Смекни!
smekni.com

Музеи Харькова (стр. 2 из 5)

Идея создания Музея театральных кукол родилась в 1952 году, когда театр впервые получил полноценное стационарное помещение на ул. Красина, 3. Уже позже, опираясь на решение UNIMA (Международная организация деятелей театра кукол), рекомендовавшее организовывать по мере возможности музеи кукол по всему миру, 5 октября 1954 года был открыт именно Музей, который начинался, как небольшая выставка кукол из спектаклей нашего театра.

В 1968 году Харьковский театр кукол получил новое здание, в котором расположен и сегодня. Это помещение бывшего банка построено в 1907 году по проекту академика А. Бекетова (памятник архитектуры) и реконструировано Б. Клейном и Е. Любомиловой специально для театра кукол. В этом здании Музею сразу был отдан весь третий этаж: три больших экспозиционных зала.

23 августа 1968 года Музей начал свою работу. Всего за несколько лет, третий этаж здания превратился в богатейший уникальными экспонатами и раритетами музей театральных кукол. Расцвет экспозиции музея стал возможен благодаря организации советской секции UNIMA, в которой ведущие должности занимал Виктор Андреевич Афанасьев – художественный руководитель Харьковского театра кукол. Это открыло огромные возможности для общения с зарубежными актерами и режиссерами кукольниками. Музей стал обогащаться экспонатами из союзных республик, Польши, Болгарии, ГДР, США, Канады, Бельгии, Франции и других стран.

Сегодня фонд Музея насчитывает более 11 тысяч различных экспонатов, которые хранят историю искусства играющих кукол и людей, связанных с этим искусством: непосредственно кукол, афиш, макетов, сувениров, эскизов кукол, театральных программ и фотографий из множества стран мира.

Достаточно назвать хотя бы плоскостные куклы из спектакля "Король Убю" знаменитого Мишеля Мешке, изменившего своим спектаклем устоявшиеся представления об эстетике театра кукол; или куклу мальчика Цэндэрикэ, которую подарила М. Никулеску – реформатор знаменитого румынского театра "Цэндэрикэ".

В музее хранятся бесценные куклы первых советских кукольников Симонович-Ефимовых; есть здесь и работы Е. Беклешовой, чьи персонажи радовали зрителей многие годы; подарки С. Образцова и куклы из-за рубежа. Многие из иностранных кукол бесценны, так как являются подарками знаменитых кукловодов и режиссеров мира.

В 2002 году прошла глобальная смена всего экспозиционного оборудования. А с 2005 по 2008 включительно шли реэкспозиционные работы. Музей стал по современным меркам зрелищным, и приобрел широкую информационную насыщенность. Чтобы раскрыть тематические планы и помочь зрителям лучше познакомиться с отраженной в музее историей развития мирового театра кукол в целом, и харьковских кукольников в частности, был издан Путеводитель.

Харьковский музей Холокоста

Музей Холокоста находится на ул. Петровского, 28, 2-й этаж. Ехать до станции метро "Пушкинская".

700-49-90, 14-09-59(факс)

http://www.holocaustmuseum.pochta.org/

volovik@vlink.kharkov.ua

Харьковский музей Холокоста - первый и был до последнего времени единственным музеем подобного рода в Украине. Музей негосударственный, создан на материалах и документах, собранных Харьковским областным комитетом "Дробицкий Яр" и личного архива его основателя Ларисы Фалеевны Воловик. Открыт для посетителей в декабре 1996 г. ( была проведена первая экскурсия).

Коллекция музея постоянно пополняется материалами из личных архивов бывших узников гетто, их спасителей - харьковчан и жителей других регионов Украины и зарубежья.

За эти годы музей Холокоста расширил свои рамки по площади и направлениям деятельности, пополнил коллекции; выросло число посетителей, появился штат сотрудников и волонтеров. ВУЗы и школы Харькова включают обязательное посещение музея Холокоста при изучении темы Второй мировой войны. Зарубежные гости при посещении Харькова обязательно включают в свою программу посещение Харьковского музея Холокоста.

Одна из "болевых" экспозиций музея - увековечивание памяти погибших. Девиз экспозиции – "Сохранится память – сохранится народ". Каждая фотография не просто память как фото в альбоме. Это целый мир, оживающий в рассказе экскурсовода.

Отдельная экспозиция, посвященная Праведникам мира, имена, истории, старинные фотографии спасителей и спасенных.

Комната, где вещи пережили своих хозяев, восстанавливающая быт довоенного времени, каждый предмет, вещь, фотография в ней имеет свою историю.

Экспозиция, посвященная харьковскому процессу 1943 года – за 705 дней до Нюрнберга, когда судили оккупантов в только что освобожденном городе за военные преступления против человечности – материалы процесса, фотографии, подлинник пропуска на судебное заседание, документальный фильм о процессе, снятый в 1943 г

Второй зал музея посвящен вкладу еврейского народа в победу над нацизмом – в витринах только подлинники тех лет – фотографии, документы, ордена и медали, грамоты. Выставки, посвященные гетто и концлагерям.

