. Сундукяна. В своих комедиях и драмах Сундукян показывал хищничество нарождавшейся буржуазии, власть денег, порождавшую ложь и обман. Первый армянский театр возник в Тифлисе, который был ощбекультурным центром Кавказа. Театр был создан армянским классиком драматургом Сундукяном. Впоследствии армянский театр ставил спектакли в Эриване (Ереване). Новый этап в развитии армянского театра опредедила драиатургия выдающегося прозаика А.М. Ширванзаде. На театральной сцене традиции реализма и жизненной правды утверждал актер и режесер Г.А. Чмышкян. Много для развития музыкального и оперного искусства сделал Армен Тигранович Тигранян, создавший классическую армянскую оперу "Ануш". Основоположником армянской симфонической музыки называют Александра Афанасьевича Спендиарова. Как ученый, музыкальный деятель и собиратель народных песен известен Комистас (С.Г. Согомян)

В Азербайджане основы новой художественной литературы и драматургии заложил крупнейший деятель культуры Мирза Фатали Ахундов. Ахундов сотавил в 70-х гг. новый азербайджанский алфавит. Вместе с ним вел большую просветительную работу публицист и критик, педагог Г. Зардаби, который основал азербайджанский театр сначала на любительских началах, а затем в 90-х гг. набрал профессиональную труппу. Театр ставил пьесы Ахундова и начинавшего свою деятельность крупного писателя, драматурга и революционого деятеля Наримана Нариманова.

Главным итогом культурного подъема в Закавказье было создание национальной ителегенции у всех народов. Возникают различные просветительные и научные общества, отделения общеросийских обществ, музеи, новые училища, гимназии. Издавались газеты и журналы на родных языках не только в Закавказье, но и В Петербурге, и в Москве. Вделе развития просвещения среди армян значительную роль сыграли Лазаревский институт восточных языков в Москве (открытый в 1815 г.) и Нерсеянское училище в Тифлесе. Крупными культурными центрами в этот период, кроме Тифлиса, становятся Баку и Эриван.

Большое влияние на деятельность национальных писателей-просветителей оказывала русская культура. Многие деятели просвещения окончили Петербургский университет и другие учебные заведения в центре страны, были знакомы с русскими писателями, многие деятели русской культуры бывали на Кавказе, начиная с Пушкина, Гибоедова. Крупный деятель грузинской культуры А. Церетели писал: "Есть молодая Россия, с которой мы желаем идти рука об руку не только для осуществлениянациональных, но и общечеловеческих идеалов, которые называются братством, единением, равноправием".

Культура Молдавии испытала благотворное влияние русских писателей, пребывание которых в Кишеневе оставило заметный след и дало толчок развитию демократического напрваления. Молдавская литература испытавала также влияние украинской и румынской литератур. Идеи буржуазного просветительства широко пропагандировали и проводили в жизнь Василе Александри и Михаил Эминеску, писатели-демократы. Жизнь молдавского села талантливо описал в своих произведениях писатель-реалист Ион Крянге.

Кишенев как центр культуры формируется в значительной степени во второй половине 19 века. Здесь также открывается театр, учебные заведения, возникают различные общества.

Развитие просвещения в Средней Азии делало только первые шаги. Хотя на ряду с церковными школами в 70-80-е гг. возникают светские, грамотными в конце века были только около 3 % жителей. В городах Верном, Семипалатинске, Ташкенте, Ашхабаде, Караколе были открыты русско-кахзахские, русско-туркменские и иные школы, но их было мало.

Развитие культур этих народов шло под влиянием, с одной стороны, мусульманской религии, с другой- русской культуры. Большое значение имело использование богатого наследия, отразившегося в народном фольклоре, национальном песенном творчестве народных поэтов-акынов, многие из которых были уже профессиональными певцами и сказателями, сами сочиняли песни и сказы. Тенденции расширения просвещения принесли прогрессивные общественно-политические сдвиги в стране.

Большую роль в развитии казахской культуры сыграли просветитель, востоковед, этнограф и историк Чокан Валиханов и основоположник национальной литературы Казахстана Абай Кунанбаев. Валиханов записал и перевел на русский язык часть народного эпоса "Манас", участвовал в экспедициях, сотрудничал с крупными ученами-путешественниками Семеновым-Тян-Шанским и Потаниным. Он называл казахов "братьями русских по отечеству", видел залог успешного развития казахской культуры в тесном единении ее с передовым лагерем русской демократии. Крупнейший казахский поэт и писатель Абай Кунанбаев создал ряд поэм, написал произведение "Назидание". Он стал основоположником литературного языка и письменной литературы в Казахстане. Его творчество-это энциклопедия жизни казахов конца 19 века. Призыв Кунанбаева к сближению с русским народом имел огромное значение для развития культуры народов Востока. "Для того чтобы избежать пороков и достичь добра, - писал он, - необходимо знать русский язык и русскую культуру. Русские видят мир. Если ты будешь знать их язык, то на мир откроются и твои глаза."

Во второй половине 19 века появились первые сборники казахского фольклора, записанные при участии русских ученых на состязаниях поэтов-акынов.

Вхождение Средней Азии в состав России способствовало быстрому подъему культуры узбекского, таджикского и туркменского народов. Шло активное приобщение народов Средней Азии к русской и европейской культуре. Прогрессивная демократическая литература создается в Узбекистане. Наиболее известными были поэты-демократы Фуркат, М. Мукими и др. Фуркат призывал к сближению с русским народом, к освоению его культуры как средству развития своей национальной культуры. Стали издаваться "Туркестанская газета", книги на узбекском, казахском языке. Переводятся многие книги русских писателей, издавалась литература Востока.