Смекни!
smekni.com

Сравнение картин Гаврилова "Свежий день" и Кугача "Перед танцами" (стр. 3 из 3)

Пространство решается двумя перспективами - линейной и светотенью, а ритмически. Ведь движение в живописи доступно лишь как иллюзия. Ритмом создается подлинное видение движения.

Через ритм проблема пространства и времени получает единое выражение как отношение частей изобразительной формы. Отдельная изобразительная деталь композиции становится лишь некой «переменной», функционально зависимой от иных частей композиции. Именно таково понятие интервалов в музыке, как отношений между высотой звуков. Застывшие в ожидании девушки через какое-то время придут в движении, забеспокоятся, бросят тревожные взгляды на музыканта, на партнеров по танцу и пустятся в пляс, именно так мы ощущаем ритм и время в картине «Перед танами». Их фигурам в ожидании, скрытой динамике, подчинена вся композиция.

Ближние предметы заслоняют дальние. И заслоняют не просто фигурами, но и своими значениями. Главный вес сосредоточен в образах женщин и девушек. Глубина пространства «прорисована» за счет плоскости пола, - низ приобретает главное, миротворящее значение в картине. Но низкий потолок и стены маленького пространства не «давят» на фигуры, скорее наоборот создают уют, интимность, свойственную бытовому жанру.

Среди выразительных средств особо следует отметить линию, свет и светотень. В отличие от Гаврилова, что намечал изображение сочными бликами, мазками и световыми пятнами, Кугач четко обозначил линии, сделал незаметными штрихи и наложил тени, придав фотографичности своей работе «Перед танцами». Отражаемый предметами свет в тени понижен равномерно, и соотношение между цветами предметов в тени не изменяется, происходит лишь общее понижение яркости цвета. Формам придается реалистический объем. Линия же в живописи практически не заметна, она выражается в формах и цветах.

Свет картины рассеянный, он создает впечатление мягкости, живописности, что импонирует художнику.

Тональность картины, не колористическая, как у Гаврилова, а светотеневая. Для этого группового портрета характерен спокойный колорит с преобладанием теплых затемненных цветов: желтого, красного, бордового. Именно благодаря теплым насыщенным цветам и особым впечатлениям работ некоторые зарубежные теоретики искусства приравнивают Юрия Кугача к импрессионистам. Колористическое единство всех элементов достигается с помощью цветовых контрастов или нюансов.

Обостренное чувство формы и цвета позволяют художнику создать эмоционально напряженный образ человека, изображенного в минуту ожидания и отдыха.

Главная идея плотна также гуманистическая и жизнеутверждающая, но эмоциональность картины более лирична, сдержанна. Это не гимн, а скорее элегия силе молодости, нежная песня о зарождении трепетных и нежных чувств. Здесь нет световоздушной перспективы, но есть затаенная динамика, зарождение свободы, что выразиться скоро в легком деревенском танце.


Заключение

Написав, данную работу, мы провели анализ и сравнение двух картин советской реалистической школы периода «оттепели»: «Свежий день» В.Н. Гаврилова и «Перед танцами» Ю.П. Кугача. И пришли к выводу, что обе эти картины очень близки по своему содержанию, идее, но отличаются способом передачи художественного образа. Обе картины воспевают нравственную красоту и внешнюю привлекательность простого русского человека, русской женщины. На полотне Гаврилова перед нами предстает молодая женщина с улыбкой на лице, в непринужденной позе. Она на лоне природы, на реке, свежий ветер развивает ее одежды, и чувство свободы, пространства, гармонирует с ее духовной свободой, ее молодым задором. А Юрий Кугач показал нам сцену ожидания танцев, пятеро молодых женщин и девушек сидят на лавочке, на их лицах лежит печать задумчивости мечты, еще минуту и они тоже станут свободными в легком танце.

И первое, и втрое произведение рисует нам словно один кадр из множества прекрасных бесконечных кадров жизни. Поэтому картины можно отнести к стилю социалистического импрессионизма. Но именно «Свежий день» Гаврилова написан в импрессионистической манере широко мазка, яркой теплой тональности. На картине много бликов, рефлексов, световых пятен, за счет чего создается трепетное впечатление от слияния человека и природы. А у Кугача стиль тяготеет к бытовому жанру. Этот групповой портрет написан в более традиционной технике: мазок не заметен, колорит спокойный, немного темный, пространство линейное, тональность не колористическая, а светотеневая. Но и на картине «Перед танцами» ощущается та же поэтичность, лиризм, что и у Гаврилова.

Именно благодаря поэтичности образов, обращения к тематике вечных ценностей, обе картины широко известны за пределами Росси, и любимы многими поколениями посетителей Третьяковской галереи, где они экспонируются.


Список источников литературы

1. Филиппов В. Импрессионизм в русской живописи. – М.: Белый город, 2003. – 320 с.

2. Усачев А. Прогулки по Третьяковской галерее. – М.: Дрофа-Плюс, 2008. – 120 с.

3. Чегодаев А.Д. Страницы истории советской живописи и советской графики. – М.: Советский художник, 1984. – 486 с.

4. Серюлль М., Серюлль А. Энциклопедия импрессионизма. – М.: Республика, 2005. – 296 с.

5. Живопись Росси. ХХ век. Т. 2. Наследие. – М.: Живопись-Инфо, 2008. – 124 с.

6. Манин В.С. Русская живопись ХХ века. Том 3. – М.: Аврора, 2007. – 552 с.

7. Русская живопись. – М.: Кристалл, 2008. – 320 с.

8. Савельев. А. Мировое искусство. Русская живопись. – М.: Оникс, 2007. – 192 с.


[1] Филиппов В. Импрессионизм в русской живописи. – М.: Белый город, 2003. – 320 с.

[2] Усачев А. Прогулки по Третьяковской галерее. – М.: Дрофа-Плюс, 2008. – 120 с.

[3] Чегодаев А.Д. Страницы истории советской живописи и советской графики. – М.: Советский художник, 1984. – 486 с.

[4] Серюлль М., Серюлль А. Энциклопедия импрессионизма. – М.: Республика, 2005. – 296 с.

[5] Живопись Росси. ХХ век. Т. 2. Наследие. – М.: Живопись-Инфо, 2008. – 124 с.

[6] Манин В.С. Русская живопись ХХ века. Том 3. – М.: Аврора, 2007. – 552 с.

[7] Русская живопись. – М.: Кристалл, 2008. – 320 с.

[8] Савельев. А. Мировое искусство. Русская живопись. – М.: Оникс, 2007. – 192 с.