Еще один небольшой зал с эркером, в котором музей организует сменные выставки картин харьковских художников, выставки, посвященные личностям или событиям.

Харьковский музей Холокоста является не только хранителем памяти о жертвах Катастрофы, - его главная функция – просветительская.

Музей обладает достаточным потенциалом для привлечения большого числа турмстов. Социокультурная задача музея связана как с научно-исследовательской деятельностью, так и с передачей знаний, полученных в ходе этой деятельности широкой общественности. Работа со студентами, школьниками, оказание помощи в создании в школьных музеях экспозиций, посвященных Холокосту, беседы, лекции.

Харьковский художественный музей

Адрес: Ул. Совнаркомовская 11, Харьков, 61002 Тел: (057) 7063394, (057) 7063397 Факс: (057) 7063395

Харьковский художественный музей в 2005 году отмечает свой двухсотлетний юбилей. Начало коллекции положено в 1805 г. известным ученым и общественным деятелем, основателем Харьковского университета Василием Назаровичем Каразиным, который приобрел для университета коллекцию Ф.Аделунга: 2477 графических произведений А.Дюрера, Ф.Буше. А имена талантливых воспитанников императорского Харьковского университета И.Бецкого, А.Алферова навсегда вошли в историю Харьковского художественного музея: благодаря их стараниям коллекция обогатилась образцами изобразительного искусства мирового уровня.

В 1886 г. в Харькове открыт первый в Украине художественно-промышленный музей.

На основе этих коллекций и частных собраний образована в 1935 г. Украинская картинная галерея, фонды которой насчитывали 75 тысяч экспонатов. В годы Второй мировой войны удалось сохранить только пять тысяч экспонатов, остальное разграблено, уничтожено.

Из собрания отдела украинского и русского искусства XVI - XX вв. в постоянной экспозиции находится около 250 работ. Среди них - украинская икона XVI-XVIII вв., произведения А.Лосенко, В.Боровиковского, Д.Левицкого, И.Айвазовского, И.Шишкина, В.Поленова, В.Васнецова, В.Орловского, С.Васильковского, П.Левченко, М.Беркоса, Н.Пимоненко, С.Свитославского, И.Репина, И.Труша, В.Сурикова, А.Мурашко, С.Жуковского, М.Нестерова и др.

Самобытностью староукраинской художественной традиции отличаются две ранние иконы из коллекции ХХМ - "Волынская богоматерь" II пол. XVI ст. и "Троица" II пол. XVII ст. со Слобожанщины.

Среди произведений отечественной живописи XVIII-XIX вв. показаны работы художников - признанных мастеров портрета - Д.Левицкого, В.Боровиковского, В.Тропинина. Этот жанр представлен также и работами слобожан. Это "Автопортрет" (1846) Д.Безперчего, представителя харьковской художественной школы, учителя многих известных мастеров, и работа выдающегося мастера крестьянского портрета, живописца и рисовальщика П.Мартыновича "Портрет Олексы Бондаря" (1880).

С Харьковом связано и имя выдающегося мариниста И.Айвазовского, пребывавшего здесь во время Крымской войны 1854-1855 гг. Его марина "Гурзуф" (1859) - один из лучших образцов довольно обширного собрания полотен этого художника в ХХМ.

Почетное место в экспозиции занимают пейзажи представителей харьковской пейзажной художественной школы - С.Васильковского, П.Левченко, М.Беркоса, М.Ткаченко. Среди них такие жемчужины национальной живописи, как "Весна" (1907) М.Ткаченко, "На Харьковщине" П.Левченко, "Улица в Умани" (1895) М.Беркоса, "Казачья левада" (1893) и "Казачий пикет" С.Васильковского. Своеобразным тематически-жанровым продолжением этого видеоряда является картина А.Сластена "Проводы на Сечь" (1889).

Харьковский художественный музей гордится собранием картин И.Репина - самым значительным в Украине. Одиннадцать живописных полотен и восемь графических листов мастера дают представление о разных периодах его художественной деятельности, говорят о многогранности и яркости таланта, широте творческого диапазона. Своеобразность харьковского собрания в том, что большинство работ связано с Украиной: либо тематикой и сюжетами, либо местом создания - Харьковщиной. Центральное место в собрании ХХМ занимает полотно "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (1889-1896). Результатом вдохновенного труда Репина над темой из истории запорожского казачества явились два полотна: первое, написанное в 1880-1891гг., принадлежит Русскому музею в Петербурге, второе - Харьковскому художественному музею. В отличие от петербургского варианта с несколько академичной, уравновешенной композицией харьковской картине присуще жанрово-романтическое звучание, более эмоциональный подход к решению исторической темы.

Картина "За книгой" принадлежит кисти тоже уроженки Слобожанщины М.Башкирцевой, чья жизнь, творчество принадлежат как Украине, так и Франции. Полотно "Дама в сером. Татьяна" известного художника А.Мурашко тоже результат его творчества парижского периода и вызывает реминисценции искусства импрессионизма.