Смекни!
smekni.com

Развитие культуры народов Центральной Азии во второй половине ХIХ - начале ХIХ века (стр. 8 из 12)

Общественное и политическое жизнь в Центральной Азии основном сосредоточивалось исключительно в городах, где имелось русское населения, в особенности в Ташкенте, который являлся не только административным центром Туркестанского края, но и краевым центром просвещения и культуры. Первые печатные органы в крае появляются в Ташкенте. С 28 апреля 1870 года стали входить «Туркестанские ведомости» первая официальная газета, положившая начало периодической печати в крае. С этого года печатались приложения к этой газете арабским алфавитом на одной четверти листа выходившие четыре раза в месяц: два раза на узбекском и два раза на казахском языках.

С начала 1883 г. «Приложения» превратились в небольшую самостоятельную газету «Туркестан вилоятининг газеты». Она выходила один раз в неделю на узбекском языке тиражом 500 – 600 экземпляров, а с начала 1885 г. по 1901 г. газета издавалась с переводом текста и на русский язык. В связи с этим увеличился, и ее тираж и газета стала называться «Туркестанская туземное газета». Газета должно было называть, сообщать местному населению касающиеся его административные распоряжения, области общественной и сельскохозяйственной жизни, народного образовании, а также сообщать о научных открытиях, распространять среди коренного населения полезные сведения из истории и географии края, полемиризовать с татарскими панисламистскими газетами по вопросам обще мусульманского характера и наконец, помещать корреспонденции из разных местностей края, в которых описывались народные обычаи и местные происшествие. Так например, в газете были напечатаны заметки «о древнегреческом медресе Сократе», об «Аристотеле», об открытии французского ученого «Пастера», об открытии «Америки» и другие.

Руководитель и многолетний редактор «Туркестанской туземной газеты, Н.П. Остроумов расширил программу установленную царским правительством и ее неофициальной части в разные годы стали печататься произведения узбекских писателей Фурката, Мукими, а так передовая произведения Крылова, Пушкина».

В Туркестанском крае издавались и другие официальные и частные газеты и журналы так например, в городе Ташкенте являющийся не только административным центром Сыр – Дарьинской области, но и политическим, экономическим центром культуры всего Туркестанского края, из газет на русском языке издавались частные газеты, «Окраины» (1890) «Русский Туркестан» (1907). В годы первой русской революции «Русский Туркестан» как и газета «Самаркаанд» стала легальной газетой, выходившей под большевистском руководством. В 1905 году появилась газета, «Среднеазиатская жизнь» (1905 – 1908 г.г.) Умеренно – либерального направления придерживающаяся принципов изложенных в «Манифесте 17 октября 1905 года». Издавалось также газета «Туркестанский курьер» (1908 – 1917 гг.), которая носила буржуазный характер органом Ташкентской группы. РСДРП являлось нелегальная газета, «Рабочий», которая издавалась в 1905 г., а в Ташкентским комитетом партии социалистов – революционеров, тогдашнее подпольно, в 1907 – 1908 г.г. издавали нелегальную газету «Молот».

Из журналов в Ташкенте издавались еженедельный журнал «Туркестанское сельское хозяйство» (1906-1918гг) иллюстрированный двухнедельный журнал «Туркестанский земледелец, журнал Известия Ташкентской городской думы», на узбекском языке; ежемесячный журнал «Дехкан», журнал «Ислах». В закаспийской области на русском языке из газет издавались; «Асхабад», «Закаспийское обозрение», «Вестник Средне - Азиатской железной дороги», на туркменском форсидском языках-Закоспийское туземное газета и другие.

В ферганской области из газет выходили на русском языке официальные «Ферганские областные ведомости», перед самой октябрьской революцией в городе Коканде газета «1914год», носившая монархистско-шовинистский характер «Ферганская жизнь», «Туркестанский край», русско-туземная газета «Ферганское эхо», «Голос Ферганы», на еврейском языке – «Рахмин», в которой печатались лишь агентские телеграммы, в г. Самарканде издавались во время. Первой русской революции - известная газета «Самарканд» литературно-общественное и политическая газета «Заря Туркестана», в г Андижане – ежедневно выпускалось газета «Туркестанское слова».

В Семиреченской области из газет издавались, семиреченские областные ведомости (1884-1917г.г.), позже, с января 1910г «Семиреченский сельскохозяйственный листок» который располагался во всем селениям бесплатно, «Семиреченская жизнь – общественно - литературная газета и мемориационный журнал «Семиречье». В периоде первой русской революции в 1907г в г. Верном вышло всего лишь три номера нелегальной газеты «Обстрел» - органа Семиреченской революционной группы социалистов.

