Смекни!
smekni.com

Культурно-досуговая деятельность (стр. 4 из 10)

В разных странах существуют также социальные группы, требующие от организаторов досуга особого внимания и фантазии: работник из отдаленных поселений, вахтовики, военнослужащие, контингент мест заключения и др.

2.3 Культура и этика досуговой деятельности.

Культура индивидуального и общественного досуга связана с системой эталонных норм досуговой деятельности, которые складываются у народа, граждан той или иной страны и которые сопоставимы с совре­менными качествами досуга, этическими принципами рекреационной деятельности. Культура досуга всегда варьируется и зависит от социального слоя, организации (уровень сервиса, учет психологических особенностей разных групп отдыхающих, соблюдение безопасности досуга и др.), а также содержания досуга.

В результате усилий государства, правовых органов, общественных, религиозных организаций, семейного воспитания, которые совпадают с направленностью этнонациональных традиций в этой сфере, в обще­стве складываются представления о желаемом характере досуга, о пред­почтительных занятиях в свободное время, а также о моральных требо­ваниях, которые предъявляются к многочисленным субъектам досуго­вой деятельности, включая и ее организаторов. Эти требования исходят из признания того, что досуг обладает не только индивидуальной, но и общественной значимостью и что никто из граждан не вправе нарушать соотношение этих сторон досуга. К основным субъектам проведения и организации досуга предъявляются одинаково серьезные требования мо­рального, психологического, технологического и правового характера. Все это в свою очередь формирует представление об этике досуговой деятельности.

Под этикой досуга понимаются моральные принципы и духовные ценности, определяющие его цели, функции и в целом поведение чело­века на отдыхе, а также его взаимодействия с окружающими людьми, щадящее отношение к природе. Этика досуга наиболее ярко проявляет­ся в общении людей на отдыхе, в нормах их досугового поведения. Вырабатываются также этические требования к поведению артистов и об­служивающего персонала по отношению к аудитории искусства и посе­тителям досуговых учреждений.

2.4 Виды досуговых занятий, противоречащих традициям, обще­ственному мнению или конфликтующих с законом.

В обществе всегда имеются отдельные представления об отдыхе и развлечениях, которые не совпадают с культурой и этикой досуга, про­тиворечат традиции или даже закону. Например, в некоторых группах распространены досуговые занятия, которые разрушают физическое и духовное здоровье человека (пьянство, употребление наркотиков), ци­ничное отношение к окружающим людям, неумеренное увлечение азарт­ными играми и др.

Таким образом, между общественными принципами, культурно-эти­ческими требованиями проведения досуга, с одной стороны, и конкрет­ными досуговыми занятиями людей, с другой, далеко не всегда существу­ют гармонические связи. Профессиональным организаторам досуга сле­дует в первую очередь руководствоваться законодательно-правовыми регламентациями на этот счет. Вместе с тем нецелесообразно также пре­небрегать национальными традициями, массовыми привычками людей в проведении свободного времени. Этими требованиями особенно важ­но руководствоваться в том случае, когда бизнес транслирует досуговое развлечение из одной страны в другую.

Представления о культуре и этике досуга в разных странах не­одинаковы и даже противоречивы. Например, у некоторых народов мира в досуговом застолье принято употребление вина, алкогольных напитков. Однако существуют традиции и ограничения, которые не позволя­ют формироваться массовым алкогольным пристрастиям. У других же народов не сложились взвешенные рекреационные нормы, поэтому у определенной части людей возникает болезненная привычка к алкоголю, особенно распространенная среди представителей некоторых социальных групп.

Примером неодинакового отношения к одному и тому же досуговому занятию может быть зрелищная форма с использованием животных. В одних, культурах существуют петушиные бои, в других - собачьи. В Испании и Португалии издавна распространенным зрелищем была коррида ­– бой человека с разъяренным быком. Но у многих народов такие развлечения считаются безнравственными как по отношению к животным, так и по отношению к зрителям. Общественное мнение их осуждает, а закон неред­ко запрещает.

3.1 Экономика культуры и ее социальное значение.

В современной экономике формируется обширная область производства, связанная с функционированием и обслуживанием указанных выше сфер и сегмен­тов культуры - повседневных отношений людей, их досуговых заня­тий, системы образования, искусства, информации. Условно эту область так и обозначают - экономика культуры. Но следует помнить, что в этом случае речь идет не о всей масштабной культуре, выступающей историческим механизмом жизнедеятельности народа, а лишь о воспро­изводстве некоторых ее областей и сегментов в системе экономического производства. Все эти области и сегменты приобретают огромное зна­чение в национальной экономике и одновременно стимулируют воспро­изводство национальной культуры по ряду направлений, поддерживая тем самым ее целостное развитие в оперативном режиме.

