Смекни!
smekni.com

Положение женщины в китайском обществе (стр. 4 из 6)


3. Законодательство о положении женщин в Китае

В январе 2001 года Президиум ПК ВСНП после многочисленных бурных дебатов, консультаций со специалистами (юристами, социологами, психологами) принял решение о вынесение поправок на широкое всенародное обсуждение, поскольку изменения закона затрагивают интересы всех жителей Поднебесной, где семья всегда являлась основой общества и опорой государства. Ли Пэн в своем выступлении в парламенте подчеркнул важность обсуждения поправок в Закон КНР о браке, сказав, что стабильность брака и семьи - ключевой фактор в обеспечении социальной стабильности и социального прогресса. Проект закона был опубликован 15 января 2001 года в средствах массовой информации КНР.

28 апреля 2001 года 28 сессия ПК ВСНП 9 созыва абсолютным большинством (127 голосов - за, 1 - против, 9 - воздержавшихся) утвердила новую редакцию Закона КНР о браке, которая вступила в силу в тот же день.

Новая редакция Закона КНР о браке в своей основе базируется на тексте Закона о браке 1980 года, имевшем 5 глав и 37 статей, состоит из 6 глав ("Общие положения", "Брак", "Семейные отношения", "Расторжение брака", "Меры по оказанию помощи и ответственность", "Дополнительные положения") и 51 статьи. Кроме главы 5, которая является абсолютно новой и посвящена судебно-правовой ответственности, все остальные разделы подверглись ревизии.

Статья 3 помимо запрета бигамии была дополнена положением, которое гласит: "Запрещается также совместное проживание одного из супругов с другим лицом противоположного пола". Такого рода сожительство ясно свидетельствует о нарушении закона и является основанием для привлечения к ответственности людей, имеющих внебрачные связи. Лица, уличенные в двоеженстве, подлежат аресту и тюремному заключению до двух лет в соответствии с Уголовным кодексом КНР. Более того, пострадавшей стороне гарантируется денежная компенсация при расторжении брака.

Несмотря на все высказанные мнения о декларативности положения о супружеской верности, новая статья 4 содержит это положение. "Супруги должны быть верными друг другу и взаимно уважать друг друга; члены семьи должны почитать пожилых, любить детей и помогать друг другу; они должны соблюдать равноправие, поддерживать гармоничные и цивилизованные супружеские и семейные отношения". Сексуальная распущенность и внебрачные связи не были отнесены к явлениям, угрожающим принципу единобрачия. Таким образом, китайские законодатели, отвергнув предложение о введении уголовной ответственности за адюльтер как противоречащий свободе личности, свободе выбора, рассчитывают на опосредованное влияние этой формулировки на общество. В ней они видят обращение к традиционному менталитету китайцев, таким ценностям, как взаимная преданность и взаимоподдержка членов семьи, приоритет семейных связей, все еще широко распространенных к китайском общественном сознании. Тем не менее совершенно очевиден перевод традиционных семейных ценностей из плоскости патриархальной семьи, где они сформировались и функционировали, в плоскость равных, гармоничных, здоровых и цивилизованных отношений между членами современной эгалитарной семьи. С нашей точки зрения, такая экстраполяция имеет несколько очевидных противоречий, легко преодолимых в декларациях и на бумаге и не столь быстро исчезающих из общественного сознания. Изменение менталитета требует смены 3-4 поколений, дабы ценности традиционного общества переплавились в ценности современного человека, живущего в условиях рыночной экономики, информационного общества, глобализации и интенсивного влияния совершенно иных культурных ценностей.[5]

Строго говоря, закрепление супружеской верности в качестве долга никак не может находиться под контролем закона, поскольку затрагивает сексуальные отношения. В том случае, если один из супругов не соблюдает указанного принципа по каким-то причинам, вариантом решения проблемы может стать расторжение брака. Кроме того, в комментариях акцент сделан на то, что к лицам, имеющим внебрачные связи, должны применяться партийные и административные дисциплинарные взыскания, они должны стать объектами общественного осуждения.