Среди легальных русских газет, выходивших в Туркестане, особого внимание заслуживают «Туркестан» издававшаяся в Ташкенте с 1898г.

И Самарканде (печатовщаеся в Самарканде с 1904г). Обе они в различные периоды своего существование имели различные направлении.

Как известно, революционная волна 1905г заставила царское правительство пойти на некоторые уступки, в частности, допустить известную «свободу печати», в это время руководство газетами. «Русский Туркестан» и «Самарканд» перешло к редактором большевиком (М.В. Морозову, А.Б. Борейшя, Быховскому, Кудали), стремившимся использовать их для пропаганды большевистских лозунгов и разоблачение политики царизма.

В связи с публикацией подобных статьей газеты «Русский Туркестан» и «Самарканд» неоднократно закрывались, штрафовались, а их редакторы-издатели все время преследовались и подвергались репрессиями со стороны царской администрации, но газеты продолжали выходить под другими названиями. Например, газета «Русский Туркестан» стала печататься под названием «Туркестан» затем «Вперед», а газета «Самарканд» впоследствии называлось «Зоравшан», затем новый Самарканд 1906г. Морозов, Быховский и другие большевики арестованы, а газеты закрыты.

В Туркестане имелись газеты ленинского направления; «Искра», «Вперед», «Пролетариат», «Заря».

В начале ХХ века в Центральной Азии появляются и начинают распространяться первые узбекские газеты. В 1906году в Ташкенте выходят частные газеты «Таракки» («Прогресс») и «Хуршид» («Солнце») в 1907году «Шухрат», в 1908году – «Азия» и «Руджар» («Торговец»), в 1912году в Бухаре стали выходит газеты «Бухарам Шериф» и «Гуран» в Ташкенте «Голос Туркестан». Редакторами этих узбекских газет были джадиды-заядлые буржуазные националисты, проповедовавшие через печать свои реакционные идеи.

В Киргизии распространялась довольно большое количество печатных изданий родного содержания и направлений, на разных языках особенности концу (начале века).

Представители передовой русской интеллигенции и деятели сельскохозяйственных обществ на территории Центральной Азии, в том числе в Киргизии стремились и через периодическую печать распространять сельскохозяйственные знание, пропагандируя лучшие методы ведение земледелие и животноводства. Таким образом, появляется первый печатный орган в Киргизии - Пржевальский сельский хозяин, который начал издаваться в марте под реакцией известного в уезде пчеловода Я.В. Силина.Что можно сказать о печатных изданиях на Киргизском языке, нам известны всего 4 книги, вышедшие в 10-х годах CC веке, авторами которых были киргизы; История Киргизии и «История Шабданов». О. Сыдыков, написаны не на родном киргизском языке, а на старо чагатайском.

В Уфе в 1911г была издана поема акына Молдо Кылыча «Кысса-и-Зилзала».

Вхождением Киргизии в состав Росси появление на ее территории первых ростков культуры и культурно - просветительных учреждений несомненно явилось. Большим прогрессивным шагом. Через эти учреждения и периодическую печать до сознания киргизского народа начали доходить идем свободы, пробуждая его стремление к новой, лучшей жизни, к культуре

2.2 Развитие устного народного творчества

Отличительной чертой богатого и разнообразного устного народного творчества туркмен является преобладанием лирических форм.

Это прежде всего различные песни; колыбельные, девичье - ляле, плачи свое образные подблюдные подчас высоко - художественные, социально заостренные. В таких эпических жанрах, как героический эпос (например, Гер-оглы), повествование ведется в прозе, а кульминизационные моменты и психология героев раскрываются через стихотворные лирические монологи. Видимо, переходным звеном между чисто лирическими песнями и героическим эпосом следует считать дестан.

Любовно-приключенческий сюжет в дестанах излагается прозой, внутренний мир героев обрисовывается в лирических монологах. Очень часто даже загадки - матал, поговорки и пословицы – накыл, аталар сози выражаются или в виде целом стихотворной строфы или же ритмической прозой.

Второе, популярности место занимают дестаны – героические романтические и фантастические; всем или присущ - приключенский характер.

Значительные места в туркменском народном творчестве занимают сказки. В отличие от дестанов на них почти нет отпечатка книжной традиции, жизнь было очень тяжело, с этого у туркмен не было каких – либо, профессиональных, распространителей и них хранителей сказок. Их рассказывали повсеместно обычно пожилые люди.

Содержание сказок чрезвычайно разнообразно. Они делятся на основные группы; а) сказки о животных; б) волшебные или фантастические и в) бытовые или новеллистические сказки.

Если не было каких - либо, профессиональных или иных распространителей и хранителей сказок, то можно определить, по сути дела все они остались и распространялись, устном варианте.