Смекни!
smekni.com

Русская свадебная обрядность в контексте русской культуры: история и современность (стр. 6 из 7)

У этого явления было больше минусов, чем плюсов. Потому что в итоге такой пропаганды «свободной любви» к институту брака отношение изменилось с серьезного на прямо противоположное. Тот факт, что развестись стало возможным легко и свободно, во многом нивелировал ответственность друг к другу людей, вступивших в брак. Также стоит учесть тот факт, что в основном новое брачное законодательство действовало в городах. Город – не деревня, где все друг друга знают, и общественное мнение, ранее имевшее далеко не последнее значение для сельского человека, теперь перестало играть свою роль. Если в сельских общинах отношение к разводу было негативным, то в городе просто некому было выражать это общественное мнение.

В деревнях сохранялись традиционные церковные браки, но быстрыми темпами происходила урбанизация, и сельского населения становилось с каждым годом все меньше. Оно массово переселялось в города.

В 1925 году был принят новый кодекс законов о семье и браке. Наиболее существенным его нововведением было придание правового значения фактическим брачным отношениям. Регистрация брака не была отменена, но фактические брачные отношения были во многом приравнены к зарегистрированному браку. Полного равенства между ними, однако, не было, но в дальнейшем судебная практика их уравняла. То есть, теперь стало вовсе необязательно даже регистрироваться в ЗАГСе. Расторжение брака в суде было отменено совсем. Брак расторгался в органах ЗАГСа, причем без вызова второго супруга, ему только сообщалось о факте развода. Запись об отце внебрачного ребенка производилась по заявлению матери, поданному после рождения ребенка. Никаких доказательств от нее не требовалось. Отцу лишь сообщалось о такой записи и предоставлялось право обжаловать ее в суде в течение одного года.

Однако в 1944 г. правительство резко ужесточило семейный кодекс. Были приняты указы о запрещении установления отцовства детей, рожденных вне брака, и о признании брака как существующего только у пар зарегистрированных, а не состоящих в фактическом браке, в связи с чем таким парам требовалось немедленно зарегистрироваться.

Также была усложнена процедура развода: брак отныне расторгался лишь в случае признания судом необходимости его прекращения. Сама процедура расторжения брака стала более сложной. Заявление о разводе с указанием мотивов расторжения брака подавалось в народный суд. После этого в местной газете публиковалось объявление о возбуждении дела о разводе. Народный суд рассматривал дело и принимал меры к примирению супругов. То есть, брак становится социалистической ценностью, внебрачные отношения в среде обычных граждан комсомол и партия осуждают.

Институт семьи крайне важен для общества. Ведь именно в семье происходит зарождение и воспитание пока маленького, но будущего члена этого общества. Но о каком воспитании может идти речь, если сегодня у него семья есть, а завтра нет? Каких детей сможет в будущем воспитать он сам?

Разумеется, пресловутый штамп в паспорте не может сохранить чувства между мужчиной и женщиной, если таковых больше не осталось. Однако, с другой стороны, процедура вступления в законный (и тем более церковный) брак налагает определенную ответственность на людей, заставляет их более внимательно и тщательно выбирать партнера для совместной жизни. Возможно, в деревенских браках, где люди женятся один раз и навсегда, любовь тоже не длится вечно, но в этом случае у человека складывается иная психологическая установка. Человек нацелен на сохранение семьи и воспитание детей, а к своему партнеру относится более терпимо и уважительно.

Последствия такого халатного отношения государства к институту семьи мы можем наблюдать сегодня во всей красе. В российском обществе намечена тенденция «игнорирования» зарегистрированных браков. Молодые люди, не состоявшие в браке, и более старшее поколение, побывавшее в браке, не спешат с узакониванием сложившихся фактических брачных отношений. Каждый 10-й брак в России является незарегистрированным. Более того, лица, состоящие в зарегистрированном браке, допускают сожительство вне брака. Как следствие негативного отношения в обществе к семье и браку отмечается снижение рождаемости. По результатам переписи 1989 г. на каждую женщину, достигшую репродуктивного возраста, приходилось 1,8 ребенка. В 2002 г. — приходилось 1,5 ребенка [26].

В настоящее время государство обеспокоено сложившейся ситуацией. Одним из приоритетных направлений его деятельности является демографическая политика. Так, существуют социальные программы материнских выплат за второго ребенка по 250 тысяч рублей, программы «Жилье молодой семье», 2009 год был объявлен годом семьи.

Реализация же этих проектов далеко не всегда соответствует действительности. Взять к примеру Владивосток. Мэром Пушкаревым И.С. был подписан указ о сокращении финансирования государственной программы по обеспечению жильем молодых семей с 26 до 9 млн. рублей, то есть почти в 3 раза. Налицо – отсутствие контроля в регионах со стороны государства.

