Смекни!
smekni.com

Роль памятников русской культуры в истории Российского государства (стр. 5 из 8)

Императрица Елизавета Алексеевна

Интересен и угловой дом на площади Революции. В ресторане, который в нем располагался, отобедал А.С.Пушкин, проезжавший через Белёв в 1829 году, о чем он вспоминал в своем «Путешествии в Арзрум».

Бродя по улицам Белёва, не раз невольно останавливаешься перед обывательскими домами и домиками, не утратившими до наших дней скромной красоты и привлекательности. Строили их не заезжие столичные знаменитости, а простые каменщики и плотники, безупречно знавшие свое мастерство и стремившимися сделать красивым всё, что создавали их руки. Такую же картину можно увидеть во многих старинных русских городах.

Каким же разительным констрастом этому выглядят чудовищно уродливые небоскребы с нелепыми башенками, понастроенные в Москве в последнее десятилетие заезжими гастарбайтерами из «ближнего зарубежья» и навсегда испортившими архитектурное своеобразие Москвы, превратив ее в заурядный полузападный город. А если учитывать, что для строительства этих коробок сносятся под разными предлогами старинные здания, имеющие историческую ценность (за последние 10 лет таких зданий снесено более 600), то становится понятным, во что превратится столица при таком подходе к строительству.

Не миновала подобная участь и Белёва. В послевоенные годы город интенсивно восстанавливался. Но, как ни печально, именно в эти годы он утратил большое количество церквей и колоколен, что значительно обеднило силуэт застройки города.

4. История Московского сада Эрмитаж

Сад «Эрмитаж» в Каретном Ряду основал известный московский антрепренер, театральный предприниматель и меценатЯков Васильевич Щукин.

Летом 1894 г. известный московский антрепренер Яков Васильевич Щукин, реализует свою идею создания театрального сада с первоклассной театральной программой на уровне лучших европейских образцов. Сразу, после подписания договора об аренде с выкупом участка, без промедления, он организует масштабные работы по расчистке заброшенной территории, служившей в качестве городской свалки.

Владение в Каретном Ряду на тот момент было в весьма плачевном состоянии: большая его часть прежде служила свалкой, все было завалено остовами карет, экипажей и прочим самым невообразимым хламом. В зимний период сюда свозился снег со всех близлежащих улиц и площадей Москвы.

Для того чтобы сделать эту территорию цветущим садом Я.В. Щукин решает снять верхний слой грунта на глубину около 1 метра и заменить его черноземом. Только при осуществлении этого плана, по воспоминаниям современников, было задействовано более 50.000 возов!

Очевидцы этих событий были поражены энергией и деловыми качествами Якова Васильевича, сумевшего создать на этом месте прекраснейший сад, великолепное место для отдыха самой взыскательной публики.

Все в этом саду было создано под непосредственным руководством Якова Васильевича. Он собственноручно высаживал многие из специально отобранных им экзотических цветов для украшения своего сада.

В том же 1894 году Я.В. Щукин открывает летний сезон своего театра. Здание зимнего театра, открытое по его инициативе еще в 1892 г., его не устраивает, и он вкладывает средства в его обновление. Для этого потребовались значительные суммы, но задуманное дело того стоило. И театральная труппа Щукина, через довольно короткое время, уже работает на сцене перестроенного театра.

16 декабря 1894 г. под названием «Новый Эрмитаж» открывается зимний театр Щукина. А уже 2 января того же года Щукин устраивает благотворительный дневной спектакль для воспитанников учебных заведений Москвы. В антрактах детям предлагались бесплатное угощение и подарки. Зимние сезоны 1896г. и 1897г. открывались выступлениями впервые приглашенного в Москву выдающегося итальянского исполнителя Густаво Сальвини.

Открытие летнего сада театра «Эрмитаж». Официальное открытие сада состоялось 18 июня 1895 года.

Перед открытием сада, православными священнослужителями был совершен торжественный молебен и чин освящения.

По традиции сад открывался для публики в шесть часов вечера. В программе были известные струнные оркестры, знаменитые вокальные исполнители, сцены из оперетт, а также множество других интересных артистов самых разнообразных жанров выступали до позднего вечера. В саду работал превосходный ресторан, также имевший свою качественную художественную программу.

Сад «Эрмитаж» Щукина быстро завоевал популярность среди взыскательной московской публики. В течение летнего сезона 1895г. в саду побывало в общей сложности более 70 тыс. посетителей.

Неустанно трудясь над совершенствованием своего детища, Щукин регулярно выезжает заграницу, для изучения мирового опыта в сфере увеселительных садов. Большое внимание Яков Васильевич уделяет техническому оснащению своего театрального сада. В Европе он заключает контракт на установку автономной дизельной электростанции (впервые в Москве), для освещения театральных зданий и создания иллюминации в саду. За рубежом им была также заказана новейшая модель автоматизированной системы орошения . После установки, которой, полив растений в любой точке сада осуществлялся точно в заданное время.

