Смекни!
smekni.com

Культурное строительство после Великой Отечественной войны (стр. 4 из 4)

Советские киномастера осуществили экранизацию ряда выдающихся произведений советской и классической литературы: «Тихий Дон» М. Шолохова, «Сестры» и «Восемнадцатый год» А. Толстого, «Первые радости» К. Федина, «Идиот» Ф. Достоевского.

На состоявшемся в 1958 г. 1-м Всесоюзном фестивале советских фильмов особые призы были присуждены фильмам «Высота», «Дом, в котором я живу», «Летят журавли». Первой премии был удостоен фильм «Тихий Дон». Советские фильмы демонстрировались па 14 международных фестивалях, где им было присуждено 30 премий и дипломов. Главную премию на XI Международном кинофестивале в Каппах получил советский фильм «Летят журавли». На фестивале в Карловых Варах главная премия была присуждена киноэпопее «Тихий Дон».

Высокую художественную зрелость, политическую идейность, большое мастерство обнаружили многие советские художники и скульпторы. Народный художник СССР Б. Иогансон с группой талантливой молодежи написал яркую картину «Выступление В. И. Ленина па III съезде комсомола». Глубокая любовь парода к Ленину убедительно показана в картине В. Серова «Ходоки у В. П. Ленина». С искренней сердечностью и правдивостью изображены советские войны в картине Ю. Непринцева «Отдых после боя». Группа военных художников студни им. М. Грекова — А. Интезаров, П. Мальцев и Ф. Усыпенко — создали диораму «Альпийский поход Суворова»; под руководством П. Соколова-Скаля была восстановлена знаменитая панорама «Оборона Севастополя», разрушенная во время войны немецко-фашистскими оккупантами. Глубокому восприятию литературных образов, созданных писателями, помогают замечательные иллюстрации, созданные мастерами графики: О. Верейского к «Тихому Дону» М. Шолохова; А. Лаптева к «Мертвым душам» Н. В. Гоголя; Д. Шмаринова к «Войне и миру» Л. II. Толстого и др. Советские художники откликнулись на важнейшие события в жизни пашой страны и во всем мире яркими политическими плакатами (художники В. Иванов, Л. Голованов, А. Кокорекин, Н. Терещенко и др.), острой сатирой (художники Кукрыниксы, Б. Ефимов, Б. Пророков, М. Черемных и др.). В 1050 г. в Москве была организована выставка политического плаката и карикатуры.

С большим удовлетворением встретили художники страны постановление Совета Министров СССР от 20 сентября 1956 г. «О мерах помощи Союзу советских художников СССР», направленное на улучшение условий творческого труда работников изобразительных искусств. Всесоюзный съезд художников в 1957 г. завершил работу по созданию единой многонациональной организации художников СССР и утвердил устав Союза. В 1957 г. Союз художников СССР насчитывал 7,4 тыс. членов. Открывшаяся 5 ноября 1957 г. в новом просторном Выставочном зале в Москве (Манеж) Всесоюзная выставка явилась самой крупной художественной выставкой за все годы Советской власти. В ней участвовало до 5 тыс. художников, представивших 10 тыс. произведений, из которых было выставлено около 8 тыс.

Советские мастера изобразительного искусства достигли крупного успеха па Международной выставке в Брюсселе в 1958 г. Большой приз был присужден скульпторам: Е. В. Вучетичу за скульптуры «В. И. Ленин», «Перекуем мечи на орала»; С. Т. Коненкову за скульптурный «Автопортрет» и «Портрет Ф. М. Достоевского»; художнику Ю. П. Тулину за картину «Лена 1912 года». Советским художникам и скульпторам были присуждены 20 почетных дипломов, 31 серебряные и 35 бронзовых медалей.

В СССР широко велись работы в области монументальной скульптуры. Ленинских премий были удостоены: С. Т. Коненков — за скульптурный «Автопортрет»; М. К. Аникушин—за памятник А. С. Пушкину в Ленинграде; А. П. Кибальников — за памятник В. Е. Маяковскому в Москве.

Советские композиторы создали много новых произведений самых различных жанров — от симфоний, ораторий, инструментальных концертов до массовых песен и хоров. Качественно новый этап обозначился в развитии советской оперно-балетной музыки. Советскими композиторами были созданы такие оперы, как «Молодая гвардия» Ю. Мейтуса, «Семья Тараса» Д. Кабалевского, «Война и мир» С. Прокофьева, «Декабристы» Ю. Шапорина, «Богдан Хмельницкий» К. Данькевича, «Муса Джалиль» П. Жиганова, «Севиль» Ф. Амирова, «К новому берегу» М. Заряна, «Аруваберд» А. Бабаева, «Укрощение строптивой» В. Шебалина, «Три толстяка» В. Рубина и др. К. Караевым были написаны балеты «Семь красавиц» и «Тропою грома», А. Мачавариани — «Отелло», А. Хачатуряном — «Спартак», В. Соловьевым-Седым—«Тарас Бульба», Р. Глиэром— «Медный всадник».

Новые выдающиеся произведения симфонической музыки были созданы П. Мясковским (Двадцать седьмая симфония), С. Прокофьевым (Седьмая симфония), Д. Шостаковичем (Десятая и Одиннадцатая—«1905 год»—симфонии), А. М. Баланчивадзе (Вторая симфония), Д. Кабалевским (Вторая симфония).

Высокой оценкой музыкального искусства явилось присуждение Ленинской премий А. Хачатуряну за балет «Спартак», Д. Шостаковичу за Одиннадцатую симфонию «1905 год», В. Соловьеву-Седому за ряд превосходных песен.

В эти годы советские музыканты и музыкально-танцевальные коллективы совершили многочисленные заграничные гастрольные поездки. С триумфом прошли гастроли балета Большого театра в Англии, США, гастроли Ансамбля народного танца СССР под руководством Игоря Моисеева, танцевального коллектива «Березка» под руководством Н. Надеждиной и др.


Заключение:

Таким образом, во всех сферах культурного строительства были достигнуты важные успехи, которые способствовали повышению культурного уровня народа, росту его социалистической сознательности.

Война оказала большое влияние на духовный климат советского общества. У людей возросло

чувство собственного достоинства, стремление самостоятельно осмыслить пережитое. Участвуя в освобождении от фашизма европейских стран, советские воины впервые увидели заграницу такой, какой она была в действительности, а не в изображении средств массовой пропаганды. Контраст между разоренным отечеством и побежденными странами Европы, относительно сытыми и благополучными, заставлял войнов-победителей о многом задумываться. Перенесенные тяготы

военного времени рождали надежды, что после победы жизнь будет устроена намного лучше.


Список использованной литературы:

1. В.Е. Шульгин, Л.В. Кошман, Е.К. Сысоев,

М.Р. Зезина «История русской культуры IX-XX вв.», Москва: Дрофа, 2003

2. И.Б. Берхин «История СССР (1917-1978)», Москва, 1979