Смекни!
smekni.com

Особенности народной музыки Китая (стр. 3 из 5)

Значительную выразительность придает китайской песне н продуманная, применяемая с большим мастерством структура: девятитактовое строение периода, вариантное повторение мелодии, дальнейшее развитие первоначального мелодического образа в заключительной фразе:

Передай моей любимой, что я уже три дня и три ночи

Ничего не ем, не пью, не говорю ни с кем.

Я пожелтел и иссох оттого, что беспрерывно тоскую по ней...

Одной из важных особенностей китайской музыки является неразделимое единство поэтического текста и музыки, а также связь музыки с жестом и пляской. Вот почему китайские напевы полной силы своего воздействия достигают не при самостоятельном исполнении, а в «контакте» с другими видами временных искусств или в условиях театрализованного представления.[15]

Особого внимания заслуживает взаимосвязь вокальной музыки с фонетикой народной речи.

Китайская фонетика очень многогранна: часто смысловое значение определенного слова меняется в зависимости от интонации[16]. И музыка путем применения специфически музыкальных закономерностей усиливает смысловое значение речевого произношения.

Это объясняет господство в китайской музыке одноголосной мелодики: только при одноголосии может быть до конца выявлено эмоционально-смысловое интонирование текста, чутко улавливающее мельчайшие оттенки фразировки.

Не случайно и то, что встречающееся иногда многоголосие представляет собой «вариантно-подголосочную» полифонию, в которой второй и третий голоса воспроизводят обороты основной мелодии, лишь незначительно варьируя ее.

Своеобразно и сочетание вокальной музыки с инструментальной. Инструменты то создают шумовой фон, на котором «стелется» мелодия; то неотступно следуют за вокальной мелодией, словно ее «тень», образуя как бы инструментальное отражение мелодии; то их роль (особенно в музыке театральной) сводится к тому, чтобы создать своего рода «заставку» или «концовку» для вокальной мелодии.

Значительное своеобразие китайской музыке (народной и профессиональной) сообщает пятизвуковая музыкальная система — пентатоника, которая была установлена китайскими музыкальными теоретиками около IV века до н. э.[17]

Преобладание пентатоники на протяжении многих тысячелетий и вплоть до наших дней в самых разнообразных жанрах китайской музыки подтверждается и записями песен и гимнов эпох Чжоу и Хань, и музыкой традиционного китайского классического театра, и сборниками старых и новых народных песен.

Этот хроматический звукоряд был разработан китайскими теоретиками на основании законов акустики и получил название «люй-люи».

Каждая из двенадцати ступеней системы «люй-люи» путем сложной символики была связана с определенными представлениями из жизни природы, общества и т. д. Так, каждая из двенадцати ступеней звукоряда символизировала один из двенадцати месяцев, один из двенадцати часов и т. д. Каждому звуку соответствовал определенный цвет.

Музыкальный теоретик периода династии Минов Чжоу Цзай-юй в 1584 г. развил принцип этого двенадцатиступенного звукоряда и применил его практически для построения духовых инструментов.

Своеобразие китайской музыки проявляется в использовании разнообразных музыкальных инструментов. Многообразие материалов (камень, глина, медь и ее сплавы, кожа, древесина, тыква, шелк), применяемых для изготовления китайских музыкальных инструментов, отражается на характере их звучания и обусловливает красочность звуковой палитры. Китайские музыкальные инструменты охватывают все группы и подгруппы инструментов в современной их классификации.

Значительнее место занимают всякого рода барабаны и гонги. В музыке, исполняемой на них преобладают высокие регистры и подчас резкая звучность.

Старейшими из струнных щипковых инструментов являются «сэ» и «чжэн» — оба из семейства настольных гуслей.

Широко распространен в Китае и четырехструнный щипковый инструмент «пипа» — китайская модификация арабской лютни, а также смычковые инструменты семейства так называемых «хуциней», «эрху» (двухструнный), «сыху» (четырехструнный) и другие. е менее распространен в народе струнный щипковый инструмент лютневого семейства — трехструнный «сансянь», которым пользуются для сопровождения различного рода сказов на юге и на севере (на севере часто еще и с барабаном дату).

Любимым в Китае струнным ударным инструментом является «яньцинь». Это цимбалы, которые под именем «чжу» были известны в Китае в III веке до н. э.

