Смекни!
smekni.com

Роль памятников русской культуры в истории Российского государства (стр. 3 из 8)

В 1976 году в башне открылось образцово-показательное кафе первой категории. В годы Перестройки заведение было приватизировано и превращено в кооперативный ресторан, а потом — в обычное ООО. В настоящее время в башне расположен ресторан «Белая башня».

3. Белёв и его исторические памятники русской культуры

Белёв — один из самых старинных городов Русского государства. В силу сложившихся обстоятельств он всегда играл видную роль в борьбе русского народа за свою свободу и независимость. Не один раз приходилось встречать ему под своими стенами многочисленных врагов и давать им достойный отпор.

В течение многих веков верно стоял этот древний город на страже юго-западных окраин земли Русской.

Возникший в глухом уголке владений восточнославянского племени вятичей, Белёв принадлежал сначала киевским и черниговским князьям, а затем был включен в состав Московского княжества.

В XVII веке Белев перенес тяжелое бремя польско-литовской интервенции. Под стенами города сражались с царскими войсками восставшие крестьяне под руководством Ивана Болотникова.

Об этих давно минувших временах, о героических событиях далекого прошлого, ставших достоянием истории, напоминают нам памятники старины, документальные источники, сохранившиеся в народной памяти прежние названия отдельных мест и поселений, рек и речушек, урочищ и оврагов.

Время основания Белёва точно не известно. Первое упоминание о нем встречается в Ипатьевской летописи под 1147 годом. В 1437 г. снова встречаем Белёв на страницах русских летописей в связи с нападением на город одного из ханов Золотой орды Улу Мухаммеда.

Земли, расположенные по верхнему течению реки Оки, и в частности территория современного Белёвского района, начали заселяться еще в глубокой древности. Археологические раскопки в Белёве, Дольцах, Федяшево, Воронце, Жабыни, Сныхове, Казарке показали, что в этих местах жили люди эпохи неолита. Уже в третьем — начале второго тысячелетия до н. э. на территории между современными городами Белёвом и Серпуховом располагались стоянки племен родового общества, занимавшихся охотой и рыболовством. Здесь сложилась своеобразная археологическая культура, известная под названием белёвской. Она характеризуется керамикой с ромбическо-ямочным орнаментом, кремневыми орудиями с массивными ножевидными пластинами, каменными топорообразными орудиями и узкими длинными «кинжалами». Следами древнейших поселений остались стоянки и городища на территории Белёвского района.

Возникновение города Белёва связано с общим ходом социально-экономического развития восточно-славянских племен. В первом тысячелетии нашей эры территория современного Белёвского района входила в земли восточнославянского племени вятичей. Основным занятием их было земледелие. Наряду с этим они занимались скотоводством, рыболовством, бортным промыслом, охотой и звериным, в частности беличьим, промыслом.

В XI—XII веках в земле вятичей возникают города — укрепленные центры ремесленного производства и торговли. Одним из них и являлся Белёв.

О происхождении названий города Белёва существует несколько гипотез. Одна из них утверждает, что слово «белёв» финского происхождения. Однако, вятичи, проживавшие на территории современного Белёва, никогда не были завоеваны финнами, и их культура не оказала никакого влияния на вятичей. Так, что эта гипотеза маловероятна.

Другие исследователи отметили, что корень в слове «белёв» - «бел», от которого производное в современном русском языке – «белый». У древних славян пользовались особым уважением и почитанием небесные светила, которые олицетворялись с понятиями ясности, чистоты, белизны. Один из важнейших богов у славян был Белбог, символизирующий свет и жизнь. Белый цвет олицетворял у славян юность и свет. Слово «бел» использовалось также для определения признаков различных предметов, названий городов, поселков, речек, озер (Белгород, Белоозеро, Белобережье и т.д.); белое место – земля, свободная от податей; белый человек – свободный никому неподвластный.

По мнению крупнейшего белёвского краеведа XIX века протоиерея Воскресенской церкви М.Ф.Бурцева свое название Белёв получил от слова белка, так как этим зверьком изобиловали окружающие город леса, а сами беличьи шкурки «служили для местного населения предметом обмена и сбыта. Возможно, что первоначально город назывался Беловекшеск (векша— белка), а в результате дальнейших сокращений приобрел современное название Белёв.

Место, где возник Белёв, было расположено на высоком и крутом берегу р. Оки. Укрепив это место искусственным городищем, вятичи получали довольно мощную крепость и в случае необходимости могли успешно обороняться от врага.

В Х в. земли вятичей, расположенные по верхнему течению Оки и ее притокам, вошли в состав. Древнерусского государства.

