Смекни!
smekni.com

Становление и развитие якутского кинематографа (стр. 1 из 3)

Средняя образовательная школа № 33

Центр эстетического воспитания, демократической культуры и здоровья им. Л.А. Колосовой

Становление и развитие якутского кинематографа

Выполнил: ученик 10 «А» класса

Петров Валерий

г. Якутск, май 2009г.


План

Введение

1. Первые шаги в якутском кинематографе

2. Культура народа Саха в якутских кинофильмах

3. Позиции современного кино в Якутии

Заключение

Список использованной литературы


Введение

В художественной культуре XX века особый ранг по статусу и значительное место по объему, безусловно, принадлежит кинематографу. Кино как новое синтетическое искусство универсально сочетает в себе возможности художественной литературы, изобразительного искусства, музыки и театра. Отсюда его широкая востребованность в современном обществе - и как средства коммуникации, и как вида художественной культуры. Кино, подобно фольклору, синкретично по своей жанровой природе. И фольклору, и кино свойственно разнообразие художественных приемов создания народного характера, самого образа народа через непосредственное восприятие реальных моментов общественной жизни страны. Особенно ярко народность киноискусства, его внутренняя связь с фольклором проявляется в становлении молодых национальных кинематографий.

Национальный кинематограф как составная часть духовной культуры народа Саха - результат развития и взаимодействия ряда существенных социальных и общественных факторов. Наряду с многовековой традицией художественного слова, а также современным уровнем развития театрального, изобразительного, музыкального искусств, формирование национального кино в Якутии в первой трети XX века связывалось с такими социальными явлениями, как установление навыков и устойчивых форм городской жизни, широкомасштабное развитие промышленности, целенаправленное освоение профессионального образования и повышения мастерства специалистов.

С другой стороны, неоспоримое своеобразие якутского кино имеет отношение к характеру самой природы на вечной мерзлоте. Якутия занимает пятую часть площади России и является самым большим по территории субъектом страны из всех 89 ее республик, краев, областей и автономных национальных образований.

Таким образом, от первого научного обращения к территории Якутии и населяющим ее народам до первых научных и научно-популярных кинематографических съемок на самой северной части России проходит два столетия. Первые опыты демонстрации кино в городе Якутск относятся к концу 1911 года. В начале 30-х годов XX века в Якутии работала первая крупная экспедиция советских кинематографистов — киносъемочная группа «Востоккино» в составе В.Блувштейна, Я.Светозарова, Н.Привезенцева. Целью их командировки в 1931 году была постановка полнометражного фильма о жизни республики.

Все эти исторические сведения необходимы для понимания нового для Якутии вида искусства ~ кинематографа, представляющего собой одно из самых перспективных направлений искусства XX века. Таким образом, историческое направление выступает наиболее оптимальным методом исследования такого сложного и многомерного явления, как становление национального кино в его связи с многовековыми духовными и художественными традициями якутского народа.


1. Первые шаги в якутском кинематографе

Из разных источников известно, что первые сеансы кино проходили в Якутске еще в 1911 году. Естественно, в силу удаленности Якутии от центра России, плохих дорог, отсутствия лент, да и, вообще, за неимением налаженной системы проката, на первых порах показы проводились редко. Якутск стал единственным городом, в котором в дореволюционное время существовало несколько частных киноустановок, регулярно демонстрировавших кино. Кроме того, если в России кино считалось развлечением сравнительно недорогим, то в Якутии оно было доступно только зажиточным слоям. Но, несмотря на достаточно высокую стоимость билета, ужасающее качество показываемого увлекательные живые фотографии неизменно пользовалось успехом у публики, которая готова была платить любые деньги за хоть какое-то развлечение. Подавляющее число кинофильмов, показываемых в то время были иностранного производства, киноаппаратура также была привезена из зарубежных стран.

Таким образом, кинематограф вошел в Якутию как чисто коммерческое явление с фильмами весьма сомнительной художественной ценности (в большей степени репертуар того времени составляли мелодрамы, детективы, приключенческие картины). Но сам факт появления кино в Якутии, долгое время бывшей всего лишь окраиной России и местом ссылки, где коренное население до тех пор жило согласно многовековому укладу, имел огромное значение - кино стало окном в большой мир.

Первая киносъемка в Якутии состоялась в 1912 году. Французский путешественники Даниэль Бюссон и оператор Марэ во время своего путешествия по Лене снимал местных жителей, якутскую природу. Двумя годами позже американцы, приехавшие в составе торговой экспедиции, вели съемки в Нижнеколымске.

Российские кинематографисты того времени также делали попытки съемок в Якутии. В 1914 году в Нижнеколымске работала группа кинофирмы Ханжонкова, однако закончить съемки не удалось. Известно также, что один из первых содержателей кинозалов в Якутии, П.И. Никулин, также производил киносъемки быта и традиций якутов.