Таким образом, можно видеть, что назначение той части экономики, которая связана с культурой, досугом, информационными потоками, сво­дится к реализации функций, нацеленных на:

- инкультурацию и социализацию новых поколений;

- поддержание социальных связей и взаимодействий;

- потребности человека в рекреации и самореализации, преимуще­ственно в свободное время;

- духовное развитие (эстетическое, нравственное, религиозное, ин­теллектуальное и др.) как всего общества, так и разных социальных групп, конкретных граждан.

В разных странах существуют многообразные и неодинаковые струк­турные звенья, из которых формируется культурно-досуговая сфера как часть экономики. Чаще всего в нее включены предприятия, выпускаю­щие товары культурного назначения, учреждения культуры и организа­ции, предоставляющие досуговые услуги, фирмы, создающие и трансли­рующие кино-, теле-, радиопродукцию, а также туристские организации, развлекательные центры и т.п.

Экономика и рыночные отношения способны выполнить немало конструктивных функций по отношению к развитию культуры и досуга. Так, в условиях рынка отрабатываются и удовлетворяются более многообраз­ные и дифференцированные досуговые потребности, внедряется новая техника, развиваются более эффективные технологии социального и культурного обслуживания и др.

Вместе с тем рыночные отношения в сфере культуры и досуга име­ют свою специфику, так как они одновременно конфликтуют с сущностью культурного развития. Среди этих конфликтных аспектов есть те, которые связаны с воспитанием новых поколений, с духовным развитием личности, с творческой деятельностью в искусстве, с досугом, с долго­срочными целями и познавательными задачами всего общества. Например, основные издержки рынка по отношению к воспитанию молодежи, искусству, досугу заключаются в его нацеленности прежде всего на при­быль, игнорировании сущности культурного развития человека, художественного творчества, национальной культуры как единого целого.

Рынок во многом остается антидемократичным, порождая соци­альную несправедливость, антидуховность, частично нейтрализуемые государством, общественными инициативами (благотворительностью, самодеятельным творчеством и др.). Поэтому сфера культуры и досуга весьма специфическая область экономической практики, требующая особого внимания, сглаживания противоречий, которые порождаются ее чрезмерной коммерциализацией.

В течение ХХ в. экономизация и коммерциализация сферы культу­ры возрастала во многих странах, что потребовало от общества новых политико-хозяйственных стратегий по отношению к ее развитию. В мире существуют как сходные приемы культурной политики, позволяющие сфере культуры и досуга успешно развиваться в рыночных отношениях (наличие законодательства о культуре и досуге, бюджетное финансиро­вание, налоговые льготы и др.), так и особые традиции, механизмы, сни­жающие издержки коммерциализации культуры.

4. Роль культурной политики и правовых механизмов в развитии досуговой деятельности

4.1 Роль и назначение государства в развитии досуга. В Новое время, и особенно в эпоху Просвещения, в западных странах досуг людей использовался в формировании необходимых качеств гражданского общества. В государственной политике были выработаны приемы, стимулировавшие культурное развитие страны, а позже сформировалась целостная культурная политика с системой мероприятий и законодательно-правовых механизмов, осуществляемых органами власти с целью культурного развития как отдельных групп населения (в частности, де­тей, подростков, юношества), так и всего общества.

Постепенно в странах Западной Европы и Северной Америки появ­лялись законодательные способы регламентации рабочего и свободно­го времени на основе научных рекомендаций о сбалансированном соот­ношении труда и отдыха, а также формировались государственные механизмы развития досуговой деятельности. В обществе помимо народно-трудовых (календарных) и религиозных праздников отмечались общегражданские праздники, связанные с политическими и обществен­но-историческими датами. Это явилось признанием того, что праздничные отрезки времени и досуг населения способны выступать фактором осознания обществом своего национального единства и развивать у лю­дей гражданские чувства.

В наше время культурная политика многих государств мира, а также механизмы государственно-правового регулирования действуют в раз­ных областях досуга в многообразных формах. Одно из важнейших на­правлений культурной политики сводится к предоставлению равного доступа к культурным ценностям представителям всех социальных слоев и групп населения. Перераспределяя финансовые ресурсы, государство своей культурной политикой создает благоприятные условия для того, чтобы представители молодых поколений, а также социально незащищенных слоев (низкооплачиваемые работники, инвалиды, многодетные семьи, пенсионеры) могли в свободное время приобщиться к националь­ному наследию, включиться в творческие занятия, познакомиться с со­временными формами досуга. Обычно государство принимает меры по развитию и регулированию деятельности СМИ, музеев, библиотек, а также спорта, туризма, образовательной системы, направляет усилия на воспитание подрастающих поколений и т.п. Многие аспекты культур­ной политики, включая и политику в сфере досуга, поддерживаются за­конодательной практикой, механизмами правоприменительной практи­ки, общественного контроля, судебного разбирательства.