Смекни!
smekni.com

Растительные мотивы в гжельской росписи (стр. 11 из 13)

Проделаем такой опыт. Пропустим луч света через стеклянную трехгранную призму и обнаружим, что белый цвет разложится на ряд составляющих, постепенно переходя один в другой. Эти цвета, включенные в состав белого цвета, называют спектром. В природе мы часто наблюдаем явление радуги, это не что иное, как спектр.

Цвета, которые можно охарактеризовать цветовым тоном — красный, желтый, зеленый, синий, относят к хроматическим.

Ахроматические цвета — это черный, белый и все серые. Примером может служить черно-белая фотография или экран черно-белого телевизора.

Следует также пояснить детям, что такое светлота и насыщенность цвета.

Термином насыщенность определяют степень отличия хроматического цвета от ахроматического. Светлота же есть степень присутствия в каждом красителе белого цвета. Например, если синий цвет разбавить водой, то он будет светлее. Таким образом мы можем получить определенное количество синих цветов, и все они будут различны по светлоте. То же можно наблюдать с любым другим цветом. Таким образом, светлота будет характеризовать каждый вариант синего цвета. Однако если в светлый синий, например, добавить немного черного, то получим более темный цвет, который будет иметь еще характеристику и по насыщенности.

Проделаем ряд упражнений.

Кружковцы должны нарисовать пять прямоугольников и закрасить их: первый — темно-синим цветом, последний — светло-синим. Промежуточные закрашиваем синим, постепенно убавляя краситель. Таким образом, получится плавный переход от темно-синего до светло-голубого. Над этим первым рядом прямоугольников ребята должны написать слово светлота. Иногда вместо термина светлота употребляют —растяжка цвета.

Второй ряд прямоугольников иллюстрирует понятие насыщенность. Здесь нужно взять средний по светлоте, например, тот же синий цвет и закрасить им первый прямоугольник. Последний прямоугольник закрасить серым без синего, но равным по тону закрашенному синему. Все остальные прямоугольники заполняются с постепенным уменьшением синего и в равной степени прибавлением черного цвета. После таких упражнений школьники будут правильно понимать термины насыщенность и светлота.

Один из важных законов цветоведения — закон контраста. Все предметы воспринимаются нами благодаря контрастам: темный предмет на светлом фоне смотрится отчетливее и, наоборот, если взять светлый предмет, он заметнее на темном фоне.

Беседу о контрастах хорошо построить так, чтобы ребята сами захотели ее продолжить, привели бы примеры из окружающей их жизни.

Тема: “Основные законы композиции”.

Руководитель дает краткие сведения о композиции. Говорит о достижении стилевого единства и выбора главного композиционного центра, симметрии, ритме, пропорциональности и масштабности. На практических занятиях кружковцы зарисовывают с таблиц основные схемы композиционного построения. Выполняют задания по заданному элементу: построить орнамент, узор, применяя принципы симметрии.

В процессе работы необходимо упомянуть о том, что все произведения искусства создаются по законам композиции, их несоблюдение или незнание приводит к нарушению гармонии в произведении.

Слово композиция в переводе с латинского языка означает расположение, составление, сложение. Композиция — это способ построения художественного произведения, принцип связи однотипных и разнородных компонентов и частей между собой. Одним из главных условий достижения правильного композиционного решения является соблюдение единства произведения, которое достигается органической связью всех частей композиции. Например, композиции гжельских мастеров отличаются стилевым единством росписи и формы, несмотря на то что выполнены они на разных предметах. Птицы, животные, растения выполняются в свободной кистевой манере письма. Рассказ о композиции гжельских мастеров лучше сопровождать показом образцов, иллюстраций альбомов и книг.

Одним из условий достижения гармонии в композиции является создание впечатления цельности. Этого можно достичь оправданным ограничением общей формы, количественной соразмерностью частей. Выделение главного, композиционного центра, подчинение этому центру отдельных деталей, которые могут иметь свой малый центр, но не приковывать внимание зрителя, такая соподчиненность деталей усиливает внутреннюю связь элементов и обогащает зрительное восприятие. Задача руководителя — научить ребят выделять главное в композиции, правильно определять композиционный центр. В гжельской росписи это может быть крупный цветок — розан, птица, деревенский пейзаж.

Можно предложить и другой способ: обобщить мелкие элементы орнамента росписи, сконцентрировав их в одном месте. Следует обратить внимание кружковцев на то, что главное в композиции можно выделить не только цветовым контрастом, но и большим пространством белого не заполненного по периферии листа или вычленить центр легким графическим решением.

Сочетание темного и светлого создает контраст в композиции. Композиционный центр может быть выделен за счет более темной разработки основных элементов росписи. Прием контраста часто используют художники Гжели. Их цветы резко выделяются на контрастном белом фоне. Юному художнику нужно подсказать, что в работах округлой формы главный композиционный центр может располагаться на пересечении радиальных линий. В квадратной или прямоугольной форме проще располагать центр посредине. Это классические варианты решения. Однако в работах прямоугольной или другой формы центр может быть расположен как в верхней, так и в нижней части.

Нужно также дать сведения кружковцам о законе симметрии и ритме. Симметрия в переводе с греческого языка означает соразмерность частей художественного целого. В симметричных формах всегда подразумевается ось, относительно которой симметричные части располагаются в зеркальном отражении. Пользуясь законом симметрии, художники достигают завершенности и целостности.

Если текстильщики не могут пройти мимо такого понятия, как раппорт, то гжельцы в своих произведениях этот закон почти не используют. Раппортом называют повторяющиеся мотивы. На гжельских произведениях этот элемент росписи можно встретить в мелкой пластике при росписи костюмов или отдельных частей одежды: рубашек, юбок, платьев, а также в разработке орнаментальных полос.

Таким образом, ребята узнают о симметрии, при которой повторяющиеся раппорты, мотивы как бы перевертываются вокруг своей оси, а элементы, составляющие орнамент, изображаются в зеркальном отражении. На занятиях учащиеся изучают орнамент полосы, различают основные схемы симметричного построения. Они уясняют, что выразительность композиционного решения зависит как от симметричного, так и асимметричного расположения деталей. Уравновешенность в произведении возникает за счет использования осей.

На занятиях следует напоминать школьникам о том, что симметрия почти всегда дополняется ритмом, который возникает при частом повторе осей симметрии. Ритм в переводе с греческого языка , означает мерность, такт, т.е. соразмерное чередование каких-либо элементов с определенной частотой. Надо научить кружковцев использовать повторение элементов, чтобы усилить выразительность. Создать чувство ритма в росписи возможно только при использовании закономерности так называемой триады, т.е. наличия трех повторений элементов в орнаменте по убывающей или возрастающей величине. Ритм в орнаменте, в свою очередь, характеризует движение элементов, изменение и развитие мотивов, передает переход от одного состояния к другому. Таким способом можно, казалось бы, неподвижному орнаменту при помощи ритмически расположенных элементов придать динамику.

Не следует смешивать два понятия: раппорт и мотив. Мотив — это часть орнамента, главный его элемент. Мотив может представлять собой один элемент — это простой мотив. Сложный мотив состоит из нескольких элементов, объединенных в орнаментальное образование.

На занятиях росписью следует остановиться на связи полосы орнамента с общей росписью всего изделия, т.е. согласованности композиции орнамента с формой предмета. Орнамент должен располагаться не отдельно от предмета, а подчеркивать форму изделия. Украшение на плоскости должно размещаться так, чтобы соотношение элементов между собой и плоскостью изделия было правильным. Нужно научить юных художников располагать орнамент на поверхности изделия так, чтобы он равномерно заполнял пространство. Свободные участки фона росписи должны подчиняться общему ритму. Надо найти оптимальное влияние фона на всю композицию орнамента, чтобы не создалось впечатление пустоты или тесноты. Поэтому они должны чаще смотреть на свою работу на расстоянии, чтобы увидеть ошибки. Мелкие детали нужно обобщать с целью выделения главного композиционного центра и пропорционального соотношения деталей росписи. Решая эти задачи, ребята создают состояние внутреннего равновесия — правых и левых частей композиции. Однако надо помнить, что противостоящие и разные по масштабу элементы композиции могут уравновешивать друг друга. Так, небольшой по размеру и тщательно разработанный мотив может быть дополнен большим по масштабу орнаментом, но без детальной проработки. На конкретных примерах работ художников Гжели можно видеть, что элементы растительного орнамента — листочки, цветы, завитки подчиняются ведущим линиям — веткам, длинным и гибким стеблям. Безошибочно можно угадать главную часть - композиционный центр, которому подчинены все элементы росписи.