Смекни!
smekni.com

Культурное строительство после Великой Отечественной войны (стр. 3 из 4)

В 1947 г. передовые ученые страны создали Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний (ныне общество «Знание»), Вскоре оно превратилось в массовую организацию, в которой сотни тысяч ученых, представителей всех отрядов интеллигенции ведут большую работу по пропаганде знаний в народе. Деятельность этого общества играет важную роль в коммунистическом воспитании советских людей.

С каждым годом расширялась культурно-просветительная работа среди населения. В целях усиления государственного руководства этой деятельностью в 1945 г. при СНК союзных республик были созданы Комитеты по делам культурно-просветительных учреждений и соответствующие органы в автономных республиках и местных Советах, а в 1953 г. было образовано союзно-республиканское Министерство культуры СССР и соответствующие министерства в республиках. Неуклонно росли ассигнования по государственному бюджету на культурно-просветительную работу (в 1958 г. па эти цели было ассигновано почти в два раза больше, чем в 1950 г.).

Значительно выросла сеть культурно-просветительных учреждений, количество издаваемых книг, газет, журналов и их тиражи. Это были могучие средства в руках партии и государства в деле коммунистического воспитания народа, повышения его культурного и политического уровня. Возросла роль радио и телевидения. В конце 50-х годов радиопередачи велись на 95 языках народов СССР и других народов, в стране имелось около 50 млн. приемников и радиотрансляционных точек. В начале 50-х годов телецентры работали только в Москве, Ленинграде и Киеве, у населения имелось всего 225 тыс. телевизоров, в 1958 г. уже работало 58 телевизионных центров, а число телевизоров достигло 3 млн.


6. Развитие литературы и искусства.

Первостепенную роль в коммунистическом воспитании народа партия отводила советской литературе и искусству. Поэтому она неустанно заботилась о повышении идейности и художественного совершенства произведений писателей, художников, композиторов и других отрядов творческой интеллигенции.

В 1946—1948 гг. ЦК ВКП (б) принял ряд важных постановлений: «О журналах «Звезда» и «Ленинград», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь», «Об опере Мурадели «Великая дружба». ЦК ВКП (б) в этих постановлениях указал, что советская литература и искусство должны руководствоваться в своей творческой работе политикой партии, составляющей жизненную основу Советской страны, должны повышать свою организующую и воспитательную роль в борьбе за построение коммунизма в нашей стране. ЦК ВКП (б) призвал литераторов, драматургов, работников театра и кино создавать яркие, волнующие, полноценные в художественном отношении, близкие и понятные широким народным массам произведения о жизни советского общества, о советском человеке, которые должны отвечать на культурные запросы советских людей, воспитывать их в духе коммунизма, в духе горячей любви к Родине.

Вместе с тем в этих постановлениях содержались отдельные несправедливые оценки творчества ряда талантливых композиторов. Эти оценки были исправлены постановлением ЦК ВКП (б) от 28 мая 1958 г.

Сплочению художественной интеллигенции вокруг Коммунистической партии, повышению идейности ее творчества способствовали всесоюзные форумы творческих союзов: Второй Всесоюзный съезд советских писателей (декабрь 1954 г.), Первый Всесоюзный съезд советских художников (февраль—март 1957 г.), Второй Всесоюзный съезд советских композиторов (март—апрель 1957 г.). ЦК КПСС в своих приветствиях этим съездам призвал деятелей советской культуры правдиво отображать великие деяния советского народа, воспитывать советских людей в духе коммунизма и коммунистической морали, способствовать всестороннему и гармоничному развитию трудящихся, воспитывать молодежь в духе любви к труду, бесстрашия, уверенности в победе нашего дела. По инициативе ЦК КПСС в эти годы был создан ряд новых творческих союзов: Союз работников кинематографии СССР, Союз писателей РСФСР, Союз художников РСФСР.

В послевоенные годы в ряды советской литературы пришло новое пополнение талантливых писателей и поэтов: В. Ажаев, О. Гончар, Н. Грибачев, Э. Казакевич, Г. Николаева, В. Панова, А. Рыбаков и многие другие, произведения которых получили признание советского читателя. Одной из центральных тем в послевоенной советской литературе второй половины 40-х годов явился героизм советских людей на фронте и в тылу в годы войны. На эту тему написано много ярких произведений. В их ряду: «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Весна на Одере» и «Звезда» Э. Казакевича, «Знаменосцы» О. Гончара, «Белая береза» М. Бубеннова, «Далеко от Москвы» В. Ажаева, «Спутники» В. Пановой. Героические подвиги советского народа в тылу врага получили яркое отражение в романе А. Фадеева «Молодая гвардия», в произведениях руководителей и участников партизанского движения: С. Ковпака—«От Путивля до Карпат», А. Федорова — «Подпольный обком действует», П. Вершигора—«Люди с чистой совестью», А. Медведева—«Это было под Ровно». Ряд произведений советской литературы был посвящен художественному раскрытию темы послевоенного мирного строительства, таковы романы «Жатва» Г. Николаевой, «Журбины» В. Кочетова, «Искатели» Д. Гранина, «Апшерон» М. Гусейна, поэмы А. Недогонова «Флаг над сельсоветом», Н. Грибачева «Колхоз «Большевик» и «Весна в «Победе» и многие другие.

