Смекни!
smekni.com

Переоценка ценностей в культуре XIX века (стр. 1 из 3)

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Культурология»

по теме: «Переоценка ценностей в культуре XIX века»


Оглавление

Введение

1. Век утраченных идеалов

2. Романтизм и реализм как явления культуры XIX века

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Начиная с середины XIX в. в философской и социально-политической литературе появились прогнозы и предсказания о грядущем кризисе европейской культуры. Они, действительно, нашли подтверждение в XX в. Европа в древности отождествлялась с прогрессом античного общества, в Средние века - христианством, в Новое время - с развитием промышленности. В XX в. Европа стала уступать первенство в разных областях развивающимся восточным странам. В чем же проявилось конкретное отставание Европы? Традиционная культура, культура Просвещения, опираясь на этические каноны Реформации провозгласила идеал свободного человека, который прокладывает себе дорогу в жизни, используя личные качества: инициативу, напористость, интеллектуальный багаж. На этой основе формировались представления о свободе, которая понималась как предельное расширение этических рамок, отсутствие социальных ограничений для активности индивида. Эти идеи и стимулировали общественную активность, в их русле вырабатывались новые социальные и нравственные ценности. Немаловажным фактором был и отказ от сдерживающих морально-нравственных религиозных идеалов, XIX век – век атеизма, как сказал Ницше: «…мы убили бога» [3, с.48]. Преемственность культуры прекрасна и опасна тем, что все проблемы века минувшего рано или поздно станут проблемами века грядущего. Кризис европейской культуры в настоящее время стал частью мирового системного кризиса, и это обуславливает актуальность изучения особенностей культуры XIX века, как предтеч культурных потрясений века XX.

Целью настоящей работы является анализ культурной ситуации XIX века, определение основных стилей искусства, особенностей философско-мировоззренческих направленностей этого периода.

В соответствии с настоящей целью были выделены основные задачи работы:

· проанализировать социально-культурные особенности культурного состояния и его динамику в XIX веке;

· рассмотреть основные стили искусства XIX века, определив, исходя из рассмотренного особенности изменений мировоззрения.

Реферат состоит из 5 разделов. В первом сформулированы цель и задачи исследования, во втором описываются общекультурные и мировоззренческие особенности XIX века, проводится анализ причин изменения культурной ситуации, в третьем дается обзор основных культурных достижений, стилей сформировавшихся и развивавшихся в XIX веке, рассматривается их влияние на современную культуру, в четвертом сделаны основные выводы по содержанию работы, в пятом указаны основные первоисточники по теме работы.


1. Век утраченных идеалов

XIX век - век разочарований в идеалах века ХVIII. Упование на разум, попытка воплотить в жизнь общественный идеал, основанный на рациональных принципах, обернулось террором Великой французской революции, которая так и не привела к торжеству свободы, равенства и братства.

Традиционная буржуазная идеология провозгласила идеал свободного человека, который прокладывает себе дорогу в жизнь, используя природную сноровку, личную инициативу, напористость. На этой основе формировались представления о свободе, которая понималась как отсутствие внешних социальных ограничений для активности индивида. В качестве мотива такой деятельности выступал идеал свободного предпринимательства, накопительства, собственного бизнеса. Такой чисто индивидуалистический жизненный идеал пронизывал буржуазную идеологию ХVIII века. Эти идеи и стимулировали общественную активность, в их русле вырабатывались буржуазные социальные и нравственные ценности. Но в ХIХ веке этот идеал был претворен в жизнь, в реальности он оказался не столь привлекательным, как представлялось мыслителям ХVIII в., ибо идеал разумного, инициативного индивида воплотился в образе самодовольного буржуа.

Складывание нового типа национального централизованного государства получил свое воплощение в наполеоновской империи, мечта о национально-государственном монолите терпит крах, так как из национального государства он стремится стать мировой державой.

Промышленная революция, которая обещала прогресс и процветание, превратила человека в часть механизма. Несмотря на очевидный прогресс, увеличение производительности труда, человек не обрел возможностей для личностного выражения. Технический прогресс оказался обмененным на человеческую индивидуальность, на целостность человеческой личности. Детище эпохи Разума - наука - оказалась враждебной человеку, ибо ее достижения не изменили сущность человека к лучшему.

Революция 1848 года, которая воочию показала, что ни о какой свободе и равенстве и речи быть не может, смела последние иллюзии в отношении эпохи разума. Культурные доминанты XIX века непонятны, если не обращаться к характеристикам основных приоритетов культуры XVIII в., которые столь активно переосмысляются и отрицаются культурой последующего времени.

