Смекни!
smekni.com

Подход к потребностям человека в эпоху Возрождения (стр. 4 из 6)

Пьетро Помпонацци – типичный представитель ренессансной университетской культуры и философских традиций модернизированного аристотелизма. Помпонацци выходит за рамки аристотелевской традиции. Он считает, что Аристотель, как любой человек, мог ошибаться, и опыт Аристотеля гораздо важнее, чем его авторитет. Основные труды: «Трактат о бессмертии души», «О фатуме, свободе воли и предопределении».

Помпонацци принимает идею человека-«микрокосмоса», «малого мира». Человек является особым миром, он может придать себе любые качества и свойства. Это не только свойства добродетели и интеллекта, но и низменные свойства. Человеку присуща особая нравственность, несводимая к явлениям в мире животных. Соблюдать принципы нравственности очень тяжело, почти невозможно для большинства людей. Здесь Помпонацци делает оригинальный вывод, утверждая, что нравственная жизнь больше сочетается с признанием смертности души, чем её бессмертия. Если бы люди были добродетельны только из страха смерти, перед наказанием в «иной жизни», они бы осквернили саму добродетель. Однако для Помпонацци бессмертие души – неоспоримая истина, но истина веры, а не разума.

Душа в человеке – это главное, но душа смертна. Если человек умирает, душа этого человека сливается со всеобщим духом – Божеством, становится моментом надындивидуального разума.

Таким образом, человек уникален как телом, так и душой. Душа и тело человека неразрывно слиты. Следовательно, недопустимо дробление личности на душу и тело. Для Помпонацци существует Бог и божественное Провидение, и Бог ответственен за зло, творящееся в мире. В мире существует природная необходимость и Бог не должен ей мешать. Значит, зло существует ради блага вселенной. Зло – часть гармонии целого, зло носит частный характер, и Бог, в конечном счете, не ответственен за зло. Бог есть безличное начало, являющееся гарантом природного закона.

Никколо Макиавелли – один из первых социальных философов эпохи Возрождения, отвергших теократическую концепцию государства, согласно которой государство зависит от церкви как якобы высшей власти на Земле. Ему принадлежит обоснование необходимости светского государства: он доказывал, что побудительными мотивами деятельности людей являются эгоизм, материальный интерес. Именно в силу изначального зла человеческой природы, стремления обогащения любыми способами возникает необходимость обуздания этих человеческих инстинктов с помощью особой силы, каковой и является государство. В своих произведениях «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия», «Князь» философ приходит к убеждению, что именно право, юридическое мировоззрение людей, которое может воспитать только государство, а не церковь, создаст необходимый порядок в обществе.

Макиавелли заявляет, что церковь расшатала устои государственной власти, пытаясь соединить в своих руках духовную и светскую власть, ослабила в людях стремление служить государству. В трактате «Государь» он рассматривает способы создания сильного государства в условиях, когда у народа не развиты гражданские добродетели. Философ приходит к выводу, что все средства дозволены для достижения политических целей, и хотя государь должен руководствоваться общепринятыми нормами морали и поведения, он может с ними не считаться в политике, если это будет содействовать усилению государственной власти. Князь должен руководствоваться «кнута и пряника», сочетая в себе качества льва и лисицы.

Впоследствии действия политиков, которые пренебрегают нормами морали для достижения политических целей, использующие антигуманитарные средства для достижения цели, получили название макиавеллизма. Не Макиавелли изобрел эти принципы, он их увидел и обобщил, и они встречаются на каждом шагу в человеческой истории.

Мишель де Монтень – французский дворянин, мэр города Бордо. Монтень придерживался философии скептицизма, которая, ему казалось, полнее отражает дух эпохи, где познание истины все чаще относили к числу человеческих самообманов, и где не было господства ни одной философской системы. Основная Монтеня – «Опыты» - осталась его единственным шедевром, который он переделывал от издания к изданию всю жизнь.

Монтень хотел приблизить философию к человеку и его проблемам, к жизни в целом. Философия учит свободе; человек свободен тогда, когда следует законам природы, потому что он – природное существо. Человек – часть природы. Сам себя человек считает венцом творения и любимцем Бога.

Однако этот антропоцентризм, по мнению Монтеня, никак не подтверждается. В человеке есть искра разума – искра Божия, но это не костер. Человек чаще ошибается, чем познает истину. Величие человека скорее в том, чтобы осознать себя не господином, а частью природы, частью всего живого, существующего в гармонии с миром. В центре философии должна стоять наука о добре и зле – мораль.

Надо стремиться к любви и счастью, к покою души, к комфорту тела. Поскольку смерть неизбежна, а бессмертие души проблематично, не стоит из-за догм веры жертвовать полнотой жизни. Нельзя быть жестоким ни к другим, ни к самому себе. Жизнь обязательно включает страдание, не следует его умножать искусственно, но не следует его страшиться, жить по таким правилам – это значит жить достойно человека, считает Монтень.