Лучшие артисты и мировые знаменитости. Яков Васильевич лично занимался привлечением на работу в театр лучших коллективов и оперных певцов, оркестрантов, цирковых мастеров: в театре гастролировали Сара Бернар, Эрнесто Росси, Густаво Сальвини, итальянская опера с Жюлем Девайлом, известные струнные и духовые оркестры.

Здесь, впервые в Москве, состоялся показ изобретения братьев Люмьер - кинематографа. Огромным успехом пользовались оперная труппа князя Церетели с участием Е. Цветковой и И. Тартакова, романсы в исполнении М.И. Вавича, А.Д. Вяльцевой, оперные постановки труппы С.И. Мамонтова, бенефисы Ф.И. Шаляпина.

На сцене щукинского театра выступала неповторимая Анна Павлова. Последняя гастроль легендарной балерины в России состоялась в «Зеркальном театре» сада «Эрмитаж» в 1914 году .

Множество талантливейших художников того времени было привлечено к работе в театре - Врубель, Рерих, Левитан, Васнецов, Бальмонт, Серов, Коровин, Бауэр и другие.

«Зеркальный театр» в саду «Эрмитаж».1960-е гг.

Вид на «Зеркальный театр».1960-е гг.

Московский сад «Эрмитаж». 1960-е гг. Фотографии из личного архива автора. © П. Л.-Щукин

Первые сезоны МХТ Знаменательным является и тот факт, что именно Я. В. Щукин предложил дату для открытия Художественного театра К.С. Станиславскому. Открытие МХТ состоялось в здании театра «Эрмитаж» 14(26) октября 1898 года. Именно здесь состоялись премьеры спектаклей «Царь Федор Иоаннович», «Чайка», «Дядя Ваня», первая авторская читка А.П. Чеховым его новой пьесы «Три сестры».

Построенный в 1909 году в стиле модерн летний «Зеркальный театр» (архитектор А.Н. Новиков), предназначенный исключительно для летних представлений, к 1910 году приобретает свой окончательный вид.

Реализуя замысел владельца, парковое пространство с регулярной планировкой было объединено архитектором с пространством открытого театра, превращаясь в удивительно уютное фойе из живой листвы.

В планах Якова Васильевича была постройка грандиозного для той поры здания театра, рассчитанного на 4000 мест. В короткие сроки было возведено здание известное теперь как «Щукинская сцена».

В начале 1917 года Я.В. Щукин, уезжает с семьей в Крым. Вскоре после большевистского переворота 1917 года, сад «Эрмитаж» был национализирован. Но история сада Щукина на этом не заканчивается. Летом 1918г., а также в 1919 и 1920гг. в Зеркальном театре выступал Ф.И. Шаляпин, однако в 1922г. вместе с семьей он покидает Россию.

Несмотря на исторические перипетии, в период революции, так и в последующее советское время, сад «Эрмитаж» в целом сохранился и сохранил свою театральную функцию, определенную его создателем, как основную.

27 июня 1987 года на сцене Зеркального театра состоялось последнее выступление на московской сцене замечательного актера Андрея Миронова (1941-1987) в спектакле «Женитьба Фигаро».

В 1979 году московский сад «Эрмитаж» получает статус памятника садово-паркового искусства.

Настоящим положительным вкладом в современную историю сада «Эрмитаж» была деятельность выдающегося русского дирижера Евгения Колобова (1946-2003), по инициативе которого была проведена реконструкция здания Зеркального театра, с сохранением первоначального стиля здания, использованием мотивов его декора, и бережным отношением к истории. Открытие, в год 850-летия Москвы, «Новой Оперы» Колобова в реконструрированном Зеркальном театре фактически возродило историческое театральное значение сада в культурном пространстве города.

В 2004 году отмечалась 110-ая годовщина сада «Эрмитаж».

5. Псковский Спасо-Преображенский Мирожский монастырь

Псков впервые упоминается в русских летописях под 903 годом в связи с именем равноапостольной княгини Ольги Российской, которая была взята в жены князю Игорю "от Пскова". По данным археологических исследований первое поселение возникло еще ранее - в VI-VII вв. Само название Пскова - финно-угорского происхождения, происходит от топонима "смоляная вода" - так переводится название реки Псковы, в месте слияния которой с рекой Великой и был основан город.

Начиная с X века, Псков был одним из крупнейших городов Киевской Руси, после утраты единства которой в XII веке, присоединился к Новгородскому государству. Псков и Новгород были стратегическими союзниками: на протяжении столетий их противником на западе был Ливонский Орден, а также Литва. Взаимоотношения Пскова и Новгорода были союзническими, однако не были лишены трений и даже периодов противостояния. "Младший брат" Новгорода всегда стремился к большей самостоятельности. Псков имел свое вече и богатые традиции самоуправления. Постоянная внешнея конфронтация с ливонцами, литвой, чудью, пограничные столкновения, ставшие частью "образа жизни" псковичей, способствовали внутренней консолидации городского социума.