Святославу и другим киевским князьям не раз приходилось «усмирять» вятичей, с большим трудом удерживая их в повиновении. Верховья Оки, в том числе территория современного Белёвского района, неоднократно превращались в арену ожесточенных стычек между княжескими дружинниками и вятичами. Возможно, что названия речки Серебрянка, Велья-Гривенка и Резанька, о которых имеются сведения в писцовых книгах и которые обозначены на картах Белёвского уезда, ведут свое название с тех времен, когда киевские князья налагали дань на вятичей.

Когда Древнерусское государство распалось, Белёв вошел в состав Черниговского княжества. В 1246 году после смерти последнего черниговского князя Михаила Всеволодовича Черниговское княжество, в свою очередь, распалось на более мелкие уделы. Одним из таких уделов было Новосильское княжество, в состав которого вошли города Одоев и Белев.

В 1368 г. один из новосильских князей Роман Семенович присягает на верность московскому великому князю Дмитрию Донскому, участвует со своей дружиной в Куликовской битве 1380 г. и ряде других сражений на стороне Москвы. За это Новосильское княжество подвергалось опустошительному нападению со стороны великого князя литовского Витовта, который захватил Белёв и присоединил его к своим владениям. Спасаясь от литовцев. Роман Семенович покинул Новосиль и перебрался в более безопасный, окруженный со всех сторон лесами, Одоев. Однако в 1407 г. Одоев также был захвачен Литвой и присоединен к ее владениям.

После смерти Романа Семеновича Литва стремится усилить свое влияние в захваченных ею русских землях, расположенных по верхнему течению Оки, закрепить за собой Одоев и Белёв, вбить клин в отношения между Одоевским княжеством и Московским государством. С этой целью, рассчитывая. заручиться симпатиями одоевских князей и сделать их своими верными вассалами, литовские князья в 1468 г. подарили г. Белёв с волостями брату одоевского князя Льва Романовича Василию Романовичу в удельное княжение, при условии «верной службы» и принятия унии. Так возникло Белёвское удельное княжество, одно из трех (Одоевское, Новосильское), существовавших в древности на территории современной Тульской области. Литва была заинтересована в существовании мелких, раздробленных русских княжеств, так как это ослабляло Московское государство и облегчало борьбу с ним.

Белёвское удельное княжество, небольшое по размерам, занимало незначительную часть территории современных Тульской и Калужской областей. Восточным соседом княжества являлся Одоев, на севере его граница проходила около Козельска, на юге — вблизи Болхова, на западе — недалеко от Жиздры.

Иван III навсегда присоединил Белёв к Москве. С этого времени белёвские князья сделались служилыми у московских государей. Во главе белёвских дружин их посылали под Смоленск против поляков и на Тульскую оборонительную линию против татар. Последний из белёвских удельных князей Иван Иванович в 1531 г. был первым воеводой сторожевого полка в походе на Литву.

В 1558 году Иван Грозный, укрепляя централизованное государство с единой самодержавной властью, выслал Ивана Ивановича в Вологду и заточил в монастырь, где тот и умер, а город включил в число земель, взятых в опричнину и предназначавшихся для «испомещения», т. е. содержания царских служилых людей.

Особенно опустошительным для Белёва был период польско-литовской интервенции XVII века. Занимая пограничное положение, он оказался в числе наиболее разоренных территорий Московского государства. В 1611—1615 гг. город и окружавшие его села и деревни были уничтожены почти полностью. Уцелевшие посадские люди и крестьяне, оставшись без крова и куска хлеба, превратились в нищих и кормились подаянием вокруг белёвских церквей и монастырей.

В 1613 г. литовцы сожгли острог. Белёвский воевода Гагарин доносил в Москву: «белёвский острог взяли, а он с дворянами и детьми боярскими отсиделись в городе».

В 1615 г. на Белёв и его окрестности напал польский гетман Лисовский, но был разгромлен русскими войсками во главе с народным героем Д. М. Пожарским и бежал в направлении на Перемышль и Алексин.

В 1618 г. на город напал польский воевода Чаплинский, но был отбит белёвскими воеводами Левшиным и Афремовым, погибшими в этой битве.

В XVI—XVII вв. Белёв входил в оборонительную линию Русского государства - засечную полосу, поэтому большое внимание уделялось его укреплению. Еще при первом белёвском удельном князе Василии Романовиче была построена дубовая крепость с башнями, перерубами и бойницами, с земляным валом со всех сторон, двумя воротами и тайником, выходившими к Оке.

В 1719 г. во время большого пожара города, крепость со всеми 11 башнями была уничтожена, сгорела церковь Успения, канцелярии, острог, тюрьма. В мужском монастыре сгорели 2 церкви. Сгорели 9 приходских церквей, богадельни, 295 жилых домов, лавки и амбары, харчевни и кузницы. Пожар уничтожил земский двор, гостиный и кружевной дворы.