Смекни!
smekni.com

Культурно-досуговая деятельность (стр. 5 из 10)

Одна из форм государственно-правового регулирования досуга свя­зана с регламентацией деятельности бизнеса в сфере культуры и рекре­ации, домашних и внедомашних занятий населения в свободное время

Объем и формы государственно-правового регулирования домашнего досуга в разных странах неодинаковы. Государственная власть любого государства опирается на традиции, ориентируется на поддержку биз­неса, а также общественных и религиозных организаций, учитывает со­стояние общественного сознания.

В условиях современной урбанистической среды, где жилищный фонд состоит в основном из многоквартирных домов, как правило, вы­рабатываются законы, запрещающие шумное поведение гостей и гром­кую музыку после определенного вечернего часа и по ночам (если это не связано с массовым праздником). В других странах законодательный и общественный запрет на отдельные виды действий или досуговых за­нятий связан с религиозными традициями (как, например, запрет на продажу и распитие алкогольных напитков в ряде мусульманских стран).

В любой стране сфера правового регулирования организации досуга развивается как часть экономики (социокультурный и досуговый сер­вис) и особой разновидности бизнеса (бизнес в сфере культуры, информационного обеспечения, рекреации и т.п.). Организаторы досуговой деятельности опираются на институциональные основы и правовые механизмы, регулирующие предпринимательскую активность, хозяйственную практику в сфере культуры, рекреации и досуга. Законодательные и исполнительные структуры определяют формы собственности в сфере производства культурных продуктов, а также важнейшие прин­ципы экономической деятельности в области социальных и культурных услуг, включая досуговые услуги. Во многих странах приняты общественно-институциональные ограничения на свободу действий потребителей и производителей услуг в условиях отдыха. Таким образом, данные механизмы формируют институционально-правовую основу раз­вития культурной активности и досуговой деятельности граждан.

4.2 Разработка и осуществление национальных проектов в области культуры и досуга. В рамках общегосударственной или региональной культурной политики, а также благодаря корпоративной или обществен­ной инициативе в разных странах осуществляются крупные инновационные проекты в сфере культуры и досуга. Реализация подобных проектов позволяет одновременно не только разрешить многие проблемы экономического развития конкретного региона, но и повысить культурный престиж страны в целом.

В этом деле особенно важна роль властных органов. Именно государственная или региональная власть выступает организатором и спонсором масштабных инициатив в проектировании новых форм культурной активности и досуговых традиций. В некоторых случаях роль государства или местных органов власти не может быть заменена деятельностью бизнесменов, спонсоров. Властные органы обладают широкими возможностями стимулировать разработку проекта, объединить стороны, заинтересованные в его реализации (инвесторов, представителей разных направлений бизнеса и др.), поддержать внедре­ние и дальнейшее развитие данного проекта в общественной практике. Результатом подобного национального проекта в области французского мирового кинематографа стали разработка и проведение Каннского кинофестиваля. Он зарождался в условиях острого недостатки ма­териально-финансовых ресурсов в послевоенной Франции и открылся в 1946 г. в небольшом курортном городе с целью оживить его культур­ную жизнь в период туристских сезонов. С тех пор кинофестиваль проходит здесь каждые два года. Другим примером удачного проекта, осуществ­ленного посредством государственной политики и активности националь­ного бизнеса, может служить создание разветвленной инфраструктуры въездного туризма и социокультурного обслуживания в Турции.

В нашей стране множество культурно-досуговых проектов было ре­ализовано государством в советский период в рамках культурной поли­тики. В современных условиях проектирование и реализация таких про­ектов стало чаще осуществляться не государственными структурами, а региональными властями.

Таким образом, через культурную политику, право вые регуляторы и разные формы надзора общество стремится заключить досуг в право­вое пространство, в рамках которого возможна подлинная рекреация че­ловека. За пределами этих рамок, как правило, рождается конфликт меж­ду личностью и социальным окружением, происходит ее деградация и распад. При этом область досуга остается наделенной большей свобо­дой выбора в сравнении с жестко регламентированной трудовой актив­ностью и непреложными нагрузками в домашнем хозяйстве.


5. Особенности менеджмента культурно-досуговой деятельности

5.1 Общие особенности руководства сервисными предприятиями культуры и досуга.

