Смекни!
smekni.com

Физиологическое исследование немецкой овчарки (стр. 8 из 16)


Но отдельные немецкие овчарки, все же, случайно попадали в нашу страну. Это были собаки разного качества, в основном купленные по случаю и привезенные людьми, работавшими за границей, не преследовавшими целей разведения. Зачастую эти собаки даже не попадали в поле зрения специалистов. Многие из них так и остались неизвестными. Но и те, которых мы знаем, "растворились" в море популярной в то время восточно-европейской овчарки. Пожалуй, лишь три производителя, благодаря удачному стечению обстоятельств, вошли в историю породы нашей страны. Это - Олаф ф. Адлергешталь (владелец - Паладичев, г. Днепропетровск), Бери ф. Глюккеншпиль (владелец - Клюев, г. Днепропетровск) и Гектор ф. д. дойче Фольксполицай (владелец - Артемьев, г. Москва), привезенные из ГДР в конце 60-х годов.

Олаф и Бери, находясь в Днепропетровском клубе, использовались преимущественно в Украине. От нескольких вязок с суками германского происхождения они дали качественное по тем временам потомство, положив начало разведению немецкой овчарки в нашей стране. Гектор жил в Москве и, скорее всего, его постигла бы участь большинства импортированных собак, безвестно "канувших в лету", если бы с ним не была повязана днепропетровская сука - Мирта (владелец - Дисковская). От этой вязки родился кобель, сыгравший колоссальную роль в разведении немецкой овчарки СССР в период 70-х годов. Это был знаменитый Каро (владелец - Чедлеев, г. Днепропетровск) - победитель Днепропетровской выставки 1971 года, который пользовался неслыханной популярностью у заводчиков и за свою долгую жизнь оставил огромное количество потомков. Наиболее известные из них - Кончак (владелец - Ярмак, г. Харьков), Ян-Эмир (владелец - Евдокимов, г. Днепропетровск), Джин (владелец - Корнюк, г. Днепропетровск), Кайра (владелец - Романюк, г. Днепропетровск), Айна (владелец - Добролюбова, г. Днепропетровск), Джина (владелец - Чернявский, г. Днепропетровск) - впоследствии не раз становились победителями выставок и широко использовались в разведении разных клубов.
Инициаторами движения в защиту немецкой овчарки в СССР стали известные кинологи, эксперты Всесоюзной категории, истинные энтузиасты породы - Евгений Яковлевич Степанов и Елена Николаевна Орловская (г. Москва). Сейчас мало кто из нового поколения собаководов помнит этих людей. Но именно им мы обязаны тем, что немецкая овчарка пришла в нашу страну. За свои начинания Е.Я. Степанов и Е.Н. Орловская, решением Федерации служебного собаководства СССР, в 1974 году были дисквалифицированы как эксперты и отстранены от какой-либо кинологической деятельности. Но, у них осталось много последователей, которые работали исключительно на своем энтузиазме и любви к породе.
Первыми полулегальными центрами по разведению немецкой овчарки международного типа стали Днепропетровский и Черкасский клубы в Украине, Горьковский, Волгоградский и Казанский клубы в Российской Федерации. Позднее это движение захватило и другие регионы. Традицией стало проведение в городе Днепропетровске, как одном из первых центров разведения немецкой овчарки, крупных специализированных выставок. Ежегодно со всех уголков Советского Союза на Днепропетровскую выставку съезжались любители этой породы, привозили показать лучших собак, обменяться новой информацией, опытом работы.