Выплаты материнского капитала также сталкиваются со множеством трудностей. Для реализации всех этих социальных программ необходимо также принятие специальных нормативно-правовых актов.

Несмотря на все это, не все предпочитают неофициальный брак. Люди все же женятся и выходят замуж. В России (и, в частности, во Владивостоке) существует множество агентств, предлагающих услуги по организации свадеб. Это и выбор «стиля» свадьбы, и детальная разработка сценария (конкурсов, костюмов и т.д.), и приглашение известных личностей в качестве гостей, предоставление услуг лимузина или других эксклюзивных автомобилей, и аренда банкетного зала, и его украшение, оформление цветами, воздушными шарами... Всего не перечислить. Справедливым будет утверждать, что в России, несмотря на не слишком благоприятную демографическую обстановку, существует свадебная индустрия. Свадьбу обслуживает множество людей и учреждений. К уже вышеперечисленным можно также добавить изготовителей свадебной одежды и аксессуаров, а также развитый рынок свадебных фотографов и видео-операторов (без них уже не обходится ни одна свадьба). Раз вся эта индустрия существует, следовательно, она окупает себя и приносит доход. Следовательно, рынок свадебных услуг востребован и имеет тенденции к развитию.

Также возрождается обряд венчания. Если около 10 лет назад это было не более чем исключением и данью моде, то сейчас все больше пар заключает церковный брак. Причем часто это делает не только молодожены, но и те супруги, которые уже какое-то время (иногда довольно долгое) состоят в государственном браке.

Говоря о современном бракосочетании, необходимо отметить, что оно значительно отличается от традиционного русского обряда. Во-первых, язычество уже давно стало для людей лишь совокупностью суеверий, во-вторых, во многом разрушена традиция церковного брака. Сейчас уже никто никого не сватает, мир стал совершенно другим, у человека появилось больше свободы, поменялась система ценностей. Человек - сам хозяин своей судьбы, и сам выбирает себе спутника в жизни.

В свадебном ритуале все же остались некоторые устойчивые элементы. Это обручальные кольца, белое (или светлое) платье невесты и фата. Также многие пары, не прибегая к помощи различных праздничных агентств, организуют свои свадьбы сами. Очень часто воспроизводится сценарий выкупа или похищения невесты. На выходе из ЗАГСа или церкви молодоженов часто осыпают рисом, монетами или конфетти. Свадебный автомобильный кортеж, оглушительно сигналя, непременно объезжает традиционный список памятных мест в городе (изначально - элемент городской русской свадьбы, когда молодая семья объезжала всю свою родню). А вот бросание невестой своего букета - западная традиция.

Справедливым будет заметить, что в настоящее время в России наблюдается стремление к возрождению древних традиций, и то же мы можем видеть в свадебном обряде.


Заключение

Институт семьи является важнейшей частью общества. Бракосочетание – это то обрядовое действие, через которое создается новая семья. Обряд и ритуал бракосочетания является важнейшим событием и ритуалом в жизни человека. Формирование свадебной обрядности известно у славян с VI века нашей эры. В Х веке на Русь пришло христианство. Его ввел князь Владимир, чтобы сплотить раздробленное феодальное государство. Но разумеется, многовековые традиции язычества не могли быть мгновенно заменены на христианские. Так как князь Владимир вводил христианство мирно, оно постепенно переплеталось со старой верой, старым богам давало новые имена, но не меняло их сущность. Языческие обычаи самым причудливым образом переплелись с христианскими, и в итоге на Руси вплоть до XV-XVI веков вполне мирно сосуществовали две религии.

Что касается собственно свадебного обряда, то в деревнях вплоть до XVI века христианству не удалось полностью вытеснить язычество. Лишь к XVII в. церкви удалось прочно ввести освященную религией форму брака. Под влиянием христианства постепенно стали исчезать и трансформировались старые обычаи и обряды. Так же постепенно складывались нормы брачного права.

Во второй половине XVII в. более резкой стала граница между господствующими классами и народом. Социальное расслоение сказалось и на отношении к старому свадебному обряду. Этот обряд, ранее распространенный во всех слоях общества, становится в основном привилегией простого народа.

Деревенская свадьба отличалась красотой и монументальностью, была сложна по композиции и состояла из множества различных по происхождению, характеру и функции элементов. Разнообразие этих элементов связано с региональными и социальными особенностями. В свадебном обряде того времени отчетливо просматривались не только «пространственные» различия, но и «временные» напластования, пережитки разновременных форм брака. В обрядах причудливо переплетались действия, связанные с языческими верованиями и христианской религией.