Говоря о социокультурном и досуговом менеджменте, нельзя ограничиться констатацией: для него характерны те же особенности, что и для менеджмента любой другой области экономики. В культурно-досуговой сфере организационные и управленческие ас­пекты деятельности приобретают весьма заметные особенности, связанные с ролью культурного развития, рекреации в жизни общества и человека.

Работа учреждений и организаций культурно-досуговой сферы в силу своего полифункционального назначения находится в центре общественного внимания в любой стране; к ней проявляет интерес все население. Человек приходит в учреждения культуры и организации досуга с целью найти возможности для внутреннего развития, расширения позна­вательных способностей, развлечений, восстановления физических сил и душевного равновесия. Здесь у него есть определенная свобода выбора занятий теми видами активности, которые нейтрализуют жесткую прагматику профессиональных обязанностей, обыденный характер по­вседневных забот.

Все эти предпосылки порождают в современном обществе массо­вые ожидания рекреационных эффектов, жажду новых впечатлений от досуга. Поэтому диапазон потребительских запросов и предпочтений в этой области гораздо более многообразен, детализирован, эмоциональ­но и субъективно окрашен, нежели в других сферах услуг (бытовых, торговых услугах, услугах связи и др.). Таким образом, характер и на­правленность менеджмента сферы культуры и досуга во многом опре­деляется многообразием рекреационных потребностей, массовых ожи­даний, а также лидерами общественного мнения, тенденциями моды.

Одновременно менеджмент данной области так или иначе соотно­сится с культурной политикой, проводимой государственными, регио­нальными и муниципальными органами власти, с целями обществен­ных организаций. Все это создает условия для интеграции значительно­го числа организаций культуры и досуга в рыночные отношения через механизмы дополнительной поддержки, позволяющие смягчать коммер­циализацию данной сферы, ее узкий экономизм. С этой целью в каждой стране существуют способы государственной поддержки, традиции до­норства, развиваются разные источники пополнения доходов организа­ций культуры. Однако механизмы общественной поддержки не отменяют тех предпосылок, которые создают в сфере культуры и досуга конку­рентные условия, стимулирующие организационный менеджмент осваивать новые способы деятельности и управления.

Руководители учреждений культуры и досуга вынуждены учитывать все перечисленные характеристики независимо от того, какой организа­ционно-экономический и имущественно-правовой статус имеет их орга­низация (чисто коммерческий, некоммерческий или смешанный) и в ка­ком отраслевом сегменте она развивается.

5.2 Стратегии развития, разработка и внедрение проектов.

Не под­лежит сомнению факт, что менеджмент сферы культуры и досуга лю­бой страны действительно использует весь диапазон способов управ­ления, которые существуют в любой экономической и общественной сфере деятельности. Речь идет о стратегическом анализе, выработке про­гнозных целей и перспективных планов; о проектно-внедренческой де­ятельности, о реализации программ, конкретных планов среднесроч­ного и текущего развития, о методах их выполнения. Но здесь они име­ют свою специфику.

Например, некоммерческие учреждения культуры государственно­го, регионального и муниципального уровня при определении прогно­зов своего развития во многом зависят от показателей директивного пла­нирования, спускаемого сверху. Рекомендательные планы носят конт­ролирующий характер; в них обычно указываются минимальные значения показателей работы данного предприятия, которое должно вес­ти свою деятельность таким образом, чтобы обеспечить достижения не ниже контрольных показателей.

Менеджмент коммерческой организации культуры (особенно в рам­ках крупного и среднего бизнеса) самостоятельно анализирует вероят­ностные тенденции развития своего сегмента культуры и досуга. Ана­лиз при этом, безусловно, опирается на результаты маркетинговых ис­следований. На основе такого анализа составляется прогноз развития отрасли. Сущность прогноза связана с диагностикой проблем и веду­щих тенденций, свойственных конкретного сегменту сферы досуга, с разработкой возможных вариантов его развития в ближайшем или от­даленном будущем. На базе такого прогноза руководители разрабаты­вают перспективные планы фирмы, приобретающие долгосрочный (на перспективу 3-5 лет и более) и среднесрочный (1- 3 года) характер. В оп­ределении вероятностных тенденций развития культурно-досуговой сферы важно не делать ошибок, способных завести фирму на тупико­вую линию. Точный прогноз создает основу для обновления деятельно­сти фирмы, разработки конкретных проектов и внедрения нововведе­ний.