В 1931 году в Якутск прибыла киносъемочная группа треста "Востоккино" под руководством В. Блувштейна, который мечтал снять художественный фильм о Якутии. К сожалению, задуманная картина "Якутия" так и не вышла на экраны, но отснятый материал стал основой короткометражного фильма "На берегах Алдана". В августе 1928 г. зрители Якутии впервые увидели на киноэкране кадры о родном крае, снятые Я.С. Шмаковым.

В то же время российские режиссеры создавали художественные фильмы, в которых были задействованы якутские актеры, а вскоре не только о Якутии, но и на материале якутских писателей. В 1972 режиссер Марат Арипов снимает фильм "Тайна предков" по повести Николая Якутского "Золотой ручей".

В 1931 году в Якутии было введено всеобщее начальное образование, а в 1934 году открылся первый вуз - пединститут. Бурное культурное и экономическое развитие 30-х годов сказалось и на кинематографе того времени, который стал звуковым. Автором первого звукового фильма о Якутии стал выпускник ВГИКа К. Широнин. Его картина "Бухта Тикси" вышла в 1938 году. Также Широнин увековечил жизнь Крайнего Севера в фильмах «Сангарские кости», «Город Якутск», «Ферма черно-белых лисиц» и др.

Вскоре началась масштабная компания по переозвучке фильмов, теперь даже в тех краях, где кинематографа никогда не видели, кино демонстрировали со звуком, что иногда приводило зрителей в ужас.

Первое профессиональное участие якутских артистов в художественных фильмах датируется 1930-ми годами. В фильме «Пропавшее звено» («Востокфильм», 1935г.) студент театрального института Николай Харитонов сыграл роль пионервожатого. Никита Табукасов снялся в фильме «Аэроград» («Мосфильм», «Украинфильм», 1935г.) в роли охотника.

В становлении кинематографа в Якутии большую роль сыграл первый профессиональный оператор – выпускник ВГИКа Никандр Савинов. Им создано более 500 киносюжетов о республике. Именно он положил начало раскрытию проникновенного экранного образа уникального края с утонченной красотой природы, с огромным промышленным потенциалом. Это фильмы «Ленские столбы», 1965г., «Рыбаки», 1966г., «Переправа», 1973г., «Кумысная фирма», 1982г. и др.

Таким образом, кино в Якутии за этот период сделало огромный шаг вперед: строятся кинотеатры, благодаря передвижкам кино попадает в самые отдаленные уголки, завоевывая все большую популярность; хроникальные кадры, увиденные в глухих деревнях, позволяют коренному населению приобщиться к процессу мирового переустройства.

Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война нанесла удар по всем сферам жизни людей. Все мужчины, способные держать в руках оружие, ушли на фронт, оставшиеся в тылу женщины, старики и дети отдавали последние силы на поддержку сражавшихся. Но даже в те страшные годы кино в Якутии продолжало свою работу, в немалой степени благодаря тому, что кинематограф приносил вести прямо с фронтов. Кадры кинохроники, снятые во время боев, наглядно демонстрировали весь ужас войны и тот подвиг, на который шли наши солдаты.

Как и во всей стране, кроме хроникальных лент кинематограф Якутии того времени был представлен фильмами на военно-патриотическую тему: "Она защищает Родину", "Секретарь райкома", "В шесть часов вечера после войны", "Радуга".

Кино сильно пострадало во время войны. По всей стране было уничтожено более 600 кинотеатров, пострадали десятки тысячи кинолент. Но, несмотря на то, что киносеть Якутии по техническим параметрам сильно отставала от общероссийского уровня, все же следует отметить развитие государственной киносети в послевоенные годы: увеличилось количество киноустановок в сельской местности, немые киноустановки были полностью заменены звуковыми.

В 1942 году начал работу кинотеатр "Центральный", который в 50-х годах стал показывать широкоформатные фильмы. При "Центральном" был открыт постоянный кинолекторий. Кстати процесс перехода на широкий экран оказал благотворное влияние на развитие кино в нашей республике. К середине 60-х количество киноустановок выросло до 810 (из них 643 в сельской местности), а к 1965 году в республике было введено в строй 11 кинотеатров на 3100 посадочных мест. В 1963 году начал работать кинотеатр "Лена" с самым большим на тот период экраном (66 кв. метров).

2. Культура народа Саха в якутских кинофильмах

С первых самостоятельных шагов кинематограф Якутии делает попытки создания своего собственного неповторимого облика, отражающего культуру и мировоззрение якутов. Якутские режиссеры, работая в разных направлениях и жанрах, одинаково стремятся нащупать тот нерв, который бы стал основой для формирования национального якутского кино, и каждый из них вносит в это общее дело свою лепту. Естественно, что в попытках найти свой путь якутское кино обратилось к народному эпосу - олонхо.