Скептицизм Монтеня не означал принижение разума, или атеизма. В Бога Монтень верил, но знания божественных истин не допускал. Дела веры выше разума, вера вне разума, а философия не служанка теологии, но самостоятельное знание. Разум человека могуч и велик. Разум выше авторитетов и догм церкви, выше обычаев. Но разум не всемогущ. С одной стороны, разум ограничен верой. С другой стороны, разум ограничен органами чувств. Познание человека ограничено эпохой, полно заблуждений и устоявшихся мифов и предубеждений.

Во главе «Апология Раймунда Себундского» высказана идея разумного скепсиса. Суть её в том, что, несмотря на ограниченность разума, другого пути для науки нет. Разум всё проверяет, и себя самого. Постоянно сомневаться в знаниях – нормальное состояние ученого. «Что я знаю?» - вот лозунг Монтеня. Знание – всегда процесс, а не догма. Сомнение должно пронизывать человека.

4. «Новые люди»

С новыми условиями жизни и деятельности горожан было тесно связано их отношение к основным проблемам человеческого бытия – его смыслу, цели, нормам поведения человека в обществе. Горожане бессознательно ломали рамки традиционной феодально-церковной системы идей, характерной для средневекового западноевропейского общества.

Формирование людей нового типа приходится в основном на бурные XIV-XV столетия. Преобразование экономики положило начало свободной конкуренции. Предприниматель или купец в ожесточенной борьбе с соперниками мог опираться только на своих родственников или друзей. Перипетии политической жизни ещё более осложняли их положение. В этих людях несгибаемая воля нередко сочеталась с неразборчивостью в средствах. С горечью пишет о современниках флорентийский нотариус Лапо Маццеи в начале XV в.: «Каждый человек злобен, скареден, нечестив, спесив, завистлив, любит только себя, а ежели выказывает любовь к другому, то по купеческому способу: ты принеси пользу мне, а я - тебе». Одним из лейтмотивов памятных записок Джованни Морелли являются слова: «Не доверяй кому бы то ни было – своему слуге, любой женщине или мужчине, которые находятся в твоём доме, будь то родственник или чужой». «Сто раз проверь друга или, вернее, того, кого ты считаешь другом, прежде чем ты ему доверишься». В самом деле, в погоне за богатством пополан мог полагаться только на собственные силы.

Изменяется вся шкала религиозных и этических ценностей. Основные рыцарские добродетели – храбрость, мужество, стремление к подвигам, служение прекрасной даме – не упоминаются, изящество и красота отступают на второй план. Одной из главных добродетелей становиться умение наживаться. Джованни Морелли приступает к воспоминаниям с целью «воздать почесть и похвалу доблестной, доброй и святой жизни как нас самих, так и потомков, которых Господь дарует нам». Им движет также стремление показать «подлинно древнее происхождение» рода, к которому он принадлежит. Однако Морелли гордится своим родом не потому, что он знатен: его предки, поселившиеся во Флоренции примерно за 300 лет до его рождения, были людьми, не имевшими состояния. С восторгом рассказывает Морелли об отце, многократно увеличившим имущество и достойным поэтому «высшей славы».

Гордость звучит и в рассказе Бонаккорсо Питти о том, как он благодаря своей сметке заработал на спекулятивной сделке с бургундским вином 400 золотых франков. В глазах многих современников заслуживал уважения и человек, который приобрёл или сохранил состояние посредством хитроумных уловок.

В то же время у многих пополанов типичное для средневекового бюргера представление о скромном, соответствующем его положению образе жизни вытесняется жаждой роскоши. С этой целью подчас заключаются выгодные браки. Целью брака могло также быть упрочнение положения в обществе и продвижение по социальной лестнице.

Если же купец остается верен идеалу бережливости, этот идеал утрачивает средневековое значение: к бережливости склонен нередко тот, кто хочет преуспеть в своем деле. Такого типа купец склонен к крайней осторожности во всем – не только в делах, но и в сфере политики, где всегда могли произойти неожиданные бури и пертурбации. Морелли предельно откровенен в поучениях: «…всегда общайся с теми, кто обладает властью в государстве, подчиняйся их воле и приказам. Остерегайся порицать их начинания и дела, даже если они дурные; храни молчание или отзывайся о них только с похвалой…». Более того: «если кто-то хотя бы намеком выскажется против тех, кто правит, не слушай и всячески избегай его». Следует добавить, что это говорит не скромный торговец, а богатый и влиятельный купец, который несколько раз занимал во Флоренции политические должности. Для делового человека характерно укрыться за стенами своего дома, когда в городе происходят народные волнения. Чертальдо остерегает читателя: «Не спеши выйти, если на улице беспорядки. Оставайся дома и делай вид, что ты ничего не знаешь. Таким образом ты избежишь ссор и неприятностей и останешься в безопасности».