Ведущей темой буржуазной идеологии раннего периода было прославление разума, утверждение безграничности человеческого познания как залога осуществления гуманистических идеалов. Именно культ разума послужил идеологическим выражением оппозиции "неразумному" феодализму со стороны буржуазии. С ним было связано определенное понимание человека и общества, которое составило специфику идеологии Просвещения.

Ее исходным тезисом было то, что человек сам по себе, по своим внутренним задаткам и способностям является разумным существом, которое может осознать собственные возможности и организовать общественный строй на рациональных началах. Само общество рассматривалось как воплощение вжизнь социальных идеалов, которые могут быть оценены с точки зрения их соответствия "истинной" природе человека. Поэтому, для организации "свободного" общества с точки зрения просветителей, людидолжны иметь точные и ясные представления о подлинной природе человека, выявление которой они и считалисвоей задачей. Мышление ранних буржуазных идеологов было проникнуто оптимизмом, сознанием интеллектуального миссионерства: оно рисовалоперспективу восхождения к счастью на основе прогресса науки, техники и просветительской деятельности.

Традиционным стало убеждение в том, что человек способен познать природный и общественный мир. Отсюда задача философии понималась как выяснение и объяснение людям их способности к познанию, а, следовательно, и к покорению природы, выработка методов такого познания, успехи которого и должны были разрушить традиционное невежество и тем самым ликвидировать социальную несправедливостьи тирании. Лозунг "знание - сила" и стремление такое знание получить объединяли мыслителей различных философских направлений. Таков внутренний пафос взглядовБэкона и Декарта, Спинозы и Локка, Канта, Гегеля. Несомненный, безмятежный рационализм господствовал в западноевропейском сознании до середины XIX века, черпая свой оптимизм, находя подтверждение своей истинности в рационалистической философии XVIII века.

XIX век, разочарованный в ценностях эпохи разума, пытается выразить это разочарование, переосмысливая ценности, противопоставляя рационалистической философии новые философские концепции. Немецкий классический идеализм, столь популярный в начале XIX века сменяется другими философскими направлениями. Теперь Гегель становится символом ненавидимой цивилизации разума, ибо разум теперь осознается как создатель идеологии обмана. Именно в это время в философии совершается ряд "философских революций", бунтов против рационалистических концепций, попытки создания философии, исходящей из интересовиндивида. С.Къеркегор, например, ставит под сомнение правомерность всякойрационалистической системы и выдвигает в качестве критерия философствования тесную связь с человеческим индивидом, его фактическими чувствованиями, настроениями, переживаниями, с «безысходной трагичностью человеческого существования».

Учения Гегеля отвергается им за игнорирование жизненных проблем и переживаний реальных индивидов, за выключение из сферы философствования неповторимых человеческих ситуаций, за принесение фактического, живого, мятущегося человека в жертву анонимному и бесстрастному абсолютному духу.

Взгляды Кьеркегора отразили глубокие сдвиги в самом характере философии XIX в. и общественном сознании в целом. Мыслителей этого периода объединяет враждебность по отношению к разуму, к рационалистическим системам, которые не способны ориентировать человека в сложном мире, поскольку исключают из своего рассмотрения существенные измерения его жизни. Если раньше гуманистические представления были связаны с культом знаний, возвеличиванием разума в противовес "темным" не проясненнымпредрассудкам и подсознанию, то теперь возникают формы своеобразного "иррационалистического гуманизма", апеллирующему именно к подсознанию.

Так, философские воззрения А.Шопенгауэра представляют одну из иррационалистических концепций XIX в.

В своем труде «Мир как воля и представление » он показывает, что царящая в мире воля исключает закономерность природы и общества и тем самым научного познания. Воля ничего не делает, но она сама себя обманывает, ставя перед собой цели, когда же они достигнуты, она их отбрасывает. Воля вовлекает и человека, приводя его к страданиям.

Страдание же человека неотвратимо, ибо человек порочен по природе, вечно страдает от дурных наклонностей, либо от скуки.

Неудовлетворенное желание – это страдание и мука, а удовлетворенная страсть порождает скуку.

Так жизнь человека качается подобно маятнику между страданиями и скукой. Высшее благо – это полное удовлетворение воли, но это невозможно, ибо только отсутствие желания является путем освобождения от мирового зла.