Смекни!
smekni.com

Растительные мотивы в гжельской росписи (стр. 12 из 13)

Неповторимость, выразительность росписи придают использование завитка, елочки, сеточки. Сюжеты для орнаментов гжельцы находят в окружающей природе, а также используя традиционные мотивы и формы старых образцов.

Между композицией орнамента и композицией создаваемого изделия много общего. Ребята знакомятся с правильной последовательностью работы в росписи. Сначала карандашом на маленьком эскизе придумывается мотив и композиция росписи. Затем намечаются общие основные линии росписи, выделяется главный композиционный центр, решается пропорциональное соотношение частей, образующих орнамент, намечаются главные детали. Затем круглой большой кистью «гжельским махом» закладываются основные мазки розана, листьев. Движения руки кружковца должны быть уверенными и смелыми. Большую кисть (№ 16 - 22) сменяет миниатюрная (№ 1 - 3), которой очень аккуратно и быстро прорисовываются тонкие линии. Затем кистью (№ 4 - 6) прокладывают капельки. Через несколько минут роспись готова. В гжельской росписи не делается тщательная карандашная прорисовка. Кружковцы учатся сразу работать кистью.

В практической работе дети выполняют росписи в круге, прямоугольнике, квадрате, овале с различным расположением композиционного центра. Строят росписи по заданному мотиву с использованием принципа симметрии и асимметрии. Кружковцы знакомятся с орнаментальными композициями гжельских мастеров, выполняют копии с характерными признаками орнаментов и их элементов. На этих занятиях широко используются изделия мастеров, открытки, зарисовки и репродукции. Руководитель рассказывает, что с давних пор человек стремится украсить свое жилище, предметы быта. В росписи посуды орнамент имеет ведущее место. В то же время роспись может служить как украшение интерьера. Поэтому мы рассматриваем эту работу, как роспись типа эскиза для гжельской посуды или мелкой пластики и как самостоятельное произведение искусства.

Орнамент одно из наиболее важных художественных средств. В гжельских росписях орнамент занимает значительное место. Поэтому руководитель объясняет ребятам понятие узор и орнамент.

Орнамент в переводе с латинского языка означает украшение, т.е. узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.

Узор — это рисунок, элементы которого могут располагаться произвольно. Если же элементы узора располагаются систематизированно, то это орнамент. Различают целые группы орнаментов по характеру составляющих элементов. Основные признаки орнамента: происхождение, назначение и содержание. Технический орнамент — рисунок, который состоит из простейших клеток. Например, спиралеобразные витки, напоминающие плетение веревок, и т.п. Символический орнамент — орнаментальные образы символов или их система, которые изображают животных, людей, орудия труда. Геометрический орнамент — строгое чередование ритмических элементов любой геометрической формы. Растительный орнамент — сочетание цветов, листьев, веточек, трав. Каллиграфический орнамент составляется из отдельных букв или элементов текста. Фантастическийэто изображения символического и мифологического содержания. Астральный орнамент изображает небо, звезды.

При объяснении материала нужно обращать внимание на то, что любое изображение животных или птиц, взятое для украшения произведения прикладного искусства или художественного конструирования, всегда подвергается стилизации. Процесс перевоплощения реальных образов природы в орнаментальные мотивы сложен. Отбирается самое типичное и характерное, придавая орнаменту новое образное содержание.

Организация и ход некоторых занятий

Тема: “Сплошная линия”.

Школьники оставляют на столе только маленькую круглую беличью кисть (№ 1-3), банку с водой, стеклянную или пластмассовую палитру, на которой положена одна синяя или черная краска, лист бумаги размером 20 х 30 см.

Первоначально ребята проводят на листе по линейке несколько линий карандашом, а затем кистью.

Ребята осматривают кисть, промывают ее. Затем аккуратно набирают краску, еще раз осматривают ее кончик и уверенно проводят тонкую прямую линию.

Дается новое задание: построить простейший орнамент, состоящий из тонких линий.

Руководитель проводит одну линию, параллельно ей — вторую, третью тоже параллельно, но на более близком расстоянии. Четвертую еще ближе, а пятую совсем рядом; затем еще столько же линий, но в обратном порядке. Получается простейший орнамент полосы.

Это задание должны повторить ребята.

Так заканчивается первое практическое упражнение на проведение тонких сплошных линий.

Тема: “Орнамент полосы из тонких линий”.

Дети проводят параллельные тонкие линии под разным наклоном. Орнамент строится за счет различного ритмического расстояния между линиями. В гжельских росписях часто применяется орнамент из сеточки. Используя разные наклоны и расстояния между линиями, можно получить самые разнообразные сеточки.