В советской литературе появляется ряд художественных произведений на интернациональную тему: трилогия «Песнь над водами» В. Василевской, романы «Тегеран» Г. Севунца, «Наступит день» М. Ибрагимова, книги стихов: «Два потока» Н. Тихонова «Английские впечатления» М. Бажана, «За синим морем» Л. Малышко, «Индийская баллада» М. Турсун-заде, «Негр говорит» С. Вургуна. Много хороших стихов, посвященных благородной борьбе народов да мир, написали советские поэты М. Танк, И. Бровка, П. Тычина, М. Рыльский, Г. Леонидзе, Г. Абашидзе, Долматовский, Л. Ошанин. Выдающиеся произведения были созданы советскими писателями на исторические и историко-революционные темы: романы «Первые радости» и «Необыкновенное лето» К. Федина, «Переяславская рада» Н. Рыбака, «Абай» М. Ауэзова, «К новому берегу» В. Лациса и др.

В 50-е годы советская литература обогатилась новыми крупными произведениями, в которых более глубоко и правдиво раскрывались процессы, происходящие в жизни советского общества. Большой отклик у читателей получила замечательная поэма А. Твардовского «За далью—даль», удостоенная Ленинской премии, в которой талантливо нарисована панорама жизни страны, показан созидательный труд народа. Много острых жизненных проблем поставлено в романах Г. Николаевой «Битва в пути», Л. Леонова «Русский лес». Большое место в литературе заняли проблемы деревни. Впервые со всей остротой они были поставлены в очерках В. Овечкина «Районные будни», продолжением которых явились его очерки «Трудная весна» и «На переднем крае». Развернувшаяся борьба за подъем сельского хозяйства нашла отражение в рассказах и повестях В. Тендрякова, в романе Н. Бровки «Когда сливаются реки», в «Повести о директоре и главном агрономе» Г. Николаевой и др. Дальнейшее развитие получила тема Великой Отечественной войны («Судьба человека» М. Шолохова, «Балтийское небо» Н. Чуковского), тема Октябрьской революции и гражданской войны («Кровь людская—не водица» М. Стельмаха, «Перекоп» О. Гончара), тема мира («Середина века» В. Луговского, «Голос Азии» М. Турсун-заде и др.).

Героизм советских людей в годы Великой Отечественной войны стал в первые послевоенные годы темой многих спектаклей советских театров («Молодая гвардия» по роману А. Фадеева, «Победители» Б. Чирскова, «Константин Заслонов» А. Мовзона и др.). Все большее внимание театры стали уделять постановке спектаклей, отражающих созидательную деятельность советского народа во всех областях мирного труда («Макар Дубрава», «Калиновая роща» А. Корнейчука, «Кандидат партии» А. Крона, «Великая сила» Б. Ромашова, «Закон чести» А. Штейна, «Поют жаворонки» К. Крапивы, «Начальник станции» П. Мосашвили). Советские театры в ряде сценических постановок срывали маски с поджигателей новой войны, душителей свободы и независимости народов («Голос Америки» Б. Лавренева и др.).

Во многих спектаклях был воплощен образ великого Ленина (некая редакция «Кремлевских курантов» и «Третья патетическая» Н. Погодина в МХАТе, «Вечный источник» Д. Зорина в Московском Малом театре, «Грозовой год» А. Каплера в Ленинградском театре им. Пушкина и к Белорусском театре им. Купавы, «Большой Кирилл» П. Сельвинского в театре им. Вахтангова, «Путеводная звезда» К. Яшена в Узбекском театре им. Хамзы, «Ураган» А. Абдулло и Ш. Киямова в Таджикском театре им. Лахути и др.).

Во второй половине 40-х годов работники кино создали ряд патриотических фильмов, посвященных героическому подвигу советского народа в войне с фашизмом: «Встреча на Эльбе», «Молодая гвардия», «Повесть о настоящем человеке», «Подвиг разведчика» и др. В ряде фильмов советские киномастера создали замечательные образы выдающихся русских ученых, деятелей культуры и искусства, воспитывающие чувство гордости за великий русский парод; «Мичурин», «Академик Иван Павлов», «Мусоргский». Появились удачные картины о жизни советских людей («Возвращение Василия Бортникова», «Сельская учительница»).

С середины 50-х годов, особенно после XX съезда КПСС, киноискусство переживает большой подъем. Выросло число киностудий (в 1958 г. их было 35), они имелись во всех союзных республиках. Быстро растет число художественных фильмов (в 1958 г.—108); расширилась тематика, жанровое разнообразие выпускаемых фильмов. Большое место в тематике художественных фильмов этих лет заняло героическое революционное прошлое, что было связано с празднованием 40-летия Советской власти и 40-летия ВЛКСМ («За власть Советов», «Сорок первый», «Коммунист», «Огненные версты», «Добровольцы», «Трудное счастье»). Несколько фильмов было посвящено светлому образу Ленина («Семья Ульяновых», «Рассказы о Ленине»). Героизм, проявленный советским пародом в годы Великой Отечественной войны, остается постоянной, волнующей темой советского киноискусства. Ряд фильмов создан на эту тему («Бессмертный гарнизон», «Летят журавли», «Красные листья», «Ленинградская симфония» и др.). По центральной темой советского кино является показ нашего современника («Высота», «Наш двор», «Поэма о море», «Разные судьбы», «Весна на Заречной улице», «Дорогой мой человек» и многие другие).