К началу 70-х годов появляется возможность импорта немецких овчарок из ГДР. В восточной Германии, также долгое время находившейся в изоляции, к тому времени сформировался обособленный тип овчарки, характеризующийся небольшим ростом, крепким сложением, темным окрасом, рельефной выразительной головой, но вместе с тем и комплексом анатомических недостатков, таких, как укороченность грудной клетки, крупа, плеча. Тем не менее, эти собаки выгодно отличались от восточно-европейских овчарок, превосходя их по многим показателям. Главное - они были более темпераментны и работоспособны.
За неимением других возможностей, все социалистические страны были ориентированы тогда на тип немецкой овчарки ГДР-овского разведения.
В начале 70-х годов в Москву был привезен очень интересный кобель - Акбар ф. Абендротгротте (владелец - Каменков) - сын победителя ГДР Гайера ф. Барутер Ланд, инбредный в степени 3-3 на Гундо ф. Штольпер Ланд - основателя одной из прогрессирующих в то время линий ГДР. Акбар стал победителем Днепропетровской выставки 1975 года, и позднее широко использовался на поголовье многих клубов Союза. Лучшие его дети - Гринта (владелец - Костенко, г. Днепропетровск), Грона (владелец - Сокрутенко, г. Днепропетровск), Граф (владелец - Сидоренко, г. Днепропетровск), Нега (владелец - Штандаров, г. Днепропетровск), опять же, были получены от днепропетровских сук.
Одним из лучших ГДР-овских кобелей того времени, несомненно, был Бонго ф. Трайфельсберг (владелец - Королев, г. Москва). К сожалению, он никогда не выставлялся на выставках, хотя в качестве экстерьера и яркости типа ему не было равных. Он обладал интенсивным темно-серым окрасом, объемной выразительной головой и хорошими пропорциями корпуса. Кроме того, Бонго был ценен своим происхождением, крепкой психикой и прекрасными рабочими качествами. Диплом по дрессировке высшей степени был получен им в ГДР. Бонго проявил себя и как выдающийся производитель, несмотря на то, что использование его было ограниченным, и количество полученных от него щенков весьма невелико. Лучшие его потомки - Лобо (владелец - Игнатов, г. Луганск) и Лотта (владелец - Архангельская, г. Луганск) внесли существенный вклад в развитие немецкой овчарки нашей страны.
Особое слово следует сказать об известном производителе - Гундо ф. Хаус Крюгер (владелец - Цируле, г. Рига). Так случилось, что долгое время о нем ничего не знали, и он практически не имел использования, за исключением нескольких, повязанных с ним прибалтийских сук. И только, когда на крупных выставках случайно стали появляться его дети, определенно заслуживающие внимание, Гундо вызвал интерес к себе разведенцев. Пик его племенного использования пришелся уже на преклонный возраст. Он отличался незаурядным экстерьером и был очень препотентен в передаче своего типа детям. Несмотря на то, что некоторые его потомки отличались излишней сухостью, в целом они были довольно высокого качества. Лучшим его сыном и достойным продолжателем стал Фокс (владелец - Поповский, г. Одесса) - победитель Днепропетровской выставки 1983 года.
Несомненно, выдающейся собакой того времени был Цезарь ф. Марморпалайс (владелец - Туркина, г. Пенза). Кобель разведения ГДР, инбредный на известную производительницу тех лет Лесси ф. Шлосс Цецилия в степени 2-2. В Днепропетровске в 1977 году он занял третье место в старшем классе, уступив сыновьям Каро - Кончаку (владелец - Ермак, г. Харьков) и Ян-Эмиру (владелец - Евдокимов, г. Днепропетровск).
Значительное влияние на разведение немецкой овчарки того периода оказали Фальк ф. д. Шлоссгротте (владелец - Церпинская, г. Москва), Хайнер ф. Глокенэкк (владелец - Желудько, г. Донецк), Эро ф .Виндбург (владелец - Иванова, г. Минск), Альф ф. Хассельгрунд (владелец - Пименов, г.Киев), Боб ф. Кайзертрутц (владелец - Петренко, г. Днепропетровск), Немо ф. Шлосс Цецилия (владелец - Гончар, г. Днепропетровск), Дольф ф. д. Нордштрассе (владелец - Еричев, г. Ленинград).
Период 70-х годов стал первым этапом разведения немецкой овчарки в нашей стране и вошел в историю как "период Каро". Появление Каро - эффектного, ярко окрашенного кобеля с крепким костяком и выразительной головой, было воспринято разведенцами как качественно новый этап в работе с породой, с последующей ориентацией на его тип. А вместе с тем, Каро не был лишен недостатков, характерных для собак того времени - удлиненной поясницы, слабой спины, коротковатого бедра и лопатки. Он широко использовался в разведении многих клубов, стабильно наследуя свой тип со всеми, присущими ему как положительными, так и отрицательными качествами.
Вероятно, ориентация на модель Каро была первой и, к сожалению, не единственной ошибкой в разведении немецкой овчарки нашей страны. Ведь уже в то время в Советском Союзе стали появляться первые представители западногерманского типа, имеющие более современное происхождение и более совершенные конструктивные черты. К сожалению, использовались эти собаки непростительно мало и их влияние на породу оказалось незначительным. Разведенцам, настроенным на модель Каро потребовались годы, чтобы оценить их преимущества.
Одной из первых таких собак был вывозной из Финляндии Суойан Цорро (владелец - Пучковская, г. Ленинград). Он жил и использовался в Ленинграде на местном поголовье восточноевропейских овчарок. Являясь правнуком Чемпиона Швеции Дорна ф. Зибенфаулен по отцу и правнуком Чемпиона Финляндии Удо ф. Майстерберг по матери, он нес в себе крови западногерманских собак. К сожалению, сук немецкого происхождения с ним не вязали, и он оказался безвозвратно потерянным для породы.
Особое слово следует сказать о Маркусе ф. Зандеснебен. С именем этой собаки, определенно, связаны самые большие наши потери. Маркус был единственным на то время представителем породы, привезенным непосредственно из ФРГ, имел в своей родословной лучшие западногерманские крови, являясь внуком Клодо а. д. Эромитенклаузе, обладал желательным типом современной немецкой овчарки, отличными экстерьерными и рабочими качествами, высокой препотентностью в передаче этих качеств потомству. Он принадлежал известному скрипачу Давиду Ойстраху, и вполне объяснимо, что владелец его был далек от проблем собаководства. Маркус никогда и нигде не выставлялся и за всю свою жизнь повязал, едва ли, десяток сук. Можно только предполагать с какими трудностями пришлось столкнуться их владельцам, чтобы попасть на подмосковную дачу великого скрипача, где содержалась его любимая собака. Остается лишь сожалеть о том, что использование Маркуса было столь недоступным, и он не дал породе то, что должен был дать. Но и среди небольшого количества его детей были прекрасные собаки, такие, как Кальмар (владелец - Пронин, г. Днепропетровск), Кадет (владелец - Гомельский, г. Днепропетровск), Крона (владелец - Сорина, г. Днепропетровск).