Еще в I в. до н.э. в Китае было известно более 80 видов национальных музыкальных инструментов. В 1978 г. во время раскопок в уезде Суйсянь провинции Хубэй был обнаружен огромный музыкальный инструмент, существовавший свыше 2400 лет назад в эпоху Воюющих царств. Это был набор ударных из 64 бронзовых колоколов с широким диапазоном в пять октав. Каждый колокол может издавать одновременно и независимо два звука с диапазоном в три интервала. Инструмент отличается красивым звучанием и может менять тона. Это свидетельствует о высоком уровне музыкальной культуры того времени.[18]

Из язычковых инструментов особое место принадлежит «шэну». Этот язычковый пневматический инструмент состоит из резервуара (деревянного или металлического, а простейшие — из высушенной тыквы), в который вставлены обычно 12—17 бамбуковых трубочек, снабженных на внутренних концах настроенными каждый на определенный тон металлическими (бронзовыми) язычками. Звук извлекается вдуванием и втягиванием в себя воздуха; он очень приятен (несколько мягче, чем у наших гармоний).

Особо характерен для китайской музыки богатый набор пластиночных, перепоночных (мембранных) и самозвучащих[19] инструментов. По способу звукоизвлечения это ударные инструменты.

Ассортимент барабанов, занимающих ведущее место как в народной музыке, так и в оперных оркестрах, исключительно разнообразен. Без барабана в Китае не обходится ни один танец, ни одно шествие, ни одно зрелище.

Глава 3. Китайский театр как воплощение народной музыкальной культуры средневековья

3.1. История возникновения, национальные особенности и эстетические принципы китайского театра

Европейцев, посещавших Китай в XIX веке, привлекал и одновременно поражал уникальный вид народного искусства, соединявший музыку, пение, пантомиму и акробатику. В представлениях почти не использовался реквизит, но актеры были одеты в великолепные костюмы и причудливые маски. Поскольку в этих спектаклях драма смешивалась с пением, как в привычной им опере, европейцы называли их Пекинской оперой. Исторически она берет свое начало из средневековья.

Начало средневековой эпохи в Китае, так же как и в Западной Европе, было связано с нашествием «варваров» — различных кочевых племен. Китай оказался раздроблен на множество мелких государств. Объединение Китая в единое могущественное феодальное государство произошло при династиях Тан (618—907) и Сун (960—1279). Начиная с VIII века в Китае развивались города, становившиеся крупными экономическими и культурными центрами.

В IX веке насчитывалось свыше 2000 городов. Некоторые из них, например Кантон и Ханчжоу, имели по миллиону жителей.[20]

В средневековом Китае интенсивно развивались науки — математика, астрономия, география, история. Существовало даже высшее научное звание «Хань Линь», которое присваивалось выдающимся ученым-литераторам. Многие библиотеки Китая того времени насчитывали сотни тысяч рукописей.

Достигли большого расцвета литература, живопись, гравюра, ксилография, производство изделий из фарфора, бронзы, слоновой кости, дерева и камня.

При Танской и Сунской династиях происходит дальнейшее развитие китайской музыкальной культуры на основе народной песенной и танцевальной музыки.

Появляются профессиональные мастера музыки, чему немало способствует организация так называемой «Консерватории грушевого сада» (название связано с тем, что она помещалась в императорском грушевом саду). В пору ее расцвета количество учащихся — будущих музыкантов, актеров и танцовщиков — доходило до 1000 человек.[21]

Уже эта школа подготавливала исполнителей, которые должны были владеть искусством пения, танца, пантомимы, игры на музыкальных инструментах. Чтобы выдержать строгие экзамены, учащиеся должны были усиленно заниматься.

Наряду с музыкой народной, развивалась и дворцовая, храмовая, в исполнении которой участвовали громадные коллективы. Количество оркестров Сунской империи при императорском дворе доходит до 10.[22]

Возникают первые ростки музыкально-театрального искусства; это произведения в форме диалогов с определенным сюжетным стержнем, насыщенные песнями и плясками. Такие произведения известны с середины VI века. В VIII веке складывается искусство балета.

XII и XIII века ознаменованы зарождением китайской «оперы», классического китайского театра, сохранившего свои основные эстетические принципы до наших дней.

Уже в середине XIII века было написано свыше 60 пьес для так называемой «Северной оперы» на основе северокитайской народной музыки. На юге Китая на основе южнокитайской народной музыки возникла «Южная опера».

Наибольшую известность из всех традиционных форм китайского театра получила пекинская опера. Не будучи связана с какой-либо одной провинцией, пекинская опера объединяла достижения целого ряда местных театров. Она включала более разнообразные и богатые мелодии, пользовалась большим количеством различных инструментов, нежели другие театры. Пекинская опера представляла собой классическую оперу.

Китайский театр был в полном смысле народным. У большинства традиционных спектаклей неизвестен был композитор. Обычно он попросту отсутствовал, так как спектакль создавался целым коллективом музыкантов-исполнителей и актеров — «поющих, говорящих, танцующих...». Не было в старом Китае и авторов-постановщиков. Все театры были передвижными.