Значительно обновлена 2-я глава закона, посвященная вступлению в брак. Так, статья 8 дополнена положением, требующим обязательной регистрации брака. Таким образом, в китайском семейном праве не признается законным так называемый гражданский или фактический брак. Данная поправка внесена в закон с целью максимального ограничения распространенной в сельских районах практики супружеских отношений без регистрации. В том случае, если лица, состоящие в подобного рода отношениях, обращаются в народные суды с имущественными или иными исками, они, в соответствии с новой редакцией закона, должны в первую очередь зарегистрировать брак, и только после получения свидетельства о браке народные суды принимают иски к делопроизводству.

Внесение этой поправки отвечает прежде всего интересам государства, обеспокоенного ростом фактических браков и сложностями, возникающими в этих условиях с реализацией жесткой демографической политики. Объявление вне закона фактических браков - попытка изменить негативную ситуацию, заставив всех вступающих в брачные отношения официально оформлять их в органах регистрации, что позволит государству эффективнее контролировать рождаемость.[6]

Если же посмотреть на непризнание фактических браков с точки зрения интересов женщин, то их права и интересы при отказе мужчины регистрировать брак остаются незащищенными. С одной стороны, объявление фактических браков вне закона должно, по мысли законодателей, подтолкнуть пары, не зарегистрировавшие свои отношения, к регистрации, а с другой - определенным образом освобождает мужчин, состоящих в подобных отношениях, от всех обязательств по содержанию жен в случае их отказа от регистрации. С нашей точки зрения, эта поправка не отвечает интересам женщин и не защищает их права, в то время как права детей от фактических союзов защищены статьей 25 закона, уравнивающей внебрачных детей и детей, рожденных в браке.

Три абсолютно новые статьи - 10, 11 и 12 - посвящены недействительным бракам и процедуре аннулирования брака. В соответствии со статьей 10 брак считается недействительным при наличии четырех условий: бигамия; вступление в запрещенный законом брак с родственником; с лицом, страдающим заболеванием, не позволяющим ему вступать в брак; несоответствие брачному возрасту. Браки, заключенные по принуждению, аннулируются. Бесспорно, действие статьи 11 направлено на защиту прав женщин, на борьбу с торговлей женщинами и насилием в отношении женщин. В этой связи особо следует отметить положение "если аннулирования брака требует сторона, чья личная свобода была противоправно ограничена, то заявление может быть подано в течение года со дня восстановления личной свободы". К сожалению, торговля женщинами все еще не изжита в КНР, однако китайское руководство в соответствии со взятыми международными обязательствами предпринимает усилия для преодоления указанного явления, приводя национальное законодательство в соответствие с Декларацией об искоренении насилия в отношении женщин и Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

В формулировании и принятии данной статьи значительную роль сыграла активность неправительственных женских организаций и ВФЖ, проведших огромную работу по подготовке предложений по внесению поправок в Закон и ознакомлению общественности с фактами насилия в отношении женщин.

Статья 12, регулирующая имущественные отношения лиц, состоявших в браках, впоследствии признанных недействительными, также содержит положения, защищающие права и интересы женщин и детей. Впервые в китайское семейное право введен принцип "невиновной стороны", защищаются имущественные права стороны, состоявшей в законном браке в случае аннулирования брака по факту двоеженства. Особенно важно, что к детям, родившимся в недействительных браках, применяются статьи закона, относящиеся к взаимоотношениям родителей и детей. В статье особо оговаривается, что "имущественные интересы стороны, которая состояла в законном браке, при урегулировании имущественных отношений не должны нарушаться" при аннулировании брака по причине бигамии.

Значительные изменения претерпели статьи, регулирующие имущественные взаимоотношения супругов. Новая редакция четко и недвусмысленно определяет границы имущества, совместно нажитого супругами в браке, и личного имущества каждого из супругов. Так, в статье 17 четко, в отличие от старой редакции, перечислены типы доходов и имущества, которые составляют общую семейную собственность супругов. К ним относятся заработки, премии супругов, доходы от производственной, управленческой и интеллектуальной деятельности, имущество, полученное по наследству и вследствие договора дарения, а также иное совместно нажитое имущество. Ст. 18 определяет, что относится к личному имуществу супругов, в первую очередь делается акцент на имуществе, которым стороны владели до брака. Это положение приобрело особую актуальность в условиях рыночной экономики и распространяющейся практики повторных браков.[7]