Руководитель показывает, как делать точки — аккуратные и круглые. Надо взять тонкие круглые палочки, обмакнуть их в краску одним концом и сделать круглый отпечаток на бумаге.

Волнистая тонкая линия

При рисовании волнистой тонкой линии надо следить, чтобы высота и ширина изображаемых волн были одинаковыми. Сначала ученики проводят линии карандашом, а уже по карандашному следу — кистью. Когда ученик сделает 5-10 таких линий, он попытается работать только кистью.

Следующее задание повышенной трудности: проводить одни линии светлыми, а другие — темными. Учитель напоминает, что в орнаменте можно использовать и другие известные элементы: прямые, тонкие линии, точечные заполнения. Показывает варианты подобных работ. У учеников возникают новые представления, и они с удовольствием их осваивают.

Тема: “Широкие линии разной насыщенности”.

На следующем занятии руководитель показывает, как проводить кистью широкие линии: сначала — темную, затем — светлее и светлее, наконец совсем светлую, линии делает разной толщины. Рисует орнамент клетки из разных по ширине и насыщенности полос.

Трудность выполнения широкой линии разной насыщенности заключается в том, что след на бумаге, оставаясь с одной стороны темным, постепенно переходит в более светлый, почти белый. Это достигается за счет того, что на большую кисть (№ 16 - 22) набирается краска на одну сторону.

Существуют три вида классического геометрического орнамента: полоса, клетка, «горох». Ученики убеждаются в том, что, даже из «гороха» можно создать множество интересных орнаментов. Приводятся примеры разнообразных геометрических орнаментов и обращается внимание ребят на то, что в этом орнаменте нет сюжетной основы, но он сохраняет свою эстетическую ценность из-за строгого чередования ритмических элементов и тоновых разнообразий. Примером может служить греческий меандр, изображающий волну, круг, солнце.

Геометрические орнаментальные формы способны вызвать в нашем представлении сложные ассоциации, связанные с жизненными процессами и явлениями, что говорит о сохранении эстетических качеств геометрического орнамента.

Тема: “Капелька”.

Самым распространенным является растительный орнамент. Обучение этому орнаменту начинается с капельки. Этот элемент напоминает дождевую каплю, иногда похожую на лепесток цветка ромашки, слегка наклоненного в разные стороны. Иногда обучают рисовать капельку методом примакивания. Дети прикладывают к бумаге кисть, которая как печать оставляет след. Этот способ не позволяет рисовать капельку с наклоном удлиненную или укороченную. Для изображения капельки берется кисть № 5-7. Она должна иметь не острый кончик, а слегка полукруглый. На палитре готовят круглую беличью кисть, смоченную водой.

Затем набирают краску и прикасаются кистью к бумаге так, чтобы начало мазка было полукруглым. Ведут кистью вниз, чуть-чуть ее приподнимая и поворачивая. При этом кисть оставляет все более тонкий след. Рядом так же кладут другой мазок. Если слегка повернуть бумагу, по окружности образуется цветок, напоминающий ромашку. При рисовании ромашки поворот осуществляем сначала в одну сторону до половины цветка, затем для второй половины — в обратную сторону. Если сделать наклон только в одну сторону, то получится изображение, напоминающее шестеренку. Если кисть не поворачивать, мазок будет прямым.

4 Организация выставок

В конце учебного года проводятся отчетные выставки, которые знакомят школьников с творчеством кружковцев. Руководитель кружка и администрация школы заранее проводят подготовительные работы для организации экспозиции. Такие выставки способствуют развитию творческих способностей и художественного вкуса у зрителей.

Большое эмоциональное воздействие на зрителя оказывает художественное оформление выставки. Сколько радости и удовольствия получают дети, встречаясь с героями любимых сказок, басен, литературных произведений. При определении содержания декоративного монтажа следует исходить из основной темы выставки и конкретного материала, который необходимо распределить по разделам. Экспонаты должны быть удобно расположены для осмотра и сопровождаться надписью с указанием имени, фамилии и возраста автора. Необходимо заранее подготовить информационный материал о работе выставки, организовать консультации, привлечь к работе юных экскурсоводов.

На выставке педагоги, художники, методисты обмениваются опытом по эстетическому воспитанию школьников.

Встреча с художественным творчеством детей — это радость открытия красоты окружающего мира, радость творческого труда в создании изделий декоративно-прикладного характера. Поэтому выставка не только отчет